СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Беседа как метод обучения на занятиях по игре в шашки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа - форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от педагога требуется умение естественно строить разговор -- привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. Чем лучше будет подготовлен педагог, тем непринужденнее и эмоциональнее пройдет беседа.

Просмотр содержимого документа
«"Беседа как метод обучения на занятиях по игре в шашки"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр творчества «Темп» г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края



Беседа как метод обучения

на занятиях по игре в шашки













В помощь педагогу дополнительного образования


Методическое пособие

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Шашки»



Составитель: Большакова Лидия Николаевна,

методист




Амурск

2023


Беседа как метод обучения на занятиях по игре в шашки.

В помощь педагогу дополнительного образования (Методическое пособие к программе «Шашки»).


Составитель: Л.Н.Большакова, методист








Данное методическое пособие разработано к дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Шашки», содержит рекомендации по проведению тематических бесед в ходе обучения игре в шашки.

Беседа - форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от педагога требуется умение естественно строить разговор -- привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. Чем лучше будет подготовлен педагог, тем непринужденнее и эмоциональнее пройдет беседа.

Предлагаемые беседы могут быть использованы педагогами дополнительного образования, а так же учителями образовательных организаций во внеурочной работе с обучающимися.










Содержание



Беседа как метод обучения и воспитания……………………………….4

Беседа «Из истории шашек»…………………………………………….5

Беседа «Разновидности игры в шашки»………………………………...9

Эвристическая беседа «Шашечные дороги»…………………………..11

Беседа «Правила вида спорта «Шашки»………………………………18

Ответы на задания.………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………..25

Приложение 1. Былина «Добрыня, посол князя Владимира»……….26






















Беседа как метод обучения и воспитания


Программа «Шашки» строится на общеизвестных дидактических принципах научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой и других, которые тесно связаны с использованием в работе метода беседы.

Метод беседы - один из самых известных методов обучения. Его использовал еще Сократ. Главной функцией этого метода является побуждение обучающихся к участию в занятии.

Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний, в активации жизненного опыта обучающихся.

Развивающий эффект этого метода проявляется в формировании у обучающихся умения чётко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль.

Воспитательное влияние беседы заключается в том, что она пробуждает в обучающихся самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, становлению коммуникативной способности. Беседа как метод обучающего взаимодействия педагога подходит для любого возраста, главное – правильно определить содержание и глубину обсуждения проблем.

Беседа может проводиться на любом этапе занятия: в его начале – для повторения изученного; в ходе объяснения нового материала; в конце занятия – как способ закрепления изученного. Кроме того, беседа может служить формой подведения итога занятия. Словом, беседа универсальна.

Важно и то, что в ходе беседы осуществляется устный обмен мнениями между педагогом и обучающимися. А значит, обучающиеся не только получают новые знания или их закрепляют, но и учатся высказывать свое мнение, что способствует активации мышления, развитию речи. Обсуждение учебного материала способствует установлению связей между теорией и практикой, между предшествующими занятиями и последующими.

Более убедительной является та беседа, которая сопровождается использованием наглядных пособий.

Беседа как метод обучающего взаимодействия педагога с обучающимися подходит для любого возраста, главное – правильно определить содержание и глубину обсуждения проблем.

Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.


Беседа «История развития шашек»

Тема программы «История развития шашек»


Цель: Ознакомление с историей развития шашек как одной из древнейших логических игр

Задачи:

- познакомить обучающихся с историей игры в шашки;

- формировать интерес к игре в шашки как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Оборудование и наглядность:

- презентация «История развития шашек».


Ход беседы:


Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
На столе доска чудная, черно-белая такая,
Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем путешествие в замечательную страну «Шашки». Давайте узнаем, что вы уже знаете о замечательной игре под названием русские шашки. (Ответы детей.)

Шашки - одна из самых древних игр. История и место происхождения шашек до сих пор остаются неизвестными. Судя по всему, эта игра возникла у самых разных народов.

По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.

История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.

У влекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки.

В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток. Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек.

Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками.

У римлян игра называлась "латрункули" и происходило от слова "латро" - воин. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков.

О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов. Так, в слоях, относящихся к 10 веку, были обнаружены шашки из камня, янтаря и глины. Считается, что эта игра была завезена на Киевскую Русь викингами, поскольку похожие шашки, принадлежавшие к той эпохе, были найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии.

Н а Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки.

Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. В русской былине «Добрыня, посол князя Владимира» повествуется о том, как князь Владимир поручил Добрыне Никитичу и еще двум русским богатырям дипломатическую миссию, дань вести хану Бахтияру.

«По приезду в ханскую землю посадил хан Бахтияр русских богатырей за стол, стал их поить-потчевать да выспрашивать:
- Есть ли у вас на Cвятой Руси, кто играет в дорогие тавлеи золочёные? Играет ли кто в шашки — шахматы? Проговорил в ответ Добрыня Никитич: - Я могу с тобой, хан, в шашки-шахматы поиграть, в дорогие тавлеи золочёные.

Стали Добрыня с ханом по шашечной доске ходить, с клетки на клетку переступывать. Добрыня раз ступил и другой ступил, а на третий хану и ход закрыл. И вторую партию стали играть. Вот хан ход ступил — недоступил, другой раз ступил — переступил, а на третий раз Добрыня ему и ход закрыл. И третью партию выиграл Добрыня Никитич». (Приложение 1)

Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им "ассамблеях" тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя "ассамблею", должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Современное название игры "шашки" (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску - "checkered" - что в переводе означает "клетчатый". Пилигримы, приплывшие в Северную Америку из тех областей Англии, где игру в шашки было принято называть на современный лад, стали причиной распространения слова "checkers" во всех англоязычных странах.

Все правила игры дошли до нас практически неизмененными. А правило, по которому игрок, если есть возможность побить шашку соперника, должен непременно это сделать, появилось лишь в 1535 году. Шашками увлекались и Пушкин, и Державин, и Чехов, и Суворов, и Грин, и Шопен…

Как бы ни старались ученые, но найти «родителя» этой игры уже не представляется возможным, поэтому логичнее признать игру в шашки достоянием всего человечества.


Задание 1. Ответь на вопросы по истории игры в шашки.

1. Где, по мнению исследователей, зародилась игра в шашки?

2. Как называлась игра, подобная шашкам, распространенная в Древнем Египте?

3. Из скольки клеток состоит шахматная доска, найденная в гробнице Тутанхамона?

4. Как называлась игра в шашки у римлян?

5. С именем какого киевского князя связывают появление шашек на Руси?

6. Назовите одну из былин, в которой рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.

7. Назовите имя русского императора, который всячески поощрял игру в шашки и в шахматы.

8. От какого слова произошло современное название игры "шашки"?


Задание на дом: найти стихи, пословицы, поговорки, афоризмы, посвященные игре в шашки.



Беседа «Разновидности игры в шашки»

(Тема программы «Различные шашечные системы»)

Цель: Ознакомление с видами игры в шашки

Задачи:

- рассказать о популярности и видах игры в шашки;

- учить сравнивать и находить отличие русских шашек от других видов игр;

- развивать внимание и память.

Оборудование и наглядность:

- слайды с видами шашечных досок различных игр;

- шашечные доски и комплекты шашек.


Ход беседы:

- Ребята, скажите, какие виды игр в шашки вы знаете? Возможно, вы в них уже играли. (Ответы обучающихся: уголки, поддавки, «Чапаев» и т.д.)

- Существует несколько разновидностей игры в шашки, среди них: русские шашки, международные шашки, поддавки, итальянские, бразильские, канадские шашки и др.

В Европе наиболее популярны международные шашки. Для этой игры используется доска 10x10 клеток. Шашки занимают первые четыре ряда с двух сторон доски; простая шашка может бить назад, а дамка — ходить на любое число полей. Цель игры — съесть или запереть все шашки противника.

В бразильские шашки играют на доске 8x8 клеток, по тем же правилам, что и в международные шашки.

При игре в итальянские шашки также используется доска 8x8 клеток, однако, повернутая на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки занимают первые три ряда с двух сторон; простая шашка не может бить назад и не может бить дамку. Дамка ходит на одно поле в любом направлении.

В канадские шашки играют на доске 12x12 клеток по правилам международных шашек.

В США особенно популярна игра в чекерс. На доске 8x8 клеток шашки занимают первые три ряда с двух сторон. Простая шашка не бьет назад, а дамка может ходить на одно поле в любом направлении.

Среди эмигрантов из России особенно распространены игра в Pool (пул-чекерс), правила которой аналогичны правилам русских шашек, однако во время боя простая шашка, проходя через дамочное поле, не превращается в дамку.


Задание 2. Найти соответствие

Прочитай определения в строках левого столбика и найди соответствующие определения в строках правого столбика.


Международные шашки наиболее популярны…

…8 x 8 клеток

Для международных шашек используется доска…

…первые три ряда с двух сторон

В международных шашках фигуры занимают…

…что и в международные

В бразильские и итальянские шашки играют на доске…

… правилам русских шашек

По правилам международных шашек играют в …

…в Европе

В итальянских шашках фигуры (фишки) занимают …

…10 х 10 клеток

В канадские шашки играют на доске

… в бразильские, итальянские, канадские шашки

В игре пул-чекерс правила игры аналогичны

…первые четыре ряда с двух сторон доски


Эвристическая беседа «Шашечные дороги»

(Тема программы: «Строение шашечной доски»)


Эта доска в клеточку -
Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.
И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.
(Минькевич Валерия)

Цель: активизация мыслительной деятельности обучающихся через ознакомление со строением шашечной доски.

Задачи:

- познакомить обучающихся со строением шашечной доски;

- учить самостоятельному поиску верного ответа;

- обучать умению ориентироваться на плоскости шашечной доски;

- обогащать понятийный словарь по игре в шашки;

- развивать умение логически размышлять;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование и наглядность: шашечные доски, шашки, диаграммы, поля без цифр на каждого ребенка, карточки с обозначением полей, простые карандаши, словарь шашечных терминов.


Ход беседы:

Педагог. Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас вместе разгадать загадки и раскрыть все диковинные тайны волшебной доски. Шашечные поединки ведутся между двумя партнерами (противниками) на квадратной шахматно-шашечной доске, иначе называемой шашечницей.

В ходе беседы я буду задавать вопросы, а вы – отвечать на них. Постарайтесь на них безошибочно отвечать, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.

(Слайд шашечного поля)

Педагог. Что вы видите на доске?

Ответы детей: Одинаковые квадраты, которые чередуются по цвету

Педагог. Чем они похожи и чем они отличаются?

Ответы детей:  Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету.

Педагог. «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …» Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.

Ответы детей: Белых клеток 32, чёрных клеток 32.

Педагог. Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

(Слайд разных по цвету шашечных полей.)

Педагог. Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?

Ответы детей: Одинаковое количество - по 32, сколько белых, столько и чёрных.

Педагог. Да, доска состоит из 64 чередующихся светлых и темных равных квадратов; таким образом, на доске имеются 32 светлые и 32 темные клетки, которые называются белыми и черными полями. Игра ведется только на черных полях.

Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?










Диаграмма №1


Педагог. А как называется каждый из квадратиков или клеток?

Ответы детей: Поле.

Педагог. Совершенно верно. Поля имеют свои названия: в рядах 1 и 8 называются дамочными, в рядах 2 и 7 — преддамочными, в рядах a и h (справа и слева) - бортовыми

Педагог. Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

В начале игры оба противника имеют по двенадцати шашек, причем у одного из них белые шашки, у другого – черные. Они располагаются на черных полях первых трех горизонтальных рядов, как показано на диаграмме №2.











Диаграмма №2


(Слайд правильного расположения доски.)

Педагог. Для записи партий и отдельных положений пользуются специальной системой обозначения полей, которая называется нотацией. Ее необходимо хорошо усвоить. Согласно принятой нотации, каждое поле доски имеет условное обозначение.

Педагог. А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные?

- Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

Ответы детей: Горизонтальные линии.

(Слайд доски со стрелками по горизонтали.)

Педагог. Сосчитайте, сколько их на доске?

Ответы детей: 8 горизонтальных линий.

Педагог. А как, ребята, обозначаются горизонтальные линии?

Ответы детей: Цифра ставится сбоку слева и справа от доски.   (Поля без цифр на каждого ребенка.)

Педагог. Расставьте, пожалуйста, цифры слева и справа от доски.

Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Ответы детей: Вертикальные линии.

(Слайд шашечного поля с линиями по вертикали.)

Педагог. Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита: a, b, с, d, е, f, g, h (по-русски они произносятся: а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).

Давайте обозначим вертикальные линии. Проставьте, пожалуйста, буквы сверху и снизу.

А теперь сравните вертикальные линии по длине, а как вы это сделаете, решите сами (Считают количество клеток и сравнивают.)

Ответы детей: Линии одинаковые, по 8 клеток.

Педагог. Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Ответы детей: Линии равные.













Педагог. Так как вертикальные и горизонтальные ряды пересекаются, то каждое поле получает и буквенное и цифровое обозначение, как показано на диаграмме № 3. Специальная система обозначения полей называется нотацией. Усвоить шашечную нотацию легко, но для этого необходима тренировка.



Диаграмма №3


Педагог. На шашечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.

(Слайд шашечного поля с диагональными стрелками.)


Диаграмма №4


Педагог. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.

Ответы детей: Диагональные линии разные по длине.

Педагог. Каждый диагональный ряд имеет своё название:

Большак, большая или главная диагональ (дорога) — самая длинная диагональ на поле, состоящая из 8 клеток. Располагается от клетки a1 до клетки h8;

Двойник — контур из четырёх диагоналей a7—b8—h2—g1—a7;

Тройник — диагонали a3—f8—h6—c1—a3;

Косяк — диагонали a5—d8—h4—e1—a5.

Педагог. Обозначьте косяк на диаграмме самостоятельно.

Дети выполняют задание.

Педагог. А сколько всего диагоналей на доске?

Ответы детей: Тринадцать.

Педагог. Молодцы! Вы со всеми заданиями справились.

Педагог. Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные?

Педагог. Посмотрите внимательно на диаграмму. Диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, a1, h8.

Педагог. А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой?

Ответы детей: Клеточки – поля.

Педагог. Да, каждое из 64-х полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

(Слайд, пример на доске c5, d7, e5)

Педагог. А теперь, что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игры:

- Игра «Кто быстрее и правильнее разложит шашки на доске?»

- Игра «Найди свое поле». Каждый игрок у себя на игровом поле должен поставить шашку на заданное поле.  (Раздаются карточки h2. f6. c7. d4. g8 и т.д. по количеству детей.)

Педагог. Ребята, расскажите, что вы узнали нового на занятии?

Ответы детей: Познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Вместе прошли по дорогам шашечной доски, узнали новые слова – шашечные термины.



Задание 3. Задание на дом. Составьте кроссворд или загадки, пользуясь теми терминами, которые есть в словарике.



Словарь шашечных терминов

Большак, большая или главная диагональ (дорога) — самая длинная диагональ на поле, состоящая из 8 клеток (от клетки a1 до клетки h8).

Вертикальные линии (вертикаль) - линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх.

Горизонтальные линии (горизонталь) - прямые линии, которые идут слева направо и справа налево.

Двойник — контур из четырёх диагоналей a7—b8—h2—g1—a7.

Косяк — диагонали a5—d8—h4—e1—a5.

Нотация - специальная система обозначения полей.

Поле - так называется каждый из квадратиков или клеток шашечной доски.

Бортовые поля – поля в рядах a, h.

Дамочные поля – поля 1 и 8.

Преддамочные поля – поля 2 и 7.

Тройник — диагонали a3—f8—h6—c1—a3.

Шашечница – доска для игры в шашки.






Беседа «Правила вида спорта «Шашки»

(Тема программы «Правила вида спорта «Шашки»)


Цель: ознакомление обучающихся с теорией шашечной игры, ее правилами

Задачи:

- познакомить обучающихся с основными правилами игры;

- познакомить с правилами техники безопасности при игре в шашки;

- воспитывать умение культуры поведения при игре в шашки;

- развивать коммуникативные навыки.

Оборудование и наглядность:

- шашечные доски и комплекты фигур;

- правила игры в шашки;

- правила техники безопасности при игре в шашки.


Ход беседы:


Педагог: Мы с вами узнали тайны шашечной доски и нам необходимо поговорить о правилах игры в шашки. Возможно, многие скажут, что знают правила и умеют играть в шашки. Давайте убедимся, так ли это?

- На каких квадратах располагаются шашки? (На черных.)

- По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек.)

- Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны.)

- А как определить, кому, какими шашками играть? (С помощью жребия. В любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку игрок выбрал, таким цветом ему и играть.)

Педагог. Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете.



Правила игры

1. В русских шашках используется доска 8х8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек — так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны.


2. В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали только вперёд на одну клетку и бить вперед и назад. Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.


3. Ударный ход может быть совершен как вперед, так и назад. Взятие шашки соперника является обязательным.


4. При достижении дамочного поля или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки (теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении и на любое расстояние).


4. За один ход шашку противника можно побить только один раз. Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода.


6. Игрок на своём ходу обязан побить шашку противника, если у него есть такая возможность, но при нескольких вариантах боя игрок волен выбрать любой. Пропуск хода не допускается.


Педагог. А еще есть правила, которые называют джентльменскими.

1. Тронул – ходи.

2. Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.

3. Не смеяться над проигрышем другого.

4. Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

5. За фук не берем.


Педагог. Ребята, а когда партия считается законченной?

- Если у соперника не осталось ни одной фишки.

- Если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек.

- Если соперник сам себя признаёт побеждённым.

- В том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа).

Педагог. Ребята, как нужно себя вести во время игры?

Во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

И помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

Педагог. Как вы считаете, ребята, существуют ли правила техники безопасности при игре в шашки? Назовите их:

- заниматься и играть в тишине (в спокойной обстановке);

- не разбрасывать фигуры;

- соблюдать дисциплину;

- выполнять требования руководителя;

- уважительно относиться к другим обучающимся, к соперникам во время игры;

- соблюдать основные требования техники безопасности в образовательной деятельности (для всех объединений)

Педагог. Теперь вы знаете все основные правила игры в шашки, а также правила техники безопасности. Ребята, помогите мне закончить стихи:


1. Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда …….. за белой!


2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь ….. по черным клеткам!


3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь … вперед!


4) Знают все, и стар, и млад,

Шашкой бьем …… вперед – назад!


5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее ….. перепрыгнет!


6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка ….. «дамкой» станет!


7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей ….. диагонали!


8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было … ходов!


Педагог. Молодцы, ребята! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.


Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
На столе доска чудная, черно-белая такая,
Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.
Надо думать, как сходить, чтобы шашки все срубить.
Хочешь в "дамки" выйти смело, ты играть должен умело.
Надо выдержку иметь и стратегией владеть.
Ты иди всегда вперед, и тебя победа ждет!
До конца ты должен биться, пусть соперник твой боится.
Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!

Задание 3. Вопросы для закрепления материала.


1. Как называется доска для игры в шашки? (шашечница)

2. Из скольких и каких полей состоит шашечница? (из 2-х белого и чёрного)

3. На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)

4. Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)

5. Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад)

6. В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (Дамка)

7. Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)

8. Сколько клеток на шашечной доске в игре? (64).

9. Сколько шашек у каждого игрока перед началом игры? (12).

10. Когда можно делать ход шашкой назад? (Когда бьём шашку соперника).

11. Какие шашки начинают игру? (Белые).

12. В какую игру можно ещё играть на шашечнице? (в шахматы).


























Ответы на задания


Задание 1. История развития шашек

1. В Древнем Египте.

2. Алькерк.

3. Из тридцати клеток.

4. Латрункули.

5. Владимира Мономаха.

6. «Добрыня, посол князя Владимира».

7. Петр I.

8. От слова "checkered", обозначающего шахматную доску, что в переводе означает "клетчатый".


Задание 2. Найти соответствие


М еждународные шашки наиболее популярны…

…12 x 12 клеток

Д ля международных шашек используется доска…

…первые три ряда с двух сторон

В международных шашках фигуры занимают…

…что и в международные

В бразильские и итальянские шашки играют на доске…

… правилам русских шашек

П о правилам международных шашек играют в …

…в Европе

В итальянских шашках фигуры (фишки) занимают …

…10 х 10 клеток

В канадские шашки играют на доске

… в бразильские, итальянские, канадские шашки

В игре пул-чекерс правила игры аналогичны

…первые четыре ряда с двух сторон доски


Задание 3. Вопросы для закрепления материала

1. Шашечница. 2. Из 2-х - белого и чёрного. 3. На чёрном поле. 4. По диагонали, только вперёд. 5. Вперёд, назад. 6. Шашку превращается в дамку. 7. Через одну шашку можно перескочить только 1 раз. 8. На шашечной доске 64 клетки. 9. По 12 шашек у каждого. 10. Когда бьём шашку соперника. 11. Ход начинают белые шашки. 12. В шахматы.





























Список использованных источников:


http://edu.resurs.kz/metod/metodi-obucheniya-v-shkole - Методы обучения в школе

https://videouroki.net/razrabotki/beseda-kak-metod-obucheniya-i-vospitaniya.html - Беседа как метод обучения и воспитания

http://www.gambiter.ru/checkers/item/6-istoria-shashek.html - История шашек

http://shashkiv.narod.ru/history.html - История шашек

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/byliny-o-ruskih-bogatyrjah.html - Былина «Добрыня, посол князя Владимира»

http://shashki.org/node/92 - Строение шахматно-шашечной доски

http://www.shashkivsem.ru/vidy-shashek - Виды шашек

http://www.maam.ru/detskijsad/-shashechnye-pravila-konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html – Конспект занятия «Шашечные правила»




















Приложение 1

Былина «Добрыня, посол князя Владимира»

Столованье-пированье у князя идет впол-пира, гости сидят вполпьяна. Один князь Владимир стольно-киевский печален, нерадостен. По столовой горнице он похаживает, пословечно государь выговаривает: «Избыл я заботу-печаль о любимой племяннице Забаве Путятичне и теперь ещё одна беда-невзгода приключилася: требует хан Бахтияр Бахтиярович дань великую за двенадцать лет, в том грамоты-записи промеж нас были написаны. Грозится хан войной идти, коль дань не дам. Вот и надобно послов послать к Бахтияру Бахтияровичу, отвезти дани-выходы: двенадцать лебедей, двенадцать кречетов да и грамоту повинную, а дань сама по себе. Вот и думаю, кого мне послами послать?»

Тут все гости за столами приумолкли. Большой хоронится за среднего, средний хоронится за меньшего, а от меньшего и ответа нет. Потом поднялся ближний боярин:

— Ты позволь мне, князь, слово вымолвить.

— Говори, боярин, мы послушаем, — отвечал ему Владимир-князь.

И боярин стал сказывать:

— Ехать в ханскую землю — служба немалая, и лучше некого послать, как Добрыню Никитича да Василья Казимировича, а в помощники послать Ивана Дубровича. Ведомо им, как в послах ходить, и знают, как с ханом разговор вести.

И тут Владимир-князь стольно-киевский наливал три чары зелена вина, не малые чары — в полтора ведра, разводил вино медами стоялыми.

Перву чару подносил Добрыне Никитичу, другую чару — Василью Казимировичу, а третью чару — Ивану Дубровичу.

Все три богатыря вставали на резвы ноги, принимали чару одной рукой, выпивали за единый дух, низко князю поклонились, и все трое промолвили:

— Твою службу мы справим, князь, поедем в землю ханскую, отдадим твою грамоту повинную, двенадцать лебедей в дар, двенадцать кречетов и дани-выходы за двенадцать лет Бахтияру Бахтияровичу.

Подавал князь Владимир послам грамоту повинную и велел подать в дар Бахтияру Бахтияровичу двенадцать лебедей, двенадцать кречетов, а потом насыпал короб чистого серебра, другой короб — красного золота, третий короб — скатного жемчуга: дани хану за двенадцать лет.

С тем садились послы на добрых коней и поехали в землю ханскую. Они день едут по красному солнышку, в ночь едут по светлому месяцу. День за днём, словно дождь дождит, неделя за неделей, как река бежит, а добры молодцы вперёд подвигаются.

И вот приехали они в землю ханскую, на широкий двор к Бахтияру Бахтияровичу.

Слезали с добрых коней. Молодой Добрыня Никитич на пяту1 двери поразмахивал, и входили они в ханские палаты белокаменные. Там крест клали по-писаному, а поклоны вели по-учёному, на все на четыре стороны низко кланялись, самому хану во особицу.

Хан у добрых молодцев стал выспрашивать:

— Вы откуда, дородные добрые молодцы? Из каких городов, вы каких родов и как вас звать- величать?

Ответ держали добрые молодцы:

— Мы приехали из города из Киева, от славного от князя от Владимира. Привезли тебе дани- выходы за двенадцать лет.

Тут и подали хану грамоту повинную, подали двенадцать лебедей в дар, двенадцать кречетов. Потом подали короб чиста серебра, другой короб красна золота да третий короб скатного жемчуга. После этого посадил Бахтияр Бахтиярович послов за дубовый стол, кормил-потчевал, поил и стал выспрашивать:

На пяту — настежь, широко, во весь размах.

— Есть ли у вас на святой Руси у славного КНЯЗЯ у Владимира кто играет в шахматы, в дорогие тавлеи золочёные? Играет ли кто в шашки- шахматы?

Проговорил в ответ Добрыня Никитич:

— Я могу с тобой, хан, в шашки-шахматы поиграть, в дорогие тавлеи золочёные.

Приносили доски шахматные, и стали Добрыня с ханом с клетки в клетку переступывать. Добрыня раз ступил и другой ступил, а на третий хану и ход закрыл.

Говорит Бахтияр Бахтиярович:

— Ай, горазд же ты, добрый молодец, в шашки- тавлеи играть. До тебя с кем ни играл, всех обыгрывал. Под другую игру я залог кладу: два короба чиста серебра, два короба красна золота да два короба скатного жемчуга.

Отвечал ему Добрыня Никитич:

— Моё дело дорожное, нет при мне бессчётной золотой казны, нет ни чистого серебра, ни красного золота, нет и скатного жемчуга. Разве что поставлю в заклад я свою буйну голову.

Вот хан раз ступил — недоступил, другой раз ступил — переступил, а на третий раз Добрыня ему и ход закрыл, он повыиграл залогу Бахтиярову: два короба чистого серебра, два короба красного золота да два короба скатного жемчуга.

Горячился хан, раззадорился, он поставил велик залог: платить дани-выходы князю Владимиру за двенадцать лет с половиною. И в третий раз залог Добрыня выиграл. Велик проигрыш, хан проиграл да и обиделся. Говорит он таковы слова:

— Славные богатыри, послы Владимира! Кто из вас горазд из лука стрелять, чтоб пропустить калёну стрелу по острию по ножовому, чтоб пополам стрела раздвоилася да попала бы стрела во кольцо серебряное и обе половины стрелы были весом равны.

И двенадцать дюжих богатырей принесли самолучший ханский лук.

Молодой Добрыня Никитич берёт тот тугой лук разрывчатый, стал калёну стрелу накладывать, тетиву стал Добрыня натягивать, тетива порвалась, как гнилая нить, а лук приломался, рассыпался. Проговорил молоденький Добрынюшка:

— Ай же ты, Бахтияр Бахтиярович, то дрянное лучишко, негодное!

И сказал Ивану Дубровичу:

— Ты ступай-ка, мой крестовый брат, на широкий двор, принеси мой дорожный лук, что ко правому стремени притороченный.

Отстегнул Иван Дубрович лук от правого от стремени и понёс тот лук в палату белокаменную. А к луку были пристроены гусельцы звонкие — не для красы, а потехи ради молодецкой. И вот несёт Иванушка лук, на гусельцах наигрывает. Все басурмане заслушались, эдакого дива век у них не было...

Берёт Добрыня свой тугой лук, становится супротив колечка серебряного, и три раза он стрелял по острию ножовому, двоил стрелу калёну надвое и попадал три раза в кольцо серебряное.

Принимался тут стрелять Бахтияр Бахтиярович. Первый раз он стрелил — недострелил, другой раз стрелил — перестрелил и третий раз стрелил, да в кольцо не попал.

Это хану не в любовь пришло, не полюбилося. И задумал он нехорошее: извести, порешить послов киевских, всех трёх богатырей. А сам заговорил ласково:

— Не пожелает ли кто из вас, славные богатыри, послы Владимировы, побороться-потешиться с нашими борцами, своей силы поотведати?

Не успели Василий Казимирович да Иван Дубрович и слова вымолвить, как молоденький Добрынюшка епанчу снимал, расправлял плечи могучие и вышел на широкий двор. Там встречал его богатырь-боец. Росту богатырь страшенного, в плечах косая сажень, голова как пивной котёл, а за тем богатырём бойцов многое множество. По двору стали они похаживать, стали молодого Добрынюшку поталкивать. А Добрыня их отталкивал, попинывал да от себя откидывал. Тут страшенный богатырь ухватил Добрыню за белы руки, да недолго они боролись, силой мерялись — силён Добрыня был, ухватистый... Кинул-бросил он богатыря на сыру землю, только гул пошёл, земля дрогнула. Ужаснулись сперва бойцы, поспешили, а потом всем скопом на Добрыню накинулись, и борьба-потеха тут боем-дракой сменилася. С криком да с оружием на Добрыню навалилися.

А Добрыня безоружный был, первую сотню раскидал, распинал, а за теми целая тысяча.

Выхватил он тележную ось и принялся той осью недругов потчевать. На подмогу ему выскочил из палат Иван Дубрович, и стали они вдвоём недругов бить-колотить. Где пройдут богатыри — там улица, а в сторону свернут — переулочек.

Лежмя лежат недруги, не ойкают.

Руки-ноги у хана затряслись, как увидел он это побоище. Кое-как выполз-вышел на широкий двор и взмолился, стал упрашивать:

— Славные русские богатыри! Вы оставьте моих бойцов, не губите их! А я дам князю Владимиру грамоту повинную, закажу внукам и правнукам с русскими не биться, не ратиться и буду дани-выходы платить веки вечные!

Зазывал послов-богатырей в палаты белокаменные, угощал там яствами сахарными да иитьями медвяными. После того написал Бахтияр Бахтиярович князю Владимиру грамоту повинную: веки вечные на Русь войной не ходить, с русскими не биться, не ратиться и платить дани-выходы во веки веков. Потом насыпал воз чистого серебра, другой воз насыпал красного золота, а третий воз насыпал скатного жемчуга да в дар Владимиру посылал двенадцать лебедей, двенадцать кречетов и с великой почестью послов проводил. Сам выходил на широкий двор и вслед богатырям низко кланялся.

А русские могучие богатыри — Добрыня Никитич, Василий Казимирович да Иван Дубрович садились на добрых коней и отъехали от двора Бахтияра Бахтияровича, а вслед за ними гнали три воза с бессчётной казной да с дарами князю Владимиру. День за днём, как дождь дождит, неделя за неделей, как река бежит, а богатыри-послы вперёд подвигаются. Они едут с утра день до вечера, красного солнышка до заката. Когда резвые кони отощают и сами добрые молодцы притомятся, приустанут, ставят шатры белополотняные, коней повыкормят, сами отдохнут, поедят-попьют и опять путь-дорогу коротают. Широкими полями едут, через быстрые реки переправляются — и вот приехали в стольный Киев-град.

Заезжали на княжеский просторный двор да слезали тут со добрых коней, потом Добрыня Никитич, Василий Казимирович да Иванушка Дубрович входили в палаты княженецкие, они крест клали по-учёному, поклоны вели по-писаному: на все четыре стороны низко кланялись, а князю Владимиру со княгиней во особицу, и говорили таковы слова:

— Ой ты гой еси, князь Владимир стольно-киевский! Побывали мы в ханской Орде, твою службу там справили. Велел хан Бахтияр тебе кланяться. — И тут подали князю Владимиру ханскую грамоту повинную.

Садился князь Владимир на дубовую скамью и читал ту грамоту. Потом вскочил на резвы ноги, стал по палате похаживать, кудри русые стал поглаживать, ручкой правою стал помахивать и воз- говорил светло-радостно:

— Ай же, славные русские богатыри! Ведь в грамоте ханской просит Бахтияр Бахтиярович мира на веки вечные, и ещё там прописано: будет- де он платить дани-выходы нам век по веку. Вот как преславно вы моё посольство там справили!

Тут Добрыня Никитич, Василий Казимирович да Иван Дубрович подавали князю Бахтияров дар: двенадцать лебедей, двенадцать кречетов и великую дань — воз чистого серебра, воз красного золота да воз скатного жемчуга.

И завёл князь Владимир на радостях почестей пир во славу Добрыни Никитича, Василья Казимировича да Ивана Дубровича.

А на том Добрыне Никитичу и славу поют.











36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!