СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа как методобучения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа как методобучения.»

Беседа, как метод обучения:

Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного;


Роль беседы - помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический, творческий процесс получения новых знаний; способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Беседу целесообразно применять в сочетании с другими методами.


Виды беседы:


вводные----сообщения новых знаний—--закрепляющие----контрольно-коррекционные



Требования к проведению беседы

1. Подготовка к беседе:

а) определить цель беседы;

б) определить целевые вопросы.

2. Вступить в контакт можно:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни.

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

3. Создайте атмосферу доверия:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;

в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. Обстановка для беседы:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка,

изолированная комната);

б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. Соблюдайте педагогический такт:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;

б) не обнаруживайте признаков властности;

в) не упрекайте и т.д.

6. Во время беседы следите:

а) за особенностями речевого поведения собеседника: точностью формулируемых мыслей;

оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;

б) за эмоциональными реакциями: тембр голоса, интонация; мимика, жесты и др.;

в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.

7. Правильно ведите беседу:

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения;

в) лучше ставить вопросы краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику;

д) давать возможность собеседнику высказаться;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью: помощи высказаться;

ж) не прерывать высказывания собеседника.

8. Если беседа проводится как диагностическая, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы: об их интересах и увлечениях; о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками; о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. Должны быть альтернативные вопросы для контроля объективности ответов

Школьник может ответить "да", чтобы произвести впечатление.

10. Диагностическая беседа:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;

б) при молчании делайте акцент на расспрос;

в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.


При анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?

2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?

3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.

4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

5. Какие вопросы достигли цели и почему?

6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

7. Какие задачи решены в результате беседы?