1. Форма события: беседа с обучающимися
2. Тема события: Лень – двигатель прогресса?
3. Цель события: анализ действий человека
4. Задачи события:
- формировать у учащихся уважительное отношения к труду;
- выяснить на различных ситуациях, как нужно вести себя, если хочешь результата;
5. Участники: воспитанники класса
6. Техническое обеспечение: компьютер, презентация, мультимедийный проектор
Ход беседы:
Вступительное слово учителя
Учитель: Давайте прочитаем, что такое лень. Обратите внимание на слайд.
(На слайде дети читают определения терминов)
Лень – это нежелание трудиться, что-либо делать.
Прогресс – развитие, совершенствование.
Учитель: Я хотела бы услышать ваши объяснения, что такое лень и прогресс.
(Дети размышляют и дают свои ответы.)
Основная часть беседы
Учитель: Я предлагаю вам прочитать притчу, а затем ответить на мои вопросы.
(Обучающиеся читают притчу в парах).
Притча
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Учитель: Ответьте, пожалуйста на мои вопросы, опираясь на прочитанное.
- Почему плуг блестел как серебро?
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
- О ком на самом деле этот рассказ? Кого подразумевает автор?
- Расскажите, в каких еще сказках или рассказах идет речь о ленивых людях?
(Дети отвечают.)
Учитель: Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.
(Учитель раздаёт листочки, где перечислены качества человека:
Старательность
Лень
Добросовестность
Завистливость
Умение заставить себя
Необязательность
Умение трудиться
Дети отмечают +, те, которые необходимы , по их мнению.)
Учитель: А теперь давайте посмотрим, у всех ли совпали ответы.
(Дети зачитывают ответы и объясняют, почему они так считают.)
Учитель: В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.
(Учитель читает начало, дети продолжают пословицу.) Пословицы.
Игра “Доскажи пословицу”.
Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)
Терпенье и труд....(всё перетрут)
Под лежачий камень.....(и вода не течёт)
Маленькое дело....(лучше большого безделья)
Не спеши языком....(спеши делом)
Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)
Делу время....(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)
Человек от лени болеет, а ....(от труда здоровеет)
У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)
Бездельник, что бесплодное.....(дерево)
Заключительный этап беседы
Учитель: Подскажите, пожалуйста, к какому выводу мы пришли после нашей беседы. Что труд дает человеку? Может ли ленивый человек развиваться? Зависит ли благополучие человека от труда?