СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа: "Мы знаем свои права"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа: "Мы знаем свои права"»

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район














Беседа

«Мы знаем свои права»











Кирносенко Кристина Сергеевна,

педагог дополнительного образования















Ст. Ленинградская

2020

Тема: «Мы знаем свои права»

Цель: познакомить с основными правами ребенка, воспитание нравственно - правовых норм через призму народных сказок.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;

  2. Научить применять права и обязанности в повседневной жизни; сформировать положительное отношение к правам других

  3. Воспитать правовую грамотность учащихся.

Материалы и оборудование:карточки с заданиями, картинки, ручки и карандаши.


Ход занятия:

  1. Приветствие

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

А еще желаем – Радости, удач, успехов и везенья! –

Ну и конечно же, прекраснейшего настроения.


  1. Организационный момент

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах и обязанностях.


-Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребенка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить. 

- Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?(Ответы детей)
(на доске закрепляются  слова рядом с картинкой детей)

Право на жизнь;

Право на гражданство;

Право на имя, отчество и фамилию;

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка на любовь и заботу родителей;

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование)

На прививку первый класс,

Вы слыхали, это нас.

Я уколов не боюсь,

Если надо – уколюсь.

У меня живот болит,

Может корь или дифтерит

И краснуха, и ангина

И поверьте, скарлатина.

Это только трус боится,

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Ну, подумаешь, укол,

Ну, укол, ах, укол.

Укололи – и пошел.

О каких правах идет речь? (Право на медицинское обслуживание)

Право на отдых и развлечения

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение


- Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
 Кто из вас знает, как называется этот документ?

  1. Теоретическая часть

Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права и обязанности.

Еще с давних времен людей мучали вопросы о том, что можно делать и нельзя, обязаны они что - то выполнять или нет, на что имеют право и на что не имеют.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

Так в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

- Как вы думаете, во сколько лет ребенок по закону считается взрослым? Какие права и обязанности имеет ребенок до 18лет? С какого возраста у человека появляются права. С рождения, когда человек делает первый вздох – вступает в жизнь.


  1. Практическая частьКонкурс «Ассоциации»


Я предлагаю Вам короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать права, с которыми ассоциируется та или иная ситуация.


- Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

— Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»(Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31.— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.


- Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

Статья 19.— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8.— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его.


«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)

Статья 16.—Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну.


«Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся». (С. Маршак «Двенадцать месяцев» )

Статья 20.- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав.


Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!

- Выходи лучше сама! - сказала Лиса». (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

Статья 23.—Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей.


Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Статья 40.— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд.


«На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупны ми буквами и цветными картинками и отправил сына в школу».

(А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Статья 28.— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!


Конкурс «Анаграмма»

Вопросы:

1.Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В (Родители, государство)

2.Какие основные права вам известны?

И Ж З Н Ь, И М Д Ц Е А Н И, Б О А З О А В И Н Е (Жизнь, медицина, образование)

3.В каком международном документе записаны права детей?

Н О К Е В Н И Ц Я (Конвенция)

Задание:Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)


Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику


2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно


3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо


4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе


Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.


Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.


Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.



Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с пР а в е д л и в о с т ь

рА з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому я и провела с вами беседу на тему «Мы знаем свои права…»


5. РефлексияИгра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

-Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду говоритьвам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.


Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (разрешается).


Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).



6. Завершение

- Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Вывод:  Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Знайте свои права и обязанности, стремитесь не нарушать их.

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!












 



 

 

 

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!