Беседа воспитательного занятия «Кем бы ты хотел быть?»
Мушегова С.А. (3 группа 19.10.2023)
Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с существующими профессиями.
Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Учебно–наглядное пособие:
набор пословиц о труде; карточки-вагоны; карточки с буквами; плакат: «Все профессии важны, все профессии нужны»; плакат: «Профессия – это…»; жетоны.
Ход занятия:
I Организация детей на занятие:
- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
-Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть вечера, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
- Молодцы! А теперь внимание.
Как быстро бежит время. Совсем недавно вы переступили порог этой школы несмышлёными малышами, а сегодня вы, почти выпускники. Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед.
II Сообщение темы занятия:
А что вас ждёт впереди? Какой важный шаг предстоит вам сделать?
-Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми профессиями, совершив путешествие в город Мастеров на поезде. (Поезд на доске)
— Ребята, кто управляет поездом? (машинист)
— Сегодня машинистом буду я, а главный вагон будет называться МИР.
-Кто еще работает в поезде во время пути? (проводник)
-А чем занимается проводник? (это человек, не только сопровождающий пассажиров в пути, но и готовый оказать им помощь при любых затруднениях)
-Сколько в поезде проводников? (столько же сколько вагонов)
-А сколько вагонов в нашем поезде? Каждый вагон, как вы видите, у нас обозначен определённой буквой, и поезд под названием МИР ПРОФЕССИЙ отправляется в путешествие.
1 задание: (коллективная работа с пословицами)
Вы разделены на 2 команды: Красные и Жёлтые, команда Красных получает красные жетоны, команда Жёлтых - желтые.
-1 остановка нашего поезда.
Называется «Собери пословицу». Вам необходимо собрать пословицы и поговорки из перепутанных половинок.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Кто любит труд, того люди чтут»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Славен человек не словами, славен делами»
--Итак, скажите, о чем же пословицы в нашем городе Мастеров? (о труде)
--Как вы их понимаете? (дети объясняют смысл пословиц)
-- Молодцы!
2 задание:
-Отправляемся дальше в путешествие, а по пути я хочу узнать, много ли профессий вы знаете? Я назову характеристику профессии, а вы называете ее. Например: самая начитанная профессия – библиотекарь; (жетон за каждый ответ)
-самая сладкая – кондитер, пчеловод;
-самая волосатая – парикмахер;
-самая смешная – клоун;
-самая зеленая – садовник, лесник;
-самая детская – воспитатель;
-самая белая – врач;
-самая зубастая – стоматолог;
-самая смелая – полицейский;
-самая общительная – журналист, учитель.
3 задание «Отгадай профессию»
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность,
квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
4 задание: физкультминутка
-Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики». Встаньте из-за парт. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики – ПРИСЯДЬТЕ, а если и те, и другие – ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, нефтяник, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)
Молодцы! И с этим заданием справились.
5 задание: Игра «Вспомни»
На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
Контролер
Фрезеровщик
Проводник
Киноартист
Рыбак
Фотограф
Плотник
Крановщик
Редактор
Фигурист
Пилот
Кочегар
Радиоведущий
Фармацевт
Пожарный
Полицейский
Космонавт
Радист
Фокусник
Полярник
Кабельщик
Репортер
Фотомодель
Пограничник
Фотокорреспондент
Печник
Каменщик
Повар
Кондитер
Пекарь
Кондуктор
Портной
6 задание:
Узнать о профессиях вы можете из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет мне 17…
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
-Кем же вы хотели бы стать, когда вырастите? (ребята отвечают)
7 задание: Тренинг «Рука судьбы»
Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Но с другой стороны, есть призвание, которое дается человеку от рождения. Говорят, что артистами, учителями и врачами не становятся, а рождаются. А какое же у вас призвание? На людей, каких профессий вы похожи? Давайте попробуем это выяснить.
На отдельных листочках вы должны написать профессии, которые каждый хочет выбрать. Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.
Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь! Какой? Давайте попробуем вместе заглянуть в этот мир профессий!
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужнее инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: для России профессии все нужны.
8 задание: развитие кругозора.
Давайте вспомним и напишем профессии людей, которые трудятся в нашей школе (директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, прачка, бухгалтер, слесарь, электрик, вахтёр).
Команда, закончившая задание 1, поднимает руку. (17)
9 задание:
Ребята, сегодня мы много говорили о профессиях. А что же такое профессия? (объясняют своими словами)
Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
Хорошо! Итак, а что же главное при выборе профессии? (желание трудиться, добросовестно выполнять работу, работа должна приносит радость и удовлетворение)
III Итог:
Подводя итог классного часа, хочу привести слова К. Д. Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Ну а сейчас мы с вами подсчитаем все жетон и выявим, какая команда оказалась чуть впереди.
Рефлексия. Что интересного вы сегодня узнали? О чём можно задуматься? (профессию нужно выбирать осознанно, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики)
Желаю вам шагать по жизни смело, Желаю счастья каждому найти,
Пусть сбудется, что каждому хотелось. В дорогу, друг! Счастливого пути!"
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
8