Проектная деятельность как средство создания условий для успешной подготовки к школе старших дошкольников в условиях перехода на 12 летнее образование

Проектная деятельность как средство создания условий для успешной подготовки              к школе старших дошкольников в условиях перехода на 12 летнее образование

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных

организациях обусловлено новой образовательной политикой Республики

Казахстан, направленной на возрождение культурной, созидающей роли

образования в обществе.

Современная система дошкольного образования ориентирует общество на

новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности,

нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав.

Дошкольное детство - важный этап становления морально-нравственного

облика ребенка. Именно в эти годы формируются ценностные ориентации, первые

моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие

дальнейшее развитие личности ребенка.

Дошкольное образование остается мировой моделью первой ступени

непрерывного воспитания и ранней социализации детей, ибо непрерывность

воспитательного процесса связывает дошкольные, школьные и последующие годы

жизни ребенка.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические цели и

динамичность кардинально изменили требования к образованию.

Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти

вызовы тем,что стали основывать цели, содержание и технологии образования на

ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не

простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная

социальная и профессиональная компетентность - то есть умение самостоятельно

добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение

рационально и эффективно жить и работать в быстро развивающемся мире -

отмечено в "Концепции образования Республики Казахстан".

Задачей педагогов является создание для ребенка условий, способствующие

его максимальной самореализации, помочь ему войти в современный мир, его

культуру, приобщиться к его ценностям, осознать свое "я", научиться строить

взаимоотношения со взрослыми и детьми в реально, часто повторяющихся

ситуациях повседневного общения на гуманистической основе.

Одним из условий успешной подготовки старших дошкольников к школе в

условиях перехода на 12летнее образование является проектная деятельность

через которую происходит развитие познавательной активности детей. В

Государственном стандарте дошкольного воспитания прописаны интегративные

качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного

учреждения, то есть будущий первоклассник: любознательный, активный, способный

решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными

предпосылками учебной организованной деятельности.

Поэтому, мы считаем, что для достижения планируемых результатов в

освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития

проектной деятельности. И уверены в том, что детей необходимо знакомить с

информацией и технологией, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны

быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать,

осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли,

уметь принимать решения, помогать друг другу, формировать интересы и

осознавать возможности. Государственный стандарт подчеркивает, что процессы

обучения и воспитания не сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они

протекают в его личной, осмысленной деятельности. Организация совместной со

взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает

дошкольнику обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и

различия.

Одним из таких эффективных методов в моей практике явился проект

"Космос". Родился он по инициативе детей. В кругу сверстников любознательный

мальчик рассказывал о звездах, дальних планетах, расположении планет, как

образуются астероиды, как выглядит луна вблизи с многочисленными кратерами.

Это вызвало большой интерес детей к космическому пространству. Появилась

проблемная ситуация, которая позволила составить поисковую проектную

деятельность, выделить этапы проекта, деятельность педагога, деятельность детей,

деятельность родителей. Пути решения проблемной ситуации определились

использованием информационных источников, различных технологий, ведением

конструктивных бесед в процессе совместной исследовательской деятельности. В

ходе проектирования решались различные познавательно-практические задачи

вместе со взрослыми и сверстниками. Мотивированно обогатился активный

словарный запас, расширились знания об окружающем мире, обеспечена

умственная активность, логическое мышление, умение выступать публично,

преображаться в различные образы, умение уважать друг друга, выражать друг другу

эмпатические чувства. Проект обогатил интеллектуальные впечатления, интересы

детей. Китайская пословица гласит "расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай

попробовать - и я пойму". Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Осуществлением

проекта явилась презентация - открытое занятие "Космическое путешествие" на

районном семинаре, где дети показали свои познавательные способности.

Приобщиться к ценностям культуры своего народа, своей страны нам помог

проект "Традиции казахского народа", без которого навряд ли будет ребенок

успешным в школе, в дальнейшей жизни. "Корни влияния - в языке своего народа, в

его песнях, музыке, играх, игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях

природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он

живет. Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Игровой, краткосрочный.

Проблема: дети мало знают о традициях, обычаях казахского народа.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям.

Цель: прививать любовь к национальной культуре, вызвать положительные

эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи: познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями,

укладом жизни казахского народа. Расширять круг знаний народных игр. Вызвать

положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности

культуры. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию

детей. Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать любовь и уважение к

людям разных народностей.

Разработка проекта: донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты для игровой

театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал,

художественную литературу по теме "Казахстан".

Методические приемы: беседы, чтение художественных произведений,

творческая деятельность детей:(лепка, рисование, конструирование, разучивание

стихов, танцев).

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап.

Работа педагога над сценарием, подбор литературы, музыкального материала,

костюмов.

Работа с детьми: познакомить с символикой РК, президентом, разучивание танца

"Каражорга", песен "Кошаканым", "Менің Отаным". Беседа о народах, проживающих в

Казахстане.

Работа с родителями. Обсуждение взрослыми идеи проведения мероприятия.

Консультация "Традиции казахского народа"

2. Основной этап

а) Обеспечение условий для реализации проекта;

б) игровая деятельность - Игра-драматизация по сказке "Макта Кыз бен мысык".

Сюжетно-ролевые игры "Дастархан", "Дукен".

3. Заключительный этап. Презентация проекта. Совместный досуг детей, родителей

и педагогов. Утренник "Наурыз". Ожидаемый результат:

Дети знают и называют Президента, столицу Казахстана, традиции, обычаи,

фольклор казахского народа, национальные игры, с удовольствием в них играют,

умеют любоваться природой Казахстана. Повысить желание узнать что-то новое о

окружающем мире, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования

поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему,

мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и

родителей. Создать условия для проектной деятельности, где ребенок чувствует

себя ученым, исследователем, а взрослый являются равноправным партнером, что

позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

проектной деятельности у нас оборудован "Центр экспериментирования",

включающий в себя следующее оборудование.

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой

природы, емкости для игр с водой разных объемов т форм; природный материал:

камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и

т.п.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.

Разные виды бумаги.

Красители: гуашь, акварельные краски.

Медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши,

шприцы (без игл).

Прочие материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, манка, сито,

свечи, шашки.

Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельный

подход в процессе реализации проектов очень важно сделать в начале года

перспективное планирование проектной деятельности. Планирование включает в

себя: проектную деятельность, организованную педагогом; проектную деятельность

по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

познавательную организационно образовательную деятельность с элементами

проектной деятельности; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом

совместно с детьми; долгосрочные наблюдения - эксперименты.

Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по

развитию познавательной активности, исследовательской деятельности.

Для этого можно использовать существующие в дошкольной педагогике методики.

Например: "Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности",

разработанная профессором А.И. Савенковым:

"Развитие умений делать вызовы и умозаключения",

"Угадай предмет",

"Развитие навыков экспериментирования",

"Развитие умений задавать вопросы".

Три кита успешного исследовательского обучения: Савенков Александр Ильич

"Я - исследователь", доктор психологических и педагогических наук, академик

Академии педагогических и социальных наук разделяет программу

исследовательского обучения дошкольников на три элемента:

1. Элемент - развитие у детей исследовательских умений и навыков. Ребенка

необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и

совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; давать определения

понятиям; классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать

умозаключения и выводы; структировать материал; готовить собственные

мини-доклады; объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

2. Элемент - детская исследовательская практика:

Основное содержание в этом разделе - проведение детьми самостоятельных

исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно

организованную учебную деятельность в этой программе следует выстраивать так,

чтобы степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-познавательного

поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим и он

обязательно услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому

ребенку изложить собственные результаты, с другой обучать его элементарным

навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные

суждения, умозаключения и выводы.

В своем классе предшкольной подготовки, организуя работу с детьми

старшего дошкольного возраста, по формированию

познавательно-исследовательских компетенций посредством включения в

совместную проектную деятельность через взаимодействие всех участников

образовательного процесса выявлено, что у детей обогатилось и расширилось

представление об окружающем мире, повысилось наблюдательность,

любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает

возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях,

способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка, успешного,

готового к обучению в школе в условиях перехода на 12 - летнее образование. Детям

необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив

ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие

способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться

к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проект является уникальным средством обучения сотрудничества,

сотворчества детей и взрослых, способом реализации средства успешной

подготовки старших школьников к школе в условиях перехода на 12-летнее

образование, где ведущая роль принадлежит воспитателю.

"Воспитатель - это тот, который не сковывает, а освобождает; не ломает, а

формирует; не подавляет, а возносит; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает,

переживает с ребенком много вдохновленных минут" - эти замечательные слова

Януша Корчака мы берем за основу в своей работе с детьми.

В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: "Люди,

научившиеся наблюдениям и опытом, приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы на более умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство создания условий для успешной подготовки к школе старших дошкольников в условиях перехода на 12 летнее образование»

Проектная деятельность как средство создания условий для успешной подготовки к школе старших дошкольников в условиях перехода на 12 летнее образование.


Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных

организациях обусловлено новой образовательной политикой Республики

Казахстан, направленной на возрождение культурной, созидающей роли

образования в обществе.

Современная система дошкольного образования ориентирует общество на

новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности,

нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав.

Дошкольное детство - важный этап становления морально-нравственного

облика ребенка. Именно в эти годы формируются ценностные ориентации, первые

моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие

дальнейшее развитие личности ребенка.

Дошкольное образование остается мировой моделью первой ступени

непрерывного воспитания и ранней социализации детей, ибо непрерывность

воспитательного процесса связывает дошкольные, школьные и последующие годы

жизни ребенка.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические цели и

динамичность кардинально изменили требования к образованию.

Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти

вызовы тем,что стали основывать цели, содержание и технологии образования на

ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не

простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная

социальная и профессиональная компетентность - то есть умение самостоятельно

добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение

рационально и эффективно жить и работать в быстро развивающемся мире -

отмечено в "Концепции образования Республики Казахстан".

Задачей педагогов является создание для ребенка условий, способствующие

его максимальной самореализации, помочь ему войти в современный мир, его

культуру, приобщиться к его ценностям, осознать свое "я", научиться строить

взаимоотношения со взрослыми и детьми в реально, часто повторяющихся

ситуациях повседневного общения на гуманистической основе.

Одним из условий успешной подготовки старших дошкольников к школе в

условиях перехода на 12летнее образование является проектная деятельность

через которую происходит развитие познавательной активности детей. В

Государственном стандарте дошкольного воспитания прописаны интегративные

качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного

учреждения, то есть будущий первоклассник: любознательный, активный, способный

решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными

предпосылками учебной организованной деятельности.

Поэтому, мы считаем, что для достижения планируемых результатов в

освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития

проектной деятельности. И уверены в том, что детей необходимо знакомить с

информацией и технологией, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны

быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать,

осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли,

уметь принимать решения, помогать друг другу, формировать интересы и

осознавать возможности. Государственный стандарт подчеркивает, что процессы

обучения и воспитания не сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они

протекают в его личной, осмысленной деятельности. Организация совместной со

взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает

дошкольнику обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и

различия.

Одним из таких эффективных методов в моей практике явился проект

"Космос". Родился он по инициативе детей. В кругу сверстников любознательный

мальчик рассказывал о звездах, дальних планетах, расположении планет, как

образуются астероиды, как выглядит луна вблизи с многочисленными кратерами.

Это вызвало большой интерес детей к космическому пространству. Появилась

проблемная ситуация, которая позволила составить поисковую проектную

деятельность, выделить этапы проекта, деятельность педагога, деятельность детей,

деятельность родителей. Пути решения проблемной ситуации определились

использованием информационных источников, различных технологий, ведением

конструктивных бесед в процессе совместной исследовательской деятельности. В

ходе проектирования решались различные познавательно-практические задачи

вместе со взрослыми и сверстниками. Мотивированно обогатился активный

словарный запас, расширились знания об окружающем мире, обеспечена

умственная активность, логическое мышление, умение выступать публично,

преображаться в различные образы, умение уважать друг друга, выражать друг другу

эмпатические чувства. Проект обогатил интеллектуальные впечатления, интересы

детей. Китайская пословица гласит "расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай

попробовать - и я пойму". Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Осуществлением

проекта явилась презентация - открытое занятие "Космическое путешествие" на

районном семинаре, где дети показали свои познавательные способности.

Приобщиться к ценностям культуры своего народа, своей страны нам помог

проект "Традиции казахского народа", без которого навряд ли будет ребенок

успешным в школе, в дальнейшей жизни. "Корни влияния - в языке своего народа, в

его песнях, музыке, играх, игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях

природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он

живет. Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Игровой, краткосрочный.

Проблема: дети мало знают о традициях, обычаях казахского народа.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям.

Цель: прививать любовь к национальной культуре, вызвать положительные

эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи: познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями,

укладом жизни казахского народа. Расширять круг знаний народных игр. Вызвать

положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности

культуры. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию

детей. Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать любовь и уважение к

людям разных народностей.

Разработка проекта: донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты для игровой

театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал,

художественную литературу по теме "Казахстан".

Методические приемы: беседы, чтение художественных произведений,

творческая деятельность детей:(лепка, рисование, конструирование, разучивание

стихов, танцев).

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап.

Работа педагога над сценарием, подбор литературы, музыкального материала,

костюмов.

Работа с детьми: познакомить с символикой РК, президентом, разучивание танца

"Каражорга", песен "Кошаканым", "Менің Отаным". Беседа о народах, проживающих в

Казахстане.

Работа с родителями. Обсуждение взрослыми идеи проведения мероприятия.

Консультация "Традиции казахского народа"

2. Основной этап

а) Обеспечение условий для реализации проекта;

б) игровая деятельность - Игра-драматизация по сказке "Макта Кыз бен мысык".

Сюжетно-ролевые игры "Дастархан", "Дукен".

3. Заключительный этап. Презентация проекта. Совместный досуг детей, родителей

и педагогов. Утренник "Наурыз". Ожидаемый результат:

Дети знают и называют Президента, столицу Казахстана, традиции, обычаи,

фольклор казахского народа, национальные игры, с удовольствием в них играют,

умеют любоваться природой Казахстана. Повысить желание узнать что-то новое о

окружающем мире, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования

поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему,

мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и

родителей. Создать условия для проектной деятельности, где ребенок чувствует

себя ученым, исследователем, а взрослый являются равноправным партнером, что

позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

проектной деятельности у нас оборудован "Центр экспериментирования",

включающий в себя следующее оборудование.

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой

природы, емкости для игр с водой разных объемов т форм; природный материал:

камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и

т.п.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.

Разные виды бумаги.

Красители: гуашь, акварельные краски.

Медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши,

шприцы (без игл).

Прочие материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, манка, сито,

свечи, шашки.

Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельный

подход в процессе реализации проектов очень важно сделать в начале года

перспективное планирование проектной деятельности. Планирование включает в

себя: проектную деятельность, организованную педагогом; проектную деятельность

по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

познавательную организационно образовательную деятельность с элементами

проектной деятельности; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом

совместно с детьми; долгосрочные наблюдения - эксперименты.

Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по

развитию познавательной активности, исследовательской деятельности.

Для этого можно использовать существующие в дошкольной педагогике методики.

Например: "Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности",

разработанная профессором А.И. Савенковым:

"Развитие умений делать вызовы и умозаключения",

"Угадай предмет",

"Развитие навыков экспериментирования",

"Развитие умений задавать вопросы".

Три кита успешного исследовательского обучения: Савенков Александр Ильич

"Я - исследователь", доктор психологических и педагогических наук, академик

Академии педагогических и социальных наук разделяет программу

исследовательского обучения дошкольников на три элемента:

1. Элемент - развитие у детей исследовательских умений и навыков. Ребенка

необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и

совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; давать определения

понятиям; классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать

умозаключения и выводы; структировать материал; готовить собственные

мини-доклады; объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

2. Элемент - детская исследовательская практика:

Основное содержание в этом разделе - проведение детьми самостоятельных

исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно

организованную учебную деятельность в этой программе следует выстраивать так,

чтобы степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-познавательного

поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим и он

обязательно услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому

ребенку изложить собственные результаты, с другой обучать его элементарным

навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные

суждения, умозаключения и выводы.

В своем классе предшкольной подготовки, организуя работу с детьми

старшего дошкольного возраста, по формированию

познавательно-исследовательских компетенций посредством включения в

совместную проектную деятельность через взаимодействие всех участников

образовательного процесса выявлено, что у детей обогатилось и расширилось

представление об окружающем мире, повысилось наблюдательность,

любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает

возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях,

способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка, успешного,

готового к обучению в школе в условиях перехода на 12 - летнее образование. Детям

необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив

ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие

способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться

к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проект является уникальным средством обучения сотрудничества,

сотворчества детей и взрослых, способом реализации средства успешной

подготовки старших школьников к школе в условиях перехода на 12-летнее

образование, где ведущая роль принадлежит воспитателю.

"Воспитатель - это тот, который не сковывает, а освобождает; не ломает, а

формирует; не подавляет, а возносит; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает,

переживает с ребенком много вдохновленных минут" - эти замечательные слова

Януша Корчака мы берем за основу в своей работе с детьми.

В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: "Люди,

научившиеся наблюдениям и опытом, приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы на более умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас