Послушаем песню Паралимпийских игр «Дорога к счастью!»
https://stand.hitplayer.ru/?s=паралимпийские%20игры
1) Как трудно выбрать на пути,
Куда смотреть и с кем идти.
Как часто боль, тоска и страх
Меняют мир в твоих глазах,
Когда простых ответов сразу не найти.
Мы смотрим вверх, но тянет вниз,
Кого на трон, кого на бис.
Кто торопясь, кто не спеша,
Рука к руке, к душе душа,
И выше неба ставим маленький каприз.
_
Припев: Мы смотрим на звёзды,
Любить никогда не поздно,
Поверить, что всё случится,
Нам поможешь ТЫ.
Найди дорогу к счастью,
Жизни душу открой.
Иди сквозь бури и ненастья,
Через холод и зной.
Улыбнись, когда в твой дом войдет ЛЮБОВЬ,
Не отвернись, и мир изменится тогда,
Навсегда…
2) Пусть не отвергнет небо - птиц,
Нот - музыкант, поэт - страниц.
Пусть каждый шаг уводит ввысь,
Остановись и оглянись,
И за собою увидишь миллионы лиц.
Мы вместе встанем у руля,
У нас на всех - одна Земля.
У нас на всё - один Ответ,
И станет "ДА", что было "НЕТ".
И станет ярче Солнце – мы одна СЕМЬЯ.
Припев: Мы смотрим на звёзды,
Любить никогда не поздно,
Поверить, что всё случится,
Нам поможешь ТЫ.
Найди дорогу к счастью,
Жизни душу открой.
Иди сквозь бури и ненастья,
Через холод и зной.
Улыбнись, когда в твой дом войдет ЛЮБОВЬ,
Не отвернись, и мир изменится тогда,
Навсегда… Навсегда… Навсегда!!!
- О чем эта песня? Часто ли мы задумываемся над тем, кто живёт среди нас, как много людей нуждается в нашей помощи?
(Эта песня об инвалидах, людях с ограниченными возможностями здоровья. Песня об их мечте и проблемах, с которыми они встречаются)
- Сформулируйте тему нашего разговора (Люди созданы для счастья).
- Сформулируйте задачу нашей беседы-размышления «Люди созданы для счастья»
Задача: узнать о проблемах людей-инвалидов и определить свое отношение к ним.
Итак, мы собрались сегодня поговорить о людях с ограниченными возможностями здоровья и нашим отношением к ним.
3 ДЕКАБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДА.
Это не праздник, это день, когда надо определиться, как соблюдать права инвалидов, как заботиться о них.
В этот день общество должно вспомнить об инвалидах, которые нуждаются в помощи, проявлять доброту, внимание и сострадание к ним всегда.
- Кого называют инвалидом, что значит инвалидность?
Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а так же в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
В России насчитывает 11875000 человек. Это самый бесправный, вычеркнутый из жизни человек. Он вечно чего-то просит, так как у него за душой, кроме нищенской пенсии, ничего нет. Но эти люди имеют права на достойную счастливую жизнь наравне со здоровыми людьми.
Ученик 1
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА.
Когда от слез болит душа,
Не говори напрасно,
Что жизнь не стоит не гроша,
Она всегда прекрасна.
Порой седые облака
Надолго солнце скроют.
И жизнь бывает нелегка
Под черной полосою.
Но надо верить, надо ждать.
Рассеет ветер тучи,
и сквозь туман сверкнет опять
Надежды яркий лучик.
Он над тобой и надо мной
Сияет в небе ясном.
И жизнь под этою звездой
Воистину прекрасна. (Ольга Рязанова.)
Во многих случаях инвалидность можно предотвратить посредством мер борьбы с недоеданием, загрязнением окружающей среды, антисанитарией, недостаточным предродовым и послеродовым уходом, заболеваниями, вызванными загрязнением воды, и различными несчастными случаями. Посредством расширения программ иммунизации международное сообщество могло бы добиться крупных достижений в борьбе с инвалидностью, возникающей вследствие заболеваний полиомиелитом, корью, столбняком, коклюшем, дифтерией и, в меньшей степени, туберкулезом.
Ученик 2
Принимаю, все принимаю,
Никого не виня, не коря -
Просто выпала жизнь мне такая
И не пять, и не две, а одна.
Просто выпала, кем-то загаданная
А зачем? Почему?.. Если б знать!
Но живу вот. И окна распахиваю,
И дверей не стремлюсь закрывать.
Были радости. Будут и радости.
Были беды. И снова придут.
Мне еще далеко так до старости,
Много будет всего на веку.
Но ночами, проснувшись встревожено
От пришедшей и в сны вдруг тоски,
Обессилено выдохну: "Господи!
За какие казнишь ты грехи
Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.
- Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка? Почему на улицах очень мало встречается инвалидов? Как люди становятся инвалидами? Как бы они отнеслись, если бы в классе появился инвалид? С какими бы трудностями столкнулся бы человек с ограниченными физическими возможностями, обучаясь в школе?
Ученик 3
У них свой путь, у них своя дорога,
Но, как у каждого, есть право жить.
Как у любого, в душе, порой, тревога.
Они умеют, как и ты, любить.
Не видя мир, они мечтают
И просто верят в чудеса.
Они, как ты, весну встречают,
И знают: впереди лишь счастья полоса.
Песня Даниловой Анастасии
Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).
- Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?
Ответьте на вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь? Обоснуйте свои ответы. Чем можем им помочь мы или наше общество?
Группа 1. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
Могут ли сами перейти через дорогу?
Могут ли обойти препятствие на дороге?
Могут ли читать книги?
Могут ли быть изобретателями и учёными?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли учиться в обычной школе?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Группа 2. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
Могут ли заниматься спортом?Могут ли быть учёными?
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
Могут ли быть изобретателями, учёными?
Могут ли быть артистами?
Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?
Группа 3. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли пользоваться общественным транспортом?
Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
Могут ли заниматься спортом и в каким видом?
Могут ли быть артистами кино?
Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.
Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)
- Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.
Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)
Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука жестов - это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.
Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).
Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.
Помните: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко
Ученик 1
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!
- Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.
- Кто-нибудь продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
- За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
Проведем небольшой эксперимент: 1)Без помощи рук развяжите шнурки на обуви. 2)С закрытыми глазами нарисуйте на доске солнце.
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Ученик 2
Сильными духом людьми нельзя не восхищаться, о них нельзя молчать, нельзя не знать. Мы должны понимать, как им трудно. В.К. Короленко в очерке «Парадокс» размышляет о смысле жизни, о том, каким является счастье для каждого человека. Главный герой очерка Ян Залуский – нищий калека. Мужчина без обеих рук вынужден жить под насмешки окружающих, выставляя себя шутом, но он является настоящим «феноменом», как сам себя и называет. Инвалид не хуже полноценного человека выполняет все те действия, что делают и здоровые люди, но не его физические недостатки отличают его от других. Будучи человеком без обеих рук, над котором потешаются, который казалось бы не в состоянии вести даже обычную жизнь и по общепринятому мнению должен быть замкнутым в себе человек, Ян не только является единственным кормильцем в семье для своих здоровых племянников, но он ещё способен к состраданию по отношению к людям, которые действительно находятся в трудной ситуации и нуждаются в помощи. Ян не считает свой физический недостаток веской причиной для отказа от нормального существования, находит себя вполне полноценным и здоровым человеком, способным к труду и сочувствию. Таким поведением Ян Залуский – мужчина без обеих рук учит нас тому, что даже будучи инвалидом, человек способен вести обычную жизнь, радоваться ей. Что же говорить о людях, которые абсолютно здоровы. Они должны чувствовать себя счастливыми, уже потому что у них есть все возможности — здоровое тело — для достижения своей мечты, цели в поисках собственного счастья.
Очерк заставляет задуматься о том, что совершенно каждый человек достоин быть счастливым, но для этого необходимо приложить усилия, чтобы найти в себе желание и силы выбрать правильный путь и идти по нему к своему счастью.
Ученик 3
А еще мы посетили Интернет-страницы, где рассказывается об инвалидах. Мы удивлены: многие достигли больших успехов в спорте и своими достижениями порой превзошли здоровых людей. Они ведут активный образ жизни. Не останавливаются перед трудностями и движутся вперед. Послушайте, как они живут.
31 октября 2003 года, тогда еще 13-летняя Бетани Хэмилтон, чемпион в своем возрасте среди серфингистов-любителей, лишилась левой руки в результате нападения тигровой акулы у северного побережья острова Кауай, входящего в группу Гавайский островов. Но она продолжает заниматься серфингом и сейчас. После несчастного случая выиграла три важных соревнования по серфингу.В 2004 году была удостоена спортивной награды «Лучшее возвращение».
Марк Ингис, восходивший на одну из горных вершин, попал под снежную вьюгу и обморозил себе ноги. После этой трагедии пришлось ему ампутировать обе ноги. Но Марк не упал духом и не стал унывать, он продолжал жить! Друзья называли его человеком "очень высокого духа"! Он всегда мечтал покорить Эверест, мечта его сбылась! Инвалид покорил Эверест.
"Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров . Они покорили горную вершину КИЛИМАНДЖАРО высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия. Нина Малер - психолог из Швейцарии - после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Мери Верди - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу "Танцующие колеса" |
ИЗВЕСТНЫЕ ИНВАЛИДЫ
Композитор Людвиг ван Бетховен, потерял слух с возрастом.
Полководец Александр Суворов был в детстве очень слабым.
Летчик Алексей Маресьев потерял обе ноги после крушения самолета во время Великой Отечественной войны, но вернулся в строй.
Музыкант Стиви Уандер, США, был слепой.
Художник Егор Беляков был лишен рук до локтей.
Кристофер Рив, американский актер, сыгравший роль Супермена, получил паралич после падения с лошади.
- Что делает общество для поддержки инвалидов?
1) Проводятся международные спортивные соревнования для людей с инвалидностью. Традиционно проводятся после Олимпийских игр, а начиная с летних Паралимпийских игр 1988 года - на тех же спортивных объектах; в 2001 году эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом. Летние Паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние Паралимпийские игры - с 1976 года.
2) Проводятся кинофестивали, посвященные проблемам инвалидов. На них показывают документальные, художественные, анимационные и артфильмы, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности.
И завершить наш сегодняшний разговор хотелось бы рассказом о Нике Вуичиче.
Этот молодой человек родился с очень редким заболеванием под названием синдром тетра-Амелии. Но и это тяжелейшее ограничение его физических возможностей не заставило Ника остановиться, наоборот, такие же люди как он (и не только) черпают вдохновение благодаря его деятельности: он написал книгу о том, что чувствовать себя счастливым в этой жизни можно несмотря ни на что, и что нет ничего невозможного. Сегодня, пытаясь помочь другим людям, он проводит мотивационные беседы и семинары.
Русские пословицы учат быть понимающими, великодушными и благородными. Иногда достаточно помочь только словом, и этого будет достаточно для человека. Такие пословицы, как нельзя лучше, отражают душу русского народа, который всегда готов прийти на помощь. Знаете ли вы их?
Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.
Доброе слово – тоже помощь.
Доброму человеку помощь – не убыток
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
За нужное дело берись смело: сам не осилишь - товарищи помогут