Беседа
«Совесть – мерило нравственности»
Цели:
Этические
Формирование чувства совести у школьников.
Формирование нравственной позиции учащихся к различным поступкам.
Нравственное совершенствование личности.
Познавательные
Знакомство с творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Знакомство с высказываниями великих людей и расширение кругозора.
Коммуникативная
Развитие умения вести дискуссию
Воспитание культуры общения.
Вступление
Сегодня мы поговорим об одном человеческом чувстве, но о каком я не буду пока говорить. Попробуйте догадаться сами…
Итак, что называют нравственным чутьем или чувством в человеке, внутренним сознанием добра или зла, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим от лжи и зла, внутренним моральным контролем?
Что же это? Да, это – совесть! Ее великие люди называют законом законов, высшим судом, тем, от чего невозможно скрыться. И сегодня мы поговорим об этом удивительном чувстве, которое сопровождает нас всегда, какой бы поступок мы не совершали. И недаром мы часто говорим о нечисто или чистой совести, то есть, ели мы совершаем хороший поступок, совесть у нас чиста, и наоборот.
Но взгляните с другой стороны – в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, а согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…
У писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Давайте прослушаем и обсудим его его.
«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие стали чувствовать себя даже бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее было подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживала так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.»
А представьте, что так и случилось на самом деле. Как бы мы жили, как бы складывались наши отношения?
Высказывания учеников.
Но ведь мы могли бы спокойно обманывать, не мучаясь, например, пропускать уроки, придумывая что-либо со спокойной совестью, не испытывая неудобств и опасений, что правда выйдет наружу….
Но ведь удобнее? Да!
Так зачем нам нужна эта приживалка совесть?...
В запальчивости можно сказать грубое слово, обидеть человека, а потом раскаиваться. А ведь можно было бы, вести себя как хочешь и не оглядываться на прошлое. Зачем нам нужны эти неудобства? Нужны ли? Зачем?....
А ведь можно причинить боль не со зла, а по недоразумению, по оплошности – за что же в этом случае терзаться?!....
Бывают люди, которые постоянно казнят себя за поступки, в которых, по существу ничего плохого и не было, винят себя за то, в чем не виноваты – зачем?! Не будь совести, жилось бы им намного увереннее…
Решение проблемных ситуаций
а как бы вы поступили в следующих ситуациях?
У вас есть два близких друга. Один из них рассказал вам о другом, что тот совершил нечестный поступок. Как поступит ваша совесть, позволит рассказать другому об услышанном или не позволит огласить тайну вашего друга?
Вы едете в автобусе, а рядом стоит бабушка или беременная женщина. Позволяет ли вам совесть продолжать сидеть?
А если в той же ситуации вы стоите рядом с молодым человеком. Позволит вам ваша совесть стоять спокойно рядом?
Кто-то в твоем присутствии поступил нечестно, несправедливо и твоя совесть не позволит остаться равнодушным – и в результате ты можешь попасть в неприятную ситуацию
Дискуссия по 2 части рассказа
Я предлагаю прослушать рассказ Салтыкова-Щедрина, который мы читали в начале нашей беседы до конца. Что же случилось с «потерянной» совестью?
«…Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть по белому свету. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только того и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец, наскучило ей и самой, что негде ей, бедной голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от этой торговли разжиться.
- За что вы меня тираните? – жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой помыкаете?
- Что же я с тобой буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна? – спросил в свою очередь мещанишка.
А вот что, - отвечала совесть, - отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем. Авось он меня неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.
По этому ее слову так все и сделалось. Отыскал мещанишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.
А что случилось, по-вашему, дальше?
Высказывания учеников
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»
Заключение.
Портрет совестливого человека
Итак, совесть нужна? Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
Подведение итогов, выводы
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.
Так будем же стремиться к этому образу совестливого человека!
И в заключение нашей беседы я хотела бы спросить: какие выводы вы сделали из всего сказанного нами?
«И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама!»