1. | Организационно-мотивационный этап (1 мин.) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме беседы. | Педагог предлагает детям отгадать загадку. Что за милая пора – Солнце, зелень и жара? Всем понятно - это время Называется... лето (весна) | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Художественное слово, предложение, ситуация проб и ошибок. | Д: Весна Д: Лето | Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. |
2.1 | Этап постановки проблемы ( 1 мин.) | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | В: Кто-то говорит, что лето а кто-то что осень. Как же узнать, кто прав? В: Давайте в этом разберёмся. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Вопросы, предложение. | Д: Обсудить. | Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный педагогом. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом ( 6 мин.) | Закрепление определённого объёма знаний и представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе. | В: Так как большинство считает, что это лето– давайте с неё и начнём. Почему можно понять что на улице наступило лето? В: Как меняется поведение человека в зависимости от погоды? В: Как меняется поведение животных и насекомых летом? | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Обсуждение проблемы, Практические: опора на опыт детей, участие детей в беседе | Д: Потому что на улице очень тепло, даже жарко , на огородах зреет урожай, растут цветы, бывает гроза с радугой. Д: Д: Он одевается легко, отдыхает, работает на даче. Д: подрастают детёныши, все звери и насекомые радуются солнцу, ищут пищу, живут. | Дети смогли правильно ответить на все вопросы, у них закрепились представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, они подведены к определению способов решения проблемы. |
2.3 | Этап практического решения проблемы ( 3 мин.) | Овладение действиями, способами решения проблемы | В: Тогда если всё что вы назвали – признаки зимы, то послушайте и скажите, какие признаки лета спрятались в стихотворении Повторное чтение стихотворения. В: Все ли признаки лета были названы в загадке? В: А мы сейчас проверим, какие вы внимательные, а для этого поиграем в игру: «Что лишнее?» Сейчас я буду называть вам поведение человека в разные сезоны или изменения в живой и неживой природе. Ваша задача внимательно слушать и если вы слышите, то что относится к рассматриваемому нами сезону, то хлопаете, если нет – то молчите. Листопад, сосульки, люди одевают шапку, иней, мороз, пасмурно, рано темнеет, урожай, люди сажают семена, люди чистят снег, животные меняют шубу на более лёгкую, животные делают запасы, спеют фрукты, распускается сирень, появляются лужи, радуга, деревья засыпают, люди выходят на субботники, появляются ручьи, гроза, разливаются реки, улетают птицы, печёт солнце, животные делают запасы, туман, похолодание, птицы вьют гнёзда, летают бабочки. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. вопросы, предположения, обсуждение проблемы, опора на опыт детей, участие детей в беседе, дидактическая игра. | Дети находят и называют признаки лета. Д: Нет Дети выполняют игровые действия. | Дети правильно ответили на вопросы и предложенные ситуации, осознали собственное положение в вопросе определения признаком сезона. |
3. | Заключительный этап (4 мин.) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта | В: Итак, мы ничего не перепутали – все слова поймали правильно? В: Итак, решили мы с вами спор, и оказалось что спряталась в загадке лето, какое оно? В: Совершенно верно, только почему нам важно с вами всё то, о чём мы с вами говорили про лето? В: Конечно, чтобы знать это время года в лицо и не путать ни с каким другим. Теперь оцените, как вам кажется – всё ли вы знаете про такую красавицу природы, если всё, то возьмите жёлтую карточку, если хотите узнать больше – то голубую. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Словесные: вопросы. Наглядные-практические: участие детей в решении проблемы Игровые: рефлексия и самоанализ. | Д: солнечное, жаркое, лёгкое. Д: Чтобы мы точно могли определить время года. | Дети смогли ответить на вопрос отличий сезонных изменений, у них закрепились представления по данному вопросу. |