СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Сила слова или яд сквернословия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Сила слова или яд сквернословия"»

Беседа с элементами тренинга и викториной «Сила слова или яд сквернословия»

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Перед проведением  занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты «Сквернословие в моей жизни».


«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных.

Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное

начало переходит в духовное».

А.С.Шишков

Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость

От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица


Ход занятия

Вступление. Сегодняшнее мероприятие мы начнём с небольшого стихотворения Анатолия Лысова, которое называется «Дикарь».

Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

А у нас в школе много таких дикарей? По результатам анкетирования выяснилось, что много. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор? (Ответы детей)

Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. Тема нашего мероприятия «Ставим условие – долой сквернословие».

А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой? Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание. Я вам раздаю бланки задания. Запишите в первой графе 5 слов, которые вы относите к категории «святых для каждого человека». (Дети пишут, а затем прочитывают слова).

Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? ( Они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.)

А теперь во второй колонке запишите 5 слов из разряда «скверных». Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать. Какие чувства вы испытываете к этим словам? (стыдно, неловко).

Когда вам бывало стыдно? ( Ответы детей).

Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд -

это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности. Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен много стыдиться, если он человек. А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваю ответы детей).

Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего.

Что же такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Современные люди, употребляя мат в разговоре, призывают зло на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Игра «Необычные приветствия»

Как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, как только я включу любую танцевальную музыку, вы должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то я произнесу слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый из вас срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда я продолжу - "Поздоровайтесь ..." - и назову любую часть тела.

Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п. Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

Упражнение «Составь пословицу»

От одного слова - да на век ссора.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Никто за язык не тянет.

Не пройми копьем, пройми языком!

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Говорит красно, да слушать тошно.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

У дурака язык опаснее кинжала.

Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Говорить — не работать, торопиться не надо.


Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.

Викторина

Вопрос № 1

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и …… слова »

1. добрые

2. грязные

3. гнилые

4. милые

Вопрос № 2

Назовите имя японского ученого, изучавшего воздействие различных слов на воду:

1. Насари Киото

2. Такати Хироку

3. Масару Эмото

Вопрос № 3

Русская пословица гласит: «Доброе слово и ………..приятно»

1. мышке

2. дереву

3. кошке

4. стене

Вопрос № 4

Верный способ расслабиться:

1. Выкурить сигарету

2. Выругаться матом

3. Послушать любимую музыку

4. Принять алкоголь

Вопрос № 5

Бранные слова негативно воздействуют:

1. На почву и воздух

2. Ни на что

3. На наследственность

4. На атмосферу

Вопрос № 6

Наш организм состоит из воды на……

1. 10%

2. 40%

3. 80%

4. 100%

Вопрос № 7

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 50% определяется:

1. Наследственным фактором

2. Уровнем развития медицины

3. Образом жизни

4. Состоянием окружающей среды

Вопрос № 8

Особенно важно в конфликтной ситуации:

1. Применить физическую силу

2. Позвать друзей на помощь

3. Быть предельно вежливым, корректным

4. «Наехать» первым

Вопрос № 9

Для того, чтобы понимать других людей, нужно быть:

1.Умным

2.Иметь хорошие слух и зрение

3.Быть внимательным к ним

4.Знать психологию

Вопрос № 10

Умение избегать отрицательных эмоций, спокойно реагировать на сложные ситуации помогает человеку сохранить…

1. Деньги

2. Силы

3. Здоровье

Вопрос № 11

Для того, чтобы лучше понимать собеседника нужно обратить внимание не только на его слова, но и…

1. На то, как он одет

2. На мимику, жесты

3. На его возраст

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Упражнение «Дерево доброты»

Предлагаю вам посадить вот такое «Дерево доброты». Для того, чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова).

У каждого из вас есть по три лепестка: зеленый, желтый и красный. Поднимите вверх зеленый лепесток те, кому понравился сегодняшний классный час, кто почерпнул для себя что-то полезное и интересное. Закрепите свои листки на «Дереве доброты».

Те, кто уже был знаком с информацией, услышанной сегодня, поднимите желтый листок. Также закрепите его на нашем дереве.

Красный листок поднимают те, кому не понравилось наше мероприятие.

Заключительное слово. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)