ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба» Беседа –презентация «История вышивки лентами» Автор - составитель: Добровольская Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования Новый Уренгой, 2020 г. |
Цель: формирование представлений о истории возникновения ленточной вышивки.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать формировать УУД по освоению практико–теоретических навыков в декоративно – прикладном искусстве;
Развивающие:
- формировать представление об этапах развития ленточной вышивки, как народного промысла;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истории и обычаям своего народа, к традиционным ремеслам России.
Предварительная работа: работа со специальной литературой, поиск необходимой информации в Интернете, составление конспекта, подготовка презентации по теме.
Дата проведения: 14.10.2020 г.
Время проведения: 14.00 ч.
Продолжительность: 1 академический час (40 минут).
Характеристика группы: 1 года обучения, № 1, возраст 7-10 лет, численный состав 9 человек.
Используемая литература:
http://www.vishivka-krestikom.ru/16-istoriya-vyshivki-lentami.html
https://infourok.ru/istoriya-sozdaniya-vishivki-lentami-2214322.html
https://www.livemaster.ru/topic/1777185-istoriya-rukodelij-vyshivka-lentami
http://handportal.ru/iskusstvo-vyshivki-lentami-istoriya-texnika-materialy-chast-1.html
https://www.smallstitch.ru/vyshivka/vyshivka-lentami/987-vyshivka-lentami-istoriya-vozniknoveniya.html
(Слайд №1) Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых, создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали применяться различные виды пряжи — льняная, шерстяная, шелковая, конопляная, хлопковая, а также жемчуг, драгоценные камни, перламутровые ракушки, монеты, блестки, бусинки и бисер.
(Слайд №2) Самые древние вышивки, которые сохранились до наших дней, были выполнены в V—IV веках до н. э. китайскими мастерицами. Они представляют собой декоративное шитье шелком, волосом, золотыми и серебряными нитками на шелковой ткани.
(Слайд №3) В Древнем Китае вышитыми узорами украшались одежда, картины и ковры. В вышитых орнаментах зачастую встречались изображения птиц и цветов. (Слайд №4) В вышивках Древней Индии, Ирана и Японии преобладали растительные мотивы, фигурки животных и жанровые сцены.
(Слайд №5) О развитии этого вида искусства в Древней Греции повествует миф о рукодельнице Арахне, посмевшей бросить вызов самой Афине. За свою дерзость женщина была превращена богиней в паука.
(Слайд №6) В декоративных целях древние греки и римляне использовали и ленты. Гречанки вплетали в волосы полоски тканей, а римлянки украшали свои прически повязками, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Цветными лентами отделывалась и одежда, причем каждому социальному классу соответствовали определенные цвет и материал.
(Слайд №7) Искусство вышивки также было известно древним египтянам, о чем свидетельствуют богато расшитые одеяния фараонов. У древних египтян его заимствовали евреи и ассирийцы.
(Слайд №8) В период Средневековья красотой и изяществом шитья золотом и шелком славилась Византия, где рукодельницами были разработаны оригинальные способы вышивания и особые орнаменты. Их мастерство способствовало развитию этого вида рукоделия во многих европейских странах. (Слайд №9) В XIII веке в. Англии большой популярностью пользовалась вышивка серебром, золотом и шелком, для которой были характерны роскошные, причудливо переплетающиеся растительные орнаменты. (Слайд №10) В средневековой Италии спинки стульев и балдахины декорировались лентами. Ими подвязывались и тяжелые занавеси, которыми зимой закрывались окна для защиты от холода.
(Слайд №11) Тем не менее широкое применение шелковых лент в бытовых целях началось лишь в XIV веке. Благодаря благоприятным климатическим условиям и развитым традициям ткачества во французском городе Лионе быстро развивалось производство шелковых тканей и ниток. Знатные вельможи стали носить роскошные одежды, расшитые лентами с золотой каймой или парчовыми лентами в соответствии со своим рангом и происхождением.
(Слайд №12) А началось все в 1446 году, когда будущий король Людовик XI пригласил во Францию итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству французов. Несмотря на то что затея завершилась неудачей, в Лион были завезены различные станки, предназначенные для изготовления шелка и шелковых лент. Постепенно производство шелковых лент в этом городе расширялось, и вскоре Лион превратился в крупный текстильный центр. В 1560 году в производстве лент было занято уже 50 тысяч ткачей. Мастера изготавливали различные их виды — от простых до самых экстравагантных и очень дорогих.
(Слайд №13) В другом французском городе, началось производство тесьмы, в котором было задействовано почти 45 тысяч человек. Она была золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная). Спрос на них резко возрос в XVIII веке, когда наступила эпоха роскошного декора, которым отделывалась не только одежда, но и предметы интерьера. Король Франции Людовик XIV даже свою обувь украшал лентами, расшитыми драгоценными камнями, и призывал всех придворных одеваться утонченно и с выдумкой.
(Слайд №14) В период развития рококо в моду вошла одежда, чересчур щедро украшенная множеством декоративных элементов. Король Людовик XV был увлечен вышивкой и зачастую дарил придворным дамам сделанные своими руками милые безделицы. Платья стали более объемными и «летящими», с незастроченными складками на груди и множеством ленточек.
(Слайд №15) Именно в этот период во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья. Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Из Франции искусство вышивания шелковыми лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия.
(Слайд №16) В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался очень поэтично — «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками. Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками.
(Слайд №17) В XVII-XVIII веках одежда донских казаков шилась из привозных хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей, которые украшались серебряными, золотыми, шелковыми нитками и лентами. Рубаха была богато украшена вышивкой спереди, по низу рукавов и подолу. Поверх нее надевалось расшитое жемчугом и лентами длинное распашное платье — кубелек. Вышивкой декорировались даже шубы. Иногда ленточными узорами отделывалась и обувь — чирики.
(Слайд №18) Под влиянием стилей барокко и рококо, наряду с вышивкой серебром, золотом, цветной гладью, блестками, бисером, в России особую популярность приобрела вышивка цветочных узоров шелковыми ленточками.
(Слайд №19) Расцвет вышивки шелковыми лентами пришелся на 70-е годы XIX века. В частности, шелковыми лентами украшались лиф, юбка, рукава, манжеты и воротники платьев, шляпки, шали, перчатки и муфты. Красовалась объемная ленточная вышивка не только на предметах дамского туалета, но также и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах и всевозможных предметах обихода.
(Слайд №20) Стиль модерн, вступивший в свои права в начале XX века, способствовал подъему декоративно-прикладного искусства. К середине XX столетия интерес ко всем видам рукоделия заметно снизился. Но на протяжении нескольких последних десятилетий наблюдается возрождение вышивки, в том числе и шелковыми лентами. Это весьма занимательное занятие. В вышивке шелковыми лентами применяются достаточно простые и хорошо известные приемы вышивания, зато выполненный в этой технике объемный рисунок выглядит настолько привлекательным, что никого не оставит равнодушным.