СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессмертие подвига

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о нашем земляке, выпускнике нашей школы Толкачёве Григории Васильевиче.  Память о Герое Советского Союза до сих пор жива  в наших сердцах.

Просмотр содержимого документа
«Бессмертие подвига»

Тема: Бессмертие подвига




Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса учащихся к истории России;

2. Исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.):

3. Знания героев, которые участвовали в Великой Отечественной Войне.



Оборудование: доска; мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран; презентационный материал, выставка книг о войне.

Презентация «Герой Советского Союза – Толкачёв Григорий Васильевич»

































Слайд 1

Ученица 1.

Возле школы , в тихом парке

Расцвели нарциссы ярко.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,


Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них. (читает под музыку, положить цветок)


Учитель. Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята! Ребята, сегодня у нас не просто классный час, а час - памяти, час –скорби, час – боли по самому страшному, что может быть - это война. Война и судьбы людей, оборванные ею. Есть события, даты, имена, которые вошли в историю страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.

Эпиграфом нашего классного часа будут слова:

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

Мы с вами увидим, услышим, верно ли это? Вы сегодня приготовили сообщения, выучили стихотворения, прочитали интересные факты, провели большую исследовательскую работу.


Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе?

(учащиеся высказывают свое мнение, формулируя тему урока)

Наш сегодняшний классный час называется

" Бессмертие подвига", и, как вы догадываетесь, тема эта выбрана не случайно.

Цель:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- сохранять историческую память о героях войны, развивать любознательность, патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; - воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг, как в мирное время, так и в военное

Задачи:

пробудить интерес старшеклассников к истории нашей Родины; помочь сформировать активную жизненную позицию

Слайд 2

Учитель. Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он?

он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для

Учитель.

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа..

Но кто он этот герой?

Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.

Слайд 3


Герой –

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек,

совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.


Ребята, а как вы думаете, кто такой герой?


Имена каких героев вам известны?


Слайд 4

( Звучит песня «От героев былых времен», музыка Р. Хозак, слова Е. Агранович) ]


Учитель. Начнём наш рассказ с воспоминаний о героях земли Жирятинской. Наши земляки мужественно сражались с врагом на всех фронтах. За годы Великой Отечественной войны было мобилизовано 18275 уроженцев района, 4370 из них не вернулись к родным очагам. Тысячи людей награждены орденами и медалями. Четверо уроженцев нашего района: Толкачёв Григорий Васильевич, Возликов Александр Филиппович, Личинко Александр Сергеевич, Можаев Николай Васильевич удостоены звания Героев Советского Союза



Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем земляке, выпускнике нашей школы – Герое Советского Союза Толкачёве Григории Васильевиче.

Слайд 5

Ученица 2. Друг мой, мы сегодня с тобою

Давай-ка расскажем стихи о Герое.

В опасной разведке, в тяжелом бою

Он жизнь за товарищей отдал свою.

Он помнил о доме, он помнил о маме,

Но лег на гранату в схватке с врагами.

Спасая друзей, он себя не сберег,

Погиб ради жизни – иначе не смог.

Легендой, звездою, словами святыми

Домой возвратилось мальчишечье имя.

Пусть имя Героя останется с нами.

Героям нужна наша вечная память.

Слайд 6


Ученица 3. Родился Толкачёв Григорий Васильевич в селе Ишово Жирятинского района 26 декабря 1919 года в большой семье. Учился Григорий в школе на «отлично». Закончил пять классов в своём родном селе, потом продолжил учёбу в Воробейнской школе, которую закончил с отличием. В 1938 году закончил Смоленский финансово-экономический техникум. До призыва в армию работал в колхозе бухгалтером. Его ровесники рассказывали: «… что он был честный и трудолюбивый парень».


Слайд 7

Ученица 4. В 1939 был призван на действительную службу.

Перед войной окончил военное училище. И с 1941 года на фронте. Воевал на Северо-Западном,  Юго -Западном, Сталинградском,  Центральном и 1-м Украинском фронтах. Член ВКП(б) с 1943 года.

Слайд 8


  1. В 1941 году в составе Северо-Западного фронта Григорий Толкачёв сражался на подступах к Ленинграду. Там он был тяжело ранен и эвакуирован с госпиталем в Магнитогорск.


Я. Несколько лет тому назад, я решила поискать в Интернете больше сведений о нашем героическом земляке. На одном из сайтов увидела его фотографию и комментарий «Это мой прадедушка». Оставила его Яна - правнучка героя. Между мной и Яной завязалась переписка.

Слайд 9


Татьяна

Яна, здравствуйте! Обращается к Вам Татьяна Смолко. Действительно ли Толкачёв Г. В. ваш прадедушка? Я родилась в с. Ишово. В настоящее время я работаю в Воробейнской средней школе, которую он когда-то закончил. Если вам не трудно, откликнитесь. Мы будем очень рады.

Яна (читает ученица)

Добрый день! Да, действительно Григорий Васильевич мой прадедушка, скажу даже больше, его дочка, моя бабушка, еще жива! Будем рады Вам помочь!


Слайд 10

Яна (читает ученица)

Я сама очень рада от кого-нибудь услышать, что он знает моего прадедушку. Ведь мы все им очень гордимся!! О родственниках с его стороны совсем ничего не знаю, только от Вас узнала, что все-таки они есть. Не знаю, знали ли они о нашем существовании. Ведь Григорий Васильевич попал в наш город в госпиталь после ранения. Моя прабабушка Зинаида работала в этом госпитале и ухаживала за ним. Они полюбили друг друга и поженились. Но потом после выздоровления его снова призвали в ряды армии и он уехал. Больше они не виделись никогда...

( звучит песня «Если б не было войны»,музыка М. Минкова, слова И.Шаферана)

Учитель. В 1942 году Магнитогорским военкоматом снова был призван в армию. Его часть находилась в самом пекле на Юго-Западном, затем Сталинградском фронтах. Гвардии капитан командовал батальоном в 203 гвардейском полку 70 гвардейской стрелковой дивизии 13 армии.

Но, к счастью он все-таки знал, что у него родилась дочка Светлана (моя бабушка). Но примерно когда бабушке был годик, он погиб.... К сожалению, письма от него к прабабушке не сохранились, о чем я очень сожалею. Я бы с удовольствием их почитала. Информации о прадедушке у меня очень мало. Все, что могла, забрала у бабушки и храню у себя. Есть немного фотографий его, его и Зинаиды.


Учитель. О том, как воевал Григорий, можем узнать из очерка Г. В. Кривожихина «Два капитана»

ИЗ ОЧЕРКА Г. И. КРИВОХИЖИНА "ДВА КАПИТАНА":
 

Слайд 11

Ученик 1.О гвардии капитане Григории Васильевиче Толкачеве давно шла хорошая слава в полку и дивизии. Под Сталинградом на его подразделение, в котором оставалось всего сорок два человека, пошло в атаку около батальона фашистов с танками. И он отбил эту лавину атакующих. Его воины уничтожили около 200 гитлеровских солдат, сожгли два танка и четыре самоходки. Даже двенадцать пленных взяли. Смелым и отважным командиром проявил себя и помощник Толкачева — адъютант - старший батальона, гвардии капитан Григорий Иванович Гурьев. Оба в атаку всегда вместе с солдатами шли, били врага пулей и гранатой, а то и прикладом.

Ученик 2. Письмо матери после Сталинградской битвы


Здравствуй, милая мама!

Как там наша сторонка?

Как отец поживает?

А как брат? Как сестрёнка?


Обо мне не волнуйся –

Жив, здоров, скоро буду.

Всё, что видел я здесь,

Никогда не забуду.


Это серое небо,

Этот пороха запах,

Эти страшные крики,

Эта кровь на солдатах.


Помню Волгу и взрывы

Под родным Сталинградом.

Эта страшная бойня

Показалась мне адом.


Наступали враги,

Подходили всё ближе,

Самолёты к земле

Опускались всё ниже.


Отступать – ни за что!

Смело ринулись в бой. И погнали фашистов

Мы отсюда домой.



  Ученик 1. И вот они опять ведут батальон в бой. Теперь уже возле Днепра.


Слайд 12

Ученик 3. Отрывки из дневника


"…Вечером 22 сентября к нам приехал командир и сказал: "Вы славно поработали, капитан! Есть новое задание. Вы должны форсировать Припять, захватить плацдарм и удержать его. Но помни, немцев много и действовать нужно не силой, а умением".  

"…Уже кончаются патроны… Нас осталось чуть больше половины… А проклятые фашисты всё наступают… Теперь нас стало ещё меньше. Приходится отбивать до шестнадцати атак в день. Но мы ни за что не сдадимся!..»

«Я ранен… Мне трудно писать… Но я ни за что не брошу моих ребят на произвол судьбы…»


.

Слайд 13

Ученик 1. К вечеру подошел полк и переправился на плацдарм, а к утру здесь была уже вся 70-я гвардейская дивизия.
 Бой за удержание плацдарма продолжался ещё семь суток. Фашисты, подтянув крупные силы танков и пехоты, пытались сбросить дивизию в Припять. Капитан Толкачев был легко ранен.
 Командир дивизии сказал:

— Молодцы! Оправдали доверие Родины. Обоих представлю к званию Героев Советского Союза. Заслужили!

Слайд 14

Учитель. Указом Президиума Верховного Совета от 16 октября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра и Припяти, гвардии капитану Толкачёву Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 15


Ученик 1.  В ноябре 1943 года, когда враг прилагал все усилия, чтобы вновь захватить Киев, 70-я гвардейская дивизия отражала его контрудары на территории Житомирской области. В этих боях смертью храбрых погибли оба героя.

( звучит песня «Он вчера не вернулся из боя», автор слов и музыки В. Высоцкий)



Слайды 16-18

(читает ученица)

ЯНА. В нашем городе есть памятник "Тыл фронту", возле которого возведены мемориальные плиты с именами погибших солдат. Прадед там есть. А так же отдельно от всех, есть мемориальные доски Героев Советского Союза из Магнитогорска (хоть прадед и родился не у нас, и пробыл 3 месяца, но доска есть и о нем у нас помнят). Бабушка рассказывает, писал в письме, что если будет дочь, то Светлана в честь дочери Сталина, а вот как мальчика просил назвать, я не помню. Раньше я знала, что прадед мой Герой Советского Союза, что погиб на войне, но не углублялась в это (наверно маленькая еще была и не понимала ничего), а теперь меня все это очень интересует, мне интересно узнавать историю своих предков. Когда я читала записи Сына Полка, и в которых рассказывалось, какой был прадед, как воевал, как к нам в город попал, что женился на прабабушке и что все-таки он знал, что дочь у него, я честно признаюсь, даже плакала. Не могу даже описать, какие чувства у меня внутри, когда я думаю о нем!!!! Это и гордость, и печаль от того, что он погиб (хотя сейчас бы он все равно бы уже умер от старости, если бы не погиб тогда). Это и размышления о том, как бы было, если бы он не погиб тогда и вернулся бы к своей жене Зинаиде. Так, как я человек верующий, я предпочитаю думать о том, что в ином мире они вместе и когда-то я там их увижу!! Жаль, что на тот момент, когда была жива прабабушка Зина, я была совсем мала и не могла у нее обо всем расспросить и забрать к себе на хранение письма их переписки! Я очень рада, что Вы меня нашли, и я могу с Вами разговаривать о прадедушке, узнавать от Вас, что-то новое для себя. Спасибо Вам большое!! 

( Звучит песня «Журавли», музыка Яна Френкеля, слова Расула Гамзатова)


Татьяна

Яна, здравствуйте! У нас его тоже помнят. Возле нашей школы установлен его бюст, у которого проходят линейки 1 сентября и 25 мая, а также митинги.

Ученик 3. (поэт Акинфов)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил,

Получал на уроках пятёрки ,

И школу свою я любил.

Не спешите, постойте, ребята,

Побеседуйте тихо со мной

И скажите: «Какой был весёлый

И какой он ещё молодой».

Подождите, девчонки, смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Не исполнилось   24,

А меня уже нет, просто нет.

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил.

Мать рыдает, горюет, страдает

Над могилою ранней моей,

Да поёт по весне, заливаясь,

Наш весёлый  шальной соловей.

Побывайте у матери в доме,

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне

Кто-то помнит в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых.

Чтобы пахло мне родиной милой

На дорогах моих неземных.


Пройдут годы, десятилетия, век за веком прошумят над землёй. Придут новые поколения. Но пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.


Объявляется минута молчания памяти павших в сражениях за свою Родину.


Минута молчания


Роберт Рождественский. Помните (отрывок из поэмы «Реквием»)

Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

Ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет. Григорий Толкачёв, как и другие его ровесники,   о которых мы сегодня говорили, не думали, что их героями…Просто они честно выполняли свой воинский долг.



Пользуясь эпиграфом, подумайте и запишите на бумажных сердечках, что останется в ваших живых сердцах от этого урока . Зачитаем несколько ваших мыслей.

О подвигах - стихи слагают.

О славе-песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут! 



Благодарю вас всех за активную работу на уроке.

Я вам говорю большое спасибо. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!