СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа на тему "Ознакомление с традиционными и современными видами рукоделия"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать в расках недели искусств

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему "Ознакомление с традиционными и современными видами рукоделия"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСОЧИНСАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА

(МБОУ Высочинская ООШ Азовского района)







































2018 год

Тема «Ознакомление с традиционными и современными видами рукоделия»

С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес. Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.  Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож насовременный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. 

С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисерного плетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.  Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера. 

В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом, Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция. 

Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим. 
К началу ХIХ века в стране начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы — бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. 

Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности»
Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Изготовление куклы было делом сугубо женским. 
Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. 
Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.
Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. 
По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого. В век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах, но сейчас вновь мастерицы возвращаются к этому, почти забытому, виду рукоделия.

Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.

История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстилки.

Существует, так же, красивая Легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. 

Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии Св. Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.

 Согласно другой легенде это был Святой Иаков, апостол Иисуса Христа. Во время путешествия из Святой земли в Испанию для того, чтобы успокоить свои больные ноги, не привыкшие к долгим странствиям, он собрал с кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и выложил мягкий слой между ногами и сандалиями. А через некоторое время заметил, что шерсть, благодаря давлению, влажности и поту, свалялась.

Традиционные техники рукоделия редко уходят в небытие, скорее наоборот – старинные мастерства возвращаются и быстро обретают своих поклонников. Но прогресс не стоит на месте, и современные технологии и образ жизни людей способствуют тому, что появляются новые виды рукоделия, заслуживающие не меньше внимания, чем древнейшие техники.

Сейчас очень популярны украшения из полимерной глины.

Полимерная глина, или пластика – сравнительно новый материал, который рукодельницы не смогли оставить без внимания. Ничего общего с настоящей глиной пластика не имеет, так как это типичный представить полимеров. Техника работы с этим материалом проста – пластичной массе несложно придать любую форму, смешивая оттенки и цвета. Готовые изделия можно запекать, а можно просто варить в кипятке – это быстрее и намного безопаснее.

В начале прошлого века в Аргентине был придуман так называемый "холодный фарфор". Ничего общего с настоящим фарфором он не имеет, а назван так из-за того, что высыхая, он очень похож на настоящий. На самом деле он представляет собой полимерную массу для художественной лепки. 

 Из этого материала прекрасно получаются различные цветы, один в один похожие на настоящие. Так же можно изготавливать бижутерию, игрушки, сувениры, различную мелочь для других поделок.

 В отличие от полимерного пластика, холодный фарфор по силам изготовить самому, в домашних условиях, используя доступные материалы. Вам понадобятся: крахмал (лучше всего для этой цели подойдет кукурузный, но можно использовать и картофельный), клей ПВА, глицерин, увлажняющий крем для рук (желательно пожирнее) и лимонная кислота. 

Полученная масса обладает очень хорошей пластичностью, проста в работе, легко принимает необходимые формы. Его можно подкрашивать в любой цвет. Для придания более реалистичного вида, следует кисточкой нанести сухую пищевую краску на готовое изделие, а затем подержать его над паром от кипящего чайника. Для более глубокого цвета можно использовать акриловые краски.  Высыхая, холодный фарфор становится твердым и приобретает легкое восковое свечение. Это происходит примерно за сутки, поэтому у Вас есть достаточно времени для исправления всех недостатков. Готовые изделия приобретают достаточный запас прочности, они вполне способны пережить даже падение с высоты. 

Плетение из газетных трубочек - это относительно новый вид рукоделия. Родился он благодаря тому, что закрылись пункты приема макулатуры, а в ящиках ежедневно стали появляться бесплатные рекламные газеты. Из газет плетут предметы декора и домашнего обихода: корзины, вазы, коробки для белья, шкатулки, всевозможные коробочки.

Техника плетения практически не отличается от древнейшей методики изготовления домашней утвари из лозы. Газеты сначала сворачивают в плотные трубочки, затем окрашивают и создают изделия. Готовые работы покрывают лаком, в результате чего получается вещь, устойчивая к влажности и пыли.

Декупаж - это способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности. 

Декупаж хорош тем, что люди, не умеющие профессионально рисовать, могут использовать рисунки на салфетках или специальных картах. С помощью них можно декорировать своими руками многие вещи: мебель, посуду, вазы, цветочные горшки, абажуры для ламп и прочее, всё, что захочет ваша фантазия. 


Пэчворк - лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика. Вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Мыловарение. Зачем варить мыло, если можно его купить? Ну, во-первых, это очень увлекательное занятие. А во-вторых, вы можете сделать ежедневный ритуал умывания эстетичным и полезным для кожи, придав мылу красивую форму и включив в него натуральные масла и травы.

Крейзи – вул. История техники «CrazzyWool» очень молода.

 Автором этой удивительной техники является не менее удивительная и талантливая Жаннетте Кнаке, которая выступает в роли волшебного художника по шерсти.

Жаннет Кнаке является автором многих техник,в которых открываются новые возможности работы с пряжей.

Перед нами открываются совершенно новые возможности в изготовлении оригинальной одежды! Теперь, даже не умея вязать, возможно создать теплые вещи из пряжи без спиц и крючка, просто выкладывая нитки на водорастворимый флизелин и закрепляя их машинной строчкой. Такие изделия выгодно отличаются индивидуальным, ярким и разнообразным дизайном.

Фоамиран – это достаточно новый для России материал, получивший самое широкое применение. Фоамиран или фом это тонкие листы вспененной резины. За нежную и шелковистую текстуру этот материал часто называют «искусственной замшей» или «пластичной замшей». 

Чем уникаленфоамиран?  А вот чем — при нагревании он легко меняет свою форму и здесь можно придать ему руками или инструментами любую нужную форму, а так же нанести на него любой рисунок. Так, например, фоамиран полюбился рукодельницам, он используется в скрапбукинге, флористике, украшении заколок и венков, составлении цветочных композиций для букетов невест и бутоньерок женихов. Подумайте, ведь такой букет будет вечным и никогда не завянет!

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

 В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

 В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

 Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

 Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

 Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

 На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Топиарии - это искусственные деревца, которым приписывается роль денежных талисманов. Но даже без этого, они прекрасно подходят для создания уюта в доме и являются отличными подарками.

Изначально топиарное искусство появилось в ландшафтом дизайне. Фигурная стрижка крон деревьев была известна еще в Древнем Риме. Оттуда и появилось название. Древние римляне славились своими регулярными садами и имели специального раба, топиария (topiarius, мастер топосов), который следил и поддерживал в надлежащем состоянии декоративный участок (topia). Кроны деревьев должны быть либо диаметрические, либо воспроизводить какие-нибудь фигуры. В более позднее время фигурная стрижка крон получила распространение и в Европе. Интерес к топиарному искусству не угасает и по сей день. В ландшафте это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров Топиарий – это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.

Канзаши (яп. 簪 или 髪挿し) – традиционные украшения для волос, которые носили японские красавицы. Канзаши обычно носят совместно с кимоно.

В 1603 году в Японии к власти приходит клан Токугава (1603—1868). Практически весь период Эдо (историческое название периода правления клана ) страна находилась за "железным занавесом", не сообщаясь с другими странами и даже не ведя торговли с ними. Именно в этот период происходит становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата, окончательно формируется традиционная японская культура. 

В Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов строго формализованы. Кандзаши должны соответствовать социальному положению и возрасту носящего. А так как японский женский традиционный костюм не допускал никаких украшений тела, рук и шеи, то единственным полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и благосостояния владелицы, являлось возможность украсить свою прическу. На гравюрах можно увидеть, как японки навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.

Существует много видов рукоделий – просто невозможно рассказать обо всех.

Пробуйте, творите - и Ваша жизнь станет интереснее. Каждый из нас в душе художник, стоит лишь приложить немного усилий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!