Беседа ( 20 минут)
«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно» (Д.С.Лихачев)
1.Приветствие и эмоциональный настрой
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лейла Халафовна. Я очень рада встретиться с вами. В самом начале нашей беседы, хотелось бы обратить внимание на наши правила, которые я подготовила для вас. Правило поднятой руки, если вы хотите что-то сказать. Правило тишины, внимательно слушать и затем отвечать. Правило сцепленных рук для работы в паре. Если ваша пара будет готова, то руки ладошками прислоняем и поднимаем вверх. Когда все будут готовы, то мы двигаемся дальше.
Прежде чем начать нашу с вами беседу, я хотела узнать вас поближе. Предлагаю вам немного поиграть в игру «Давайте познакомимся».
- Я буду говорить о том, что люблю, а вы, если тоже любите это - говорите « и я».
Хоровая игра.
- Я очень люблю мороженое. А вы?
- я люблю лето и каникулы. А вы?
- я очень люблю выходные? А вы?
- Я помню все значимые события в своей жизни. А вы?
- Вот мы и узнали немного друг о друге. У нас с вами так много общего, что думаю, у нас сегодня обязательно всё получится.
2.Определение понятия «историческая память».
- Какую последнюю фразу я произнесла?
- Сегодня наш разговор будет о памяти…
— Ребята, назовите свои имена. А как вы узнали своё имя? От кого?
(Учащиеся ответят, что имя узнали от своих родителей.)
—Петя, назови имена своих родителей. Маша, а твоих родителей как зовут?
— А как ваши родители узнали свои имена? (Им рассказали их родители – бабушки и дедушки.)
— У нашей Родины тоже есть имя. Какое? (Россия, Российская Федерация.)
(Педагог крепит на доску табличку со словом Россия).
— Как вы узнали имя своего Отечества? (Школьники ответят, что узнали от своих родителей.)
— Что помогает человеку помнить свое имя, место, где он живёт, важные события? (Память.)
Педагог крепит на доску табличку со словом ПАМЯТЬ.
— В каждой семье помнят имена родных, даты их рождения, профессии, адрес, знают, как живёт каждый человек. Об этом рассказывают друг другу члены семьи при встречах, на семейных праздниках. О том, что было раньше, сообщают старшие, которые об этом помнят. Это – история семьи. А может ли быть такая «семейная» история у нашего народа, нашей Родины? (Учащиеся отвечают утвердительно.)
Педагог крепит табличку ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ.
— Вы тоже будете рассказывать своим детям и внукам о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ России, мы – россияне. А сейчас я вам предлагаю обсудить в парах, что нам важно помнить? На обсуждение у вас 1 минута.
- Выскажите ваши версии, которые родились в ходе обсуждения.
В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ педагог добавляет карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создаётся кластер:
— Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет каждого из нас с другими россиянами.
- Ребята, а что произойдет, если мы не будем своим детям и внукам рассказывать обо всем этом? (Все забудется, сотрется из памяти).
- Значит время может уничтожить историческую память? (Дети отвечают утвердительно)
3.Акцентирование высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
- Ребята, на слайде прочтите высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно»
- А сейчас я вам предлагаю обсудить это высказывание в парах и через минуту сказать как вы понимаете эту фразу?
4.Включение изученного в систему знаний
Одно из средств сохранения истории – это памятники. Я предлагаю вам поработать в группах.
— Ребята, у вас на столах лежат фотографии памятников и таблички с их названиями. Разбейтесь, пожалуйста, на 2 группы по 5 человек, подойдите к партам. Ваша задача соединить фотографию и название памятника, выбрать представителя группы, который назовет памятники. Время на обсуждение у вас 2 минуты.
Фото 1. Памятник Родина-мать в Волгограде.
Фото 2. Монумент «Тыл-фронту» в Магнитогорске.
Фото 3. Стелла «Защитникам Отечества» в Челябинске
Фото 4. Монумент «Мужество» г.Брест, Беларусь
- Ребята, посмотрите на фотографию на экране. Как называется эта акция? (бессмертный полк)
- Для чего, с какой целью проводится эта акция?
- Кто из вас принимал участие в этой акции?
Много испытаний выпало на долю русского народа в годы Великой Отечественной войны. Наши деды и прадеды ценой собственной жизни победили фашизм, героическим трудом в послевоенные годы восстановили страну и передали нам, их потомкам, процветающую и мирную страну. Мы всегда помним и чтим подвиг солдат, партизан, тружеников тыла и будем учить этому наших детей и внуков!
—Ребята, хранить память, беречь память (историческую память!) нашего русского народа – долг каждого из нас. Память возрождает жизнь, побеждает смерть. Значит, мы возрождаем жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно! ???
Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!
5.Подведение итогов и рефлексия
И в заключении давайте выполним задание «Незаконченное предложение»
- Мы узнали…
- Мне понравилось…
- Теперь мы можем…
- Мы хотим узнать…
Я благодарю вас за сотрудничество на классном часе. Желаю вашим семьям мира и добра! До свидания!
4