Беседа в 5 классе на тему:
«Красота: как ты это понимаешь?»
Приветствие.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….
- Спасибо!
- Сегодня мы поговорим о красоте. Как вы это понимаете?
- А какое вы дадите определение этому слову: что такое красота? (дети отвечают)
- Живет повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
- Где же живет красота?/Выслушать ответы учащихся/
- Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:
«Красота –это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».
- Вспомните прочитанные строки из песни Ю. Антонова и скажите:
О какой красоте говорится в них? /О красоте природы/ (слайд о природе)
- А что в природе вам кажется красивым?
// Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…//
- Так ли уж важна для нас и нужна нам красота природы? Как вы думаете? //Ответы учащихся//
- С вами нельзя не согласиться. Послушайте, что об этом говорит певец и композитор: (зачитать)
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она ,наверно, неспроста.
- Итак, красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
- А по отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?
- В чём заключается красота человека? (слайд человека)
Задание. На слайде карточки написаны словосочетания. Поработайте с ними. Как можно их сгруппировать?
//Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение…// (слайд со словосочетаниями)
- На сколько групп разделили все предложенные словосочетания? /на две/
- Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них? /О внешней красоте/ (слайд 1 группы)
- От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?
(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)
-Зачитайте словосочетания второй группы. О какой красоте идёт речь в них? /О внутренней красоте./ (слайд 2 группы)
- Молодцы! Вы всё сделали правильно. - А знаете ли вы, что в старину слово «красный», кроме цвета, обозначало отношение к чему-либо: прекрасный, добротный, красивый.
«Серенькое утро – красен денёк». «Красному утру не верь». «Красно говорит, а слушать нечего». «На чужой стороне и весна не красна».
- Народные пословицы отразили такой взгляд на красоту человека: /послушайте:
- «Не красна изба углами, а красна пирогами»
(-Причём здесь пироги, когда говорим о красоте? – Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится – это внутренняя красота)
- «Красна птица пером, а человек умом»; /? Какое отношение к нашему разговору имеет эта пословица ? – красота внутреняя
-«Не платье красит человека, а человек платье» - внутренняя красота
- «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».
- «Душой прекрасен» - это о внутренней красоте человека. А что это значит – красив душою? //Ответы учащихся//
- О внутренней красоте человека размышляли многие писатели и поэты.
…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?
3. Заключительное слово учителя.
Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас? (работать над собой, быть добрым, милосердным, щедрым, совершать красивый поступки…)
Рефлексия: Ребята, улыбайтесь чаще, будьте красивыми и внешней, и внутренней красотой! Спасибо за работу!(В это время раздать смайлики)
Подготовить:
1. Карточки:
Красивый нос | Душевная щедрость |
Красивые глаза | Красивая душа |
Красивые губы | Красивый поступок |
Красивые брови | Милосердное отношение |
Прекрасные волосы | Добрый взгляд |
Красивая причёска | Трепетное отношение |
| |
Нежная кожа | Ум, сообразительность |
| |
| |
2.Аудиозапись песни Антонова
4.Кружки «улыбка», «огорчение»