СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа: «Земля – наш общий дом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа: «Земля – наш общий дом»»

Беседа: «Земля – наш общий дом»


Цель. 

Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Способствовать формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.


Ход беседы:

Наш дом – планета Земля. Значит, нас можно называть... (земляне). Наша планета Земля входит в состав Солнечной системы. Рядом с Землей есть целый ряд планет...

По порядку все планеты
Назовет любой из вас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.


Все они получают тепло и свет от Солнца, но (кроме Земли) безжизненны. Только планета Земля населена живыми существами. Так какая же она – наша планета Земля?

Люди открывали ее очень долго. Открывали новые земли, описывали их, давали им названия, зарисовывали, наносили на карты, заглядывали внутрь и в космос, долго спорили о ее форме и размерах. И только в наши дни удалось взглянуть на нашу планету сверху и сфотографировать ее с Луны и из Космоса.

Вот она, голубая планета, наш с вами общий дом. Общий дом всех людей, всех зверей, птиц, насекомых, трав, деревьев.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем Солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л.Дайнеко)

А теперь вопрос ко всем: подумайте и скажите, почему на Земле есть живые существа, а на других планетах их нет? (ответы детей)

Возможность жизни на любой планете зависит, прежде всего, от того, есть ли там вода и воздух. Только благодаря наличию этих двух составных частей природы Земли возникла жизнь.

Загадка

Я – невидимка, в дом не прошусь,

А прежде людей бегу, тороплюсь.

Я – невидимый, и все же

Без меня ты жить не можешь. (ВОЗДУХ)


Воздух словно куполом прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (ответы детей)

Да, воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи и воды, а без воздуха? (всего несколько минут) Вспомните, как летом вы купались и ныряли... Стоит только нырнуть под воду, как сейчас же хочется вынырнуть на поверхность воды и дышать воздухом!

Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных лучей космоса и палящих лучей Солнца.

На Земле, лишенной воздуха, не было бы ни рек, ни морей, ни океанов – всюду была бы мертвая, безжизненная пустыня как на Луне или Марсе.

Загадка

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я – кто такая? (ВОДА)


Вода – это «сама жизнь... самое большое богатство в мире»(Антуан де Сент-Экзюпери), без которого нет жизни! Да, для нашей планеты слово ВОДА равнозначно слову ЖИЗНЬ. Без воды немыслимо существование всех живых существ. Все живые существа имеют в своем составе воду. Она необходима для всех процессов в организме: питания, переноса крови, выноса из организма ненужных веществ.. . Всем известно, что человек тяжело переносит недостаток в воде, гибнет без воды примерно через трое суток.

У воды человек селится с незапамятных времен, по воде он расширял свои владения, изучал поверхность Земли.

Воде посвящали стихи, песни, загадки, мудрые изречения. Приведите примеры.

О воде говорят:

Вода – источник и носитель жизни.

Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы.

(С.Аксаков)

Вода – кровь природы.

Капля воды дороже алмаза.

(Д.Менделеев)

А где встречается на Земле вода?

Она – везде! В воздухе, в почве, на поверхности Земли – в реках, морях и океанах. Наша планета Земля на ¾ занята водой, поэтому из космоса она смотрится голубой. Когда первые космонавты увидели ее с высоты, их восхищению не было предела – такой прекрасной, нежно-голубой смотрится наша планета. Стало ясно, что люди ошиблись, назвав когда-то нашу планету Землей. Как бы правильнее было ее назвать? (ответы детей)

Но это не так важно. Важно, что чудесный мир природы – ВОДА – имеется на нашей планете.

Итак, воды на нашей планете много. И она есть везде. Но и расходы воды очень велики. Например, человек, живущий в нашем умеренном климате, выпивает за год целую тонну воды. Только выпивает! А сколько ее надо на другие нужды! А сколько воды требуется растениям и животным! Очень много. Поэтому не будем обольщаться – воды на Земле и много, и мало. Много, если считать ее всю – и соленую, и грязную, и ядовитую. Мало, если говорить о воде, которая рядом, которую можно использовать по назначению. Поэтому береги и экономь воду.

Итак, общий дом человечества – планета Земля. Но это и дом всех живых существ. На Земле много разных существ – растений, грибов, животных.


Люди любят повторять во всеуслышание: Человек –победитель природы! Человек – покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу! Да, понастроил человек машин и теперь летает все выше и дальше, быстрее орла. В землю он закапывается так глубоко, что и кроту не осилить...

Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

- На планете мы останемся одни. (Д.Родович)


Еще мы речь ведем о том,

Что мы должны сберечь наш дом.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля! (Р.Рождественский)


Берегите Землю! Берегите

жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики

На тропинке солнечные блики,

.................

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, Берегите!

(М.Дудин)



Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!


В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!


Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!


Остановил олень свой бег:

- Будь человеком, человек,

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!


Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е.Шкловский)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!