Беседа, как метод обучения:
Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного;
Роль беседы - помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический, творческий процесс получения новых знаний; способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Беседу целесообразно применять в сочетании с другими методами.
Виды беседы:
вводные----сообщения новых знаний—--закрепляющие----контрольно-коррекционные
Требования к проведению беседы
1. Подготовка к беседе:
а) определить цель беседы;
б) определить целевые вопросы.
2. Вступить в контакт можно:
а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;
б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни.
в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
3. Создайте атмосферу доверия:
а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;
в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
4. Обстановка для беседы:
а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка,
изолированная комната);
б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).
5. Соблюдайте педагогический такт:
а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте и т.д.
6. Во время беседы следите:
а) за особенностями речевого поведения собеседника: точностью формулируемых мыслей;
оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;
б) за эмоциональными реакциями: тембр голоса, интонация; мимика, жесты и др.;
в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.
7. Правильно ведите беседу:
а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения;
в) лучше ставить вопросы краткие, понятные собеседнику;
г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику;
д) давать возможность собеседнику высказаться;
е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью: помощи высказаться;
ж) не прерывать высказывания собеседника.
8. Если беседа проводится как диагностическая, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.
Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы: об их интересах и увлечениях; о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками; о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.
Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.
9. Должны быть альтернативные вопросы для контроля объективности ответов
Школьник может ответить "да", чтобы произвести впечатление.
10. Диагностическая беседа:
а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;
б) при молчании делайте акцент на расспрос;
в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.
Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.
При анализе беседы обратите внимание на следующее:
1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?
2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
5. Какие вопросы достигли цели и почему?
6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
7. Какие задачи решены в результате беседы?