Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Беседа
«Мы знаем свои права»
Кирносенко Кристина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Ст. Ленинградская
2020
Тема: «Мы знаем свои права»
Цель: познакомить с основными правами ребенка, воспитание нравственно - правовых норм через призму народных сказок.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;
Научить применять права и обязанности в повседневной жизни; сформировать положительное отношение к правам других
Воспитать правовую грамотность учащихся.
Материалы и оборудование:карточки с заданиями, картинки, ручки и карандаши.
Ход занятия:
Приветствие
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
А еще желаем – Радости, удач, успехов и везенья! –
Ну и конечно же, прекраснейшего настроения.
Организационный момент
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать о правах и обязанностях.
-Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребенка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.
- Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?(Ответы детей)
(на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)
Право на жизнь;
Право на гражданство;
Право на имя, отчество и фамилию;
Право ребенка жить и воспитываться в семье;
Право ребенка на любовь и заботу родителей;
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование)
На прививку первый класс,
Вы слыхали, это нас.
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.
Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Ну, подумаешь, укол,
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел.
О каких правах идет речь? (Право на медицинское обслуживание)
Право на отдых и развлечения
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
- Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ?
Теоретическая часть
Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права и обязанности.
Еще с давних времен людей мучали вопросы о том, что можно делать и нельзя, обязаны они что - то выполнять или нет, на что имеют право и на что не имеют.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Так в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
- Как вы думаете, во сколько лет ребенок по закону считается взрослым? Какие права и обязанности имеет ребенок до 18лет? С какого возраста у человека появляются права. С рождения, когда человек делает первый вздох – вступает в жизнь.
Практическая частьКонкурс «Ассоциации»
Я предлагаю Вам короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать права, с которыми ассоциируется та или иная ситуация.
- Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
— Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»(Ш. Перро «Золушка»)
Статья 31.— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.
- Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
Статья 19.— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
Статья 8.— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его.
«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)
Статья 16.—Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну.
«Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся». (С. Маршак «Двенадцать месяцев» )
Статья 20.- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав.
— Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!
- Выходи лучше сама! - сказала Лиса». (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
Статья 23.—Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей.
— Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)
Статья 40.— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд.
«На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны ми буквами и цветными картинками и отправил сына в школу».
(А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Статья 28.— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!
Конкурс «Анаграмма»
Вопросы:
1.Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В (Родители, государство)
2.Какие основные права вам известны?
И Ж З Н Ь, И М Д Ц Е А Н И, Б О А З О А В И Н Е (Жизнь, медицина, образование)
3.В каком международном документе записаны права детей?
Н О К Е В Н И Ц Я (Конвенция)
Задание:Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:
Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?
(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)
Тест:
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
с пР а в е д л и в о с т ь
рА з у м н о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О Б Я З А Н Н О С Т И
Вот поэтому я и провела с вами беседу на тему «Мы знаем свои права…»
5. РефлексияИгра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
-Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду говоритьвам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
6. Завершение
- Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Вывод: Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Знайте свои права и обязанности, стремитесь не нарушать их.
И помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!