9
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
"Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой"
«Беседа с элементами игры» «ДЕРЕВО ДОБРА»
для учащихся 2-го класса
воспитатель Сороколетова К.А.
г. Керчь, 2018
Цель: Формирование представлений у младших школьников о добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное. Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Плакат-эпиграф: «В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Послушайте внимательно стихотворение в исполнении одноклассников и узнаете, о чем мы сегодня будем с Вами говорить.
Ученик 1:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
Ученик 2 :
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
Ученик 4:
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
– Сегодня мы не только узнаем о том, что такое доброта, добрые поступки, но и научимся делать добрые дела.
Вопросы к детям
– Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Ответы детей)
– А что такое зло?
– Что означает добрый? (Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)
Ученик:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не делает зла.
– Каким делает человека доброта?
– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый –делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества, несущий благо, добро, благополучие.
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему
Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня посадим дерево Добра. Корни дерева –это добрые люди, плоды этого дерева - это добрые дела.
– Подумайте и выберете слова на доске, которые ассоциируются со словом «доброта», Вам в помощь написаны слова на доске, можете придумать свои слова. Это и будут корни нашего дерева (каждое слово ребенок называет и если правильно прикрепляет слово).
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Воспитатель: А теперь посмотрите, сколько хороших добрых слов мы выбрали, значит и плоды у нашего дерева должны будут быть хорошие. А так ли это мы узнаем в конце мероприятия.
Воспитатель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
1-й ученик.
Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
2-й ученик.
Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
3-й ученик.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?
4-й ученик.
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Воспитатель: Вот сколько хороших поступков можно в жизни сделать? А какие вы хорошие поступки сделали Вы? Я Вам раздам волшебные плоды, на которых каждый из Вас напишет добрый поступок, который он совершил или хочет совершить, а потом мы все вместе развесим плоды на дерево Добра. (Учащиеся каждый выполняет задания, которые потом озвучивают)
Воспитатель: Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Ученик:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем-
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо —
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Воспитатель: Раз вы все делали добрые дела в своей жизни, значит Вас всех можно назвать маленькими волшебниками. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу». Я каждому даю пословицу из отдельных слов, а вы ее каждый соберет и объяснит значение.
Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Мир не без добрых людей
Доброе слово и железные ворота открывает.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху
Воспитатель: Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.. Я называю сказочного героя, если добрый герой –похлопаете в ладоши, злой герой –закройте глаза руками.
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа Карло.
Воспитатель: А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Сценка
Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.
Волк. Попалась Белка, я теперь тебя съем.
Белка. Отпусти меня, Волк!
Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Воспитатель: Да, ребята, весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному, правдивому и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по – доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вырастили дерева Добра, но на нем еще немного плодов. Давайте каждый день, делая добрые поступки и дела, вывешивать плоды на нашем дереве Добра. И тогда мы увидим, как добро растет у нас.
Ученик:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор.
Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”
1. Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.
2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо, 2 раза
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди 2 раза
Дорогою добра.
4.Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.