Беседа с элементами тренинга: «Эффективное взаимодействие в конфликте».
Цель:
познакомить обучающихся с понятием «конфликт», его составляющими;
ознакомление обучающихся с различными стратегиями поведения в конфликтной ситуации
применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
Знакомство с понятием «конфликт», составляющими конфликта, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, классификация стилей поведения по К. Томасу.
Взаимодействие в конфликте, снятие эмоционального напряжения. Правила бесконфликтного общения.
«Добрый день, ребята! Тема нашей сегодняшней встречи эффективное взаимодействие в конфликте. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов, и мы с вами попробуем разобраться, что же такое конфликт, составляющие конфликта и научимся применению конструктивного разрешения конфликтов.
«Ребята, вы слышали слово «конфликт»? Как часто с вами происходят конфликтные ситуации? Как вы понимаете это слово, что на ваш взгляд является «конфликтом»? (заслушиваются ответы студентов)
Давайте рассмотрим более подробно, что означает слово «конфликт». В переводе с латинского слово «conflictus» означает столкновение. На Руси слово «конфликт» начали употреблять с IXX века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Многие ученые считают, что конфликты, являются частью нашей повседневной жизни, они способствуют реформам, преобразованию, как развитию человека, так и всего общества.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное расхождение, острый спор, что приводит к противостоянию и борьбе.
Упражнение «Испорченный телефон»
Описание упражнения: Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой - либо темы, знакомой и интересной для участников.
Пример сообщения: В наш колледж купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на втором этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство территории вокруг колледжа. Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот - следующему и т.д.
Обсуждение: Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки».
Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
Предлагаю рассмотреть основные структурные элементы конфликта:
• Стороны конфликта - люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
• Предмет конфликта - то, из-за чего он возникает.
• Образ конфликтной ситуации - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей - может существенно различаться у разных сторон конфликта.
• Мотивы конфликта - внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
• Позиции конфликтующих сторон - то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.
«Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…».
Вопросы обучающимся:
Ребята, как вы считаете, почему возникают конфликты?
Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?
С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
Бывают ли у вас конфликты со своими сверстниками? В чём их суть?
Что чаще всего является для вас причиной конфликта? (Заслушиваются ответы обучающихся).
Какие на ваш взгляд являются причины конфликтов? (ответы обучающихся)
Предлагаю рассмотреть те причины по которым возникают конфликтов:
Столкновении интересов на почве соперничества.
Отсутствии взаимопонимания, часто сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.
Недоверие и раздражение может вызвать конфликтную ситуацию.
Отсутствует возможность высказаться.
Основу любого конфликта образует ситуация, включающая противоположные цели или средства их достижения.
Ролевая игра «Конфликты»
Описание игры:
Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки.
Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.
Примеры конфликтных ситуаций:
• Ты договорился (лась) идти в ночной клуб с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький (ая) еще!»
• Ты написал контрольную работу, на твой взгляд, хорошо. Преподаватель после проверки работы говорит тебе, что ты списал ее у одногруппника. Ты стараешься объяснить, что это не так, но преподаватель настаивает на своем и выставляет неудовлетворительную оценку.
Обсуждение: При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться.
Вопросы обучающимся:
- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей?
- Каким образом?
- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?
Упражнение «Праздничный пирог».
Цель: самодиагностика стратегии поведения обучающихся в конфликтной ситуации.
«Представьте себе, что к вам на День рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом. Но торт, к сожалению, был небольшого размера и его явно не хватит на всех. Что вы будете делать в этой ситуации? Выберите вариант своего поведения:
1. Откажетесь разрезать торт, и чтобы никого не обидеть, попросите, кого - нибудь это сделать (избегание).
2. Разрежете торт сами, на своё усмотрение, кому какой кусок - не важно, главное - себе самый лучший, так как у Вас же День рождение! (конкуренция).
3. Учтёте пожелание гостей, а себе возьмете кусок, какой достанется (приспособление).
4. Постараетесь разделить торт поровну между всеми участниками праздника, включая и себя тоже (сотрудничество).
5. Скажете, что торт вы есть не хотите, пусть его съедят гости, а сами съедите только шоколадные фигурки с торта (компромисс).
Есть люди, которые ни дня не могут прожить без конфликта. Они похожи на назойливую муху, которая не дает спокойно жить. Как правило, это нервные, неуравновешенные люди. Если среди твоих знакомых есть такие, старайся обходить их стороной. С конфликтными натурами лучше вообще не ввязываться в спор.
Компромиссное решение. Самое гармоничное разрешение конфликта — компромисс, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Людям не хватает в жизни компромисса. Они склонны впадать в крайности и жить на полюсах своих мнений. Им порою так трудно разминуться на узком мосту, что приходится сталкивать встречного с пути.
«Как говорил отечественный писатель Г. Александров, «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
Я в свою очередь, предлагаю вашему вниманию следующие советы доброго общения и отношений:
1.Не позволяй себе раздражения, гневного состояния.
2. Не упрямься и не будь капризным.
3. Не ругай себя, если что-то не получается так как тебе бы хотелось.
4. Не предъявляй больших требований к окружающим людям, они тоже могут в чем – то ошибаться.
5. Принимай людей такими, какие они есть.
6. Относись к окружающим так, как бы тебе хотелось, чтобы они относились к тебе (Конфуций).
7. Постарайся приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не будь агрессивным и вспыльчивым.
«Ребята, что нового и полезного Вы узнали сегодня из сегодняшней беседы? «Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком и нашу встречу мне бы хотелось завершить словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
«Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока! До новых встреч! В конце встречи обучающиеся получают буклеты с рекомендациями, о том, как вести себя во время конфликтов, как их избегать, а также правильно строить своё общение с окружающими людьми.
Пример конфликтных ситуаций:
Ты договорился (лась) идти в ночной клуб с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький (ая) еще!».
Пример конфликтных ситуаций:
Ты написал контрольную работу, на твой взгляд, хорошо. Преподаватель после проверки работы говорит тебе, что ты списал ее у одногруппника. Ты стараешься объяснить, что это не так, но преподаватель настаивает на своем и выставляет неудовлетворительную оценку.