Беседа по экологии.
«Витамины, выращенные своими руками». 4 класс
Цель: способствовать формированию представлений детей о правильном питании и о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку во время сезонного авитаминоза.
Задачи:
1) способствовать расширению знаний детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и других полезных продуктов;
2) расширять представление младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни; раскрыть значение витаминов для здоровья человека;
3) развивать мышление, память, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля за произношением и творческий потенциал в процессе реализации групповой работы учащихся;
4) воспитывать бережное отношение к продуктам, растениям и своему здоровью!
Оборудование: ИКТ, компьютерная презентация, таблички, картинки (семена салата, лука, чеснока, укропа), инструкции для детей.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой на занятие.
(Дети встают в круг, держась за руки и читают стих)
Приветствуем всех, кто время нашел.
И на занятие наше пришел.
Кто хочет прожить без врачей и таблеток.
Вам – бодрым, веселым - спасибо за это!
Настрой на занятия таков:
Мы умеем думать,
Умеем рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать! (слайд 1)
2. Повторение.
Игра «Да-нет!»
Вам мальчишки и девчонки,
Приготовила куплет.
Если мой ответ хороший
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите: «Нет, нет, нет!»
1. Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем невкусный!
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Дети: нет, нет, нет!
2. Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не покушав сладостей,
Спать идти нельзя.
Это правильный совет?
Дети: нет, нет, нет!
3. Зубы вы почистили и идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Дети: нет, нет, нет!
4. Постоянно нужно есть
Для здоровья нашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши)
-Молодцы! Ребята, недостаток витаминов организме человека может привести к заболеванию и называется оно-АВИТАМИНОЗ.
Это для вас новое слово. Давайте его запомним и в конце занятия я о нем спрошу (долговременная память)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (СЛАЙД)
-Правильно! О витаминах. И сегодня мы поговорим о тех культурах, которые мы можем вырастить у себя на грядке и даже на подоконнике! Давайте прочитаем поговорку.
Витамины на грядке – здоровье в порядке!
Давайте попробуем найти ответы на вопросы.
(ответы детей, комментарии воспитателя). Конечно, можно пойти в магазин и всё купить, но надо помнить о том, что фрукты и овощи обрабатываются специальными веществами для долгого хранения и в них почти не остаётся витаминов.
А ведь главное правило правильного питания – есть полезные и экологически чистые продукты. Можно ли «вырастить» самому какие-то витамины? Давайте об этом поговорим:
(Диалогическая речь с опорой)
…, ты выращивал растения сам?
-Нет, мама всё покупает в (магазине, на рынке, в машине, под кроватью)
-А мы летом выращиваем растения в огороде!
…., а ты сам(а) умеешь сеять семена?
-Да (нет)
-Ребята, сегодня мы узнаем, как вырастить растения самому в домашних условиях? (лук, салат, укроп, чеснок). А летом попробуете посадить их в почву.
4. Практическая работа «Посадка зелени (лука, чеснока, укропа, салата)» на импровизированные «огородики» (одноразовый контейнер)
- Ребята, подойдите к волшебному мешочку и выберите сеянцы того растения, которое вам предстоит посадить. Также получите инструкцию к работе. Прочитайте её внимательно, выполните всё согласно ей. Некоторые будут впервые заниматься этой работой. Не забудьте прочитать интересные сведения и ознакомить с ними всех.
(Самостоятельная работа по инструкции)
1.Потрите семена руками. Удалите ненужные чешуйки
2.Сделайте небольшие бороздки. Для лука сделайте небольшое углубление и отступите расстояние от луковицы до луковицы 5-6 см.)
3.Аккуратно поместите семена в бороздки и лунки, засыпьте почвой и полейте водой.
4.Чтобы почва не высыхала и семена быстрее проросли накройте ваш «огород» пакетом.
5.Поставьте ваши «грядочки в теплое и солнечное место.
-Молодцы! Будем ждать всходы наших витаминов. А сейчас поговорим с вами о фруктах и овощах, которые выращивают в нашем регионе.
(Ответы детей)
Монологическая речь с опорой:
-Я живу в (городе, селе). У нас есть о (огород, дача, сад, велосипед)
Я с родителями люблю (не люблю) ухаживать за растениями.
В этом году мы вырастили хороший урожай! Осенью мы собрали много (гвоздей, картофеля, яблок, помидоров, игрушек, капусты, баклажанов, конфет, огурцов, клубники, малины)
-Молодцы, сейчас ученые разрабатывают такие сорта растений, которые раньше росли только в других странах, а сейчас растут и у нас!
5. Игра «Контрольная закупка»
- На нашем столе много картинок, которые богаты витаминами (яблоко, морковка, ягоды смородины, квашеная капуста, сухофрукты, баночка с витаминами). Я предлагаю вам выйти группой и проголосовать за два продукта, которые вы считаете и вкуснее, и полезней. (Дети выбирают картинки с тем продуктом, который считают на свой взгляд полезнее)
Подсчет голосов.
— Это интересно! Детям 6-7 лет необходимо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов. Запомните, друзья, без витаминов жить никак нельзя! Давайте вспомним слово, которое мы запоминали в начале занятия (Ответ :АВИТАМИНОЗ)
-Молодцы! А теперь скажите, чтобы не было авитаминоза, что мы должны есть?
(Ответы детей)
-Правильно! Много витаминов и меньше сладостей и другой вредной еды! И лучше если она будет выращена своими руками!
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (с использованием диалога)
– Я считаю занятие полезным, потому что…
– …, где зимой можно найти витамины?
– можно вырастить на подоконнике … Они полезны и богаты …
- А еще мне хочется прочитать вам стих и называется он:
«Хорошее настроение»
Чтобы со здоровьем был у вас порядок,
Правильно питайтесь вы в любой денек.
Витамины в этом вам всегда помогут,
Вспоминайте чаще наш урок.
И здоровье, непременно,
Вас порадует не раз.
И хорошее настроение
Не покинет больше вас!