ГБУ РБ Центр «Петровский»
Беседа
Народные промыслы
Башкортостана
Подготовила и провела:
воспитатель Базулина Н.Н.
2022 год
Тема «Наследие народов России – промыслы Башкирии»
Форма проведения : беседа с демонстрацией познавательной презентации, с элементами конкурса.
Цели занятия: - Формировать интерес к изучению быта башкирского народа.
- Ознакомление с ремеслом башкирского народа.
Совершенствование знаний детей о Башкортостане.
Задачи. Разностороннее расширение эрудиции, развитие интереса к жизни родного края. Воспитание любви к Башкортостану, к башкирскому народу. Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, сопереживания друг за друга.
Оборудование: звукозапись башкирских мелодий, стихи, башкирский орнамент, вопросы и ответы детей в конкурсе знатоков и эрудитов. иллюстрации и картины, карточки, ложки, мед, ноутбук.
Участники: воспитанники и педагоги.
План
I. Вводная часть «Приветствие»
Вступительное слово воспитателя
Раскрытие смысла темы
Озвучивание цели
Представление участников
II.Основная часть «Я люблю свою Родину!»
1)народные промыслы
2.Конкурс «Башкирский орнамент»
3.Конкурс эрудитов
4. Культура и быт башкирского народа
5.Полезная информация
III. Заключительная часть «Знай свои истоки!»
1.Рефлексия
2.Подведение итогов
3.Заключительное слово
Ход мероприятия:
Ход занятия: под башкирскую мелодию
Вступительное слово воспитателя
Раскрытие смысла темы
Озвучивание цели
Представление участников
1. Ведущий: сегодня мы собрались чтобы провести путешествие по родному Башкортостану и узнать о его чудесах!
Стихотворение читает воспитанник:
Башкирия! Мой край родной!
Трудолюбивая земля,
Сияя щедрой красотой
Цветут сады, шумят поля!
В твоих подземных кладовых
И нефть, и уголь, и руда,
А дружба жителей твоих
Крепка всегда и на века!
II.Основная часть «Я люблю свою Родину!» с просмотром презентации
Ведущий :
1. Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан и являются одной из форм народного творчества.
Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.
Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями. Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству - стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.
БОРТНИЧЕСТВО
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.
Ведущий : И у нас в группе есть дети разных национальностей !!
2.Конкурс «Башкирский орнамент» (Кто лучше нарисует)
Ведущий: Ребята, вам нужно нужно будет составить башкирский узор. И мы выберем главного знатока башкирских орнаментов.
3.Конкурс эрудитов:
а) Президент Башкортостана? (Хабиров)
б) Жилище древних башкир? (юрта)
в) Название реки Белой по-башкирски? (Агидель)
г) Богатырский напиток (кумыс)
д) Как называется мужской халат в баш. Костюме? (Илян)
а) Столица Башкортостана? (Уфа)
б) Национальный герой Башкирского народа? (С.Юлаев)
в) Название реки Уфа по-башкирски? (Караидель)
г) Старинный музыкальный инструмент великого башкирского народа? (курай)
д) Как звали могучего богатыря в баш. Сказках? (Урал-батыр)
е) Штора, разделяющая юрту на 2 половинки? (шаршау)
4. Культура и быт башкирского народа
До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.
Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).
Традиции и обычаи башкирского народа
Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.
Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.
Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.
Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.
Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ
Мужчина без ремесла, что птица без крыльев
Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных прис-пособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лашадыо требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно пок-рытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуци-линдрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.
Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке уста-навливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой.
У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внут-ренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжении 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.
В быту башкирской семьи широко была распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изго-тавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Целнодолбленая столовая посуда и кухонная утварь изготовливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.
Самодельные деревянные чаши для еды были разнооб-разными. К примеру, круглая чаша с ручкой- выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау час-то использовали и как обрядовую чашу. Большие праздничные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.
Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую фор-му имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.
В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки , совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке слу-жили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом- крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.
Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широ-кими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреп-лялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.
Деревянным сосудам для сбора и первозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревян-ные баночки.
Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока ; анало-гичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специи-альные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрыз-гивания жидкости из сосуда при сбивании масла.
Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.
Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распили-валось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали спе-циальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.
Башкиры лесных районов издавна занимались изготовлением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир , попадая к ним в основном в результате торговых операций.
Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвернутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.
Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.
Башкирские ремесленники-мастера изготавливали короба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока , сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треуголь-ными боковыми стенками, сужащимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.
Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки.
Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для провеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.
Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали невысокими, круглыми или овалооб-разными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.
ОДЕЖДА, ОБУВЬ И УКРАШЕНИЯ
Дерево красно листвой, человек - одеждой
Башкиры носили незамысловатую и удобную одежду, под стать ей была и обувь. Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из рубахи, штанов и чулок. Шаровары шили длинными и широкими. Средняя часть шаровар состояла из одного цельного кучка ткани, к нему пришивались штанины с одной или двумя парами клиньев. Особым шнурком шаровары стягивались у пояса. Носили их, заправив в сапоги. Мужские верхние штаны (салбар, чалбар) шили из грубого конопляного холста, или из самодельного же сукна. В отличие от нижних штанов, верхние имели обычно один карман с правой стороны. Суконные верхние штаны предназначались для ношения в зимнее время.
Поверх рубахи надевали камзол (камзул) или казакин (кәзәки)- одежду типа расклешенного кафтана. При необхо-димости на камзол или казакин надевался бишмет- один из видов халата с рукавами, изготавливаемый из фабричной ткани. Бишмет шьют длиной ниже колен, он застегивается на 4-6 пуговиц, его нижняя часть расширяется ниже талии. Бишмет, казакин и камзол шьются приталенными, с подклад-кой, воротники имеют низкие, стоячие. Бишмет и казакин имеют внутренние завязки у пояса. Казакин короче бишмета (длиной несколько выше колен), с короткими рукавами. Камзол шьют еще короче из темного фабричного материала и тоже без рукавов.
Женские бишмет, казакин и камзол изготавливаются более тщательно. Женский камзол несколько шире мужского и застегивается на две пуговицы , расположенные у пояса и у ворота. Женский камзол шьют из темной ткани, из полушелка или бархата с ситцевым подкладом. Позумент, мелкие Моне-ты, кораллы и т. п. украшают женский камзол по бортам, по подолу и у ворота.
Верхняя одежда чекмень (сәкмән, чикмән) также был одинакового покроя для мужчин и женщин. Длинный, широкий в основной части и в рукавах, чекмень служил и повседневной одеждой. Для женского чекменя обычно ис-пользовали белое сукно, он не имел завязок или застежек и не подпоясывался. По краю ворота, по бортам и по подолу женский чекмень обшивали широкой полосой красного сукна и узкой полосой зеленой (или желтой) ткани. По бортам и на спине нашивали треугольнички, квадратики и спиралевидные полоски из цветного сукна. На плечах, на концах рукавов, по подолу могли быть вышивки цветной шерстью.
Заплетая свою косу в одну (девушки) или в две (жен-щины) косы, башкирки вплетали в них специальные шнурки, к которым подвешивались крупные монеты. Могли быть использованы ажурные или узорчатые металлические подвес-ки сулпы (чулпы) с монетами и вставками из камней и цветных стекол. Применялись также различные украшения для кос. Они могли представлять собой скрепленные нити разноцветных бус (число их доходило до 16). Вверху эти нити прикреплялись к косе, внизу оканчивались разноцветными кистями. Иное украшение для кос состояло из узкой и длинной цветной ткани, на которую нашивали монеты в два ряда. В верхней части укреплялась металлическая бляха или крупный агат в ажурной оправе. Внизу ленты пришивались подвески. Это украшение было длинным, оно спускалось поверх косы до пояса.
Из других башкирских женских украшений можно ука-зать серьги, кольца и перстни, заколки и застежки. На обеих руках выше запястья башкирки носили браслеты (витые серебряные с подвесками или пластинчатые). В женских украшениях чаще всего использовались монеты и бляхи, золото и серебро, сердолик и бирюза, морские раковины и кораллы, янтарь и стекло.
III. Заключительная часть «Знай свои истоки!»
1.Рефлексия
2.Подведение итогов
3.Заключительное слово