Тема:
Бессоюзное сложное предложение (БСП),
его грамматические особенности.
Виды БСП в зависимости от смысловых отношений
между его частями.
Класс: 9Д
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: критическое мышление, ИКТ.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, методы мотивации.
Приёмы: «найди существенное», сравнение, «выбери нужное».
Формы: индивидуальная; фронтальная.
Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; познакомить с видами БСП.
2. Воспитательные:
формировать личностную позицию учащихся;
воспитывать эстетический вкус; расширить знания о поэтическом творчестве российских поэтов; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть нравственных понятий, с которых начинается формирование каждого человека; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока (средства обучения):
Доска: запись числа и вида работы
Мультимедийный проектор:
тема урока;
стихотворный текст для анализа (эпиграф к уроку);
презентация по теме урока;
тренировочные упражнения.
На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки.
Структура урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания
Сообщение темы урока и постановка целей.
Работа с эпиграфом к уроку с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями.
Работа с учебником по новому материалу.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока I
Организационный этап Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
II.
Проверка домашнего задания Упр.495 (устно); по Толковому словарю Ожегова найти значение слов совесть, честь, мораль, нравственность.
Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.
III.
Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения (Тема урока – на проекционном стенде)
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока (краткий устный опрос - фронтально).
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
Что предстоит узнать:
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Из чего они состоят?
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
2.Работа с эпиграфом к уроку
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!
Е. Евтушенко
(1978г)
1) Сформулируйте главную мысль стихотворения.
2) Запишите любое двустишие эпиграфа к себе в тетрадь.
3) Упр.495 – домашнее задание: какова основная мысль? Как она перекликается со стихотворением Евгения Евтушенко?
3. Понятие сложного бессоюзного предложения
Учебник: просмотровое чтение и выводы (устно)
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов) – учебник стр.248
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью: (презентация, определяют устно)
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
4. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
(Бессоюзные предложения: 1,3,5,6).
5.Продолжение темы: Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями.
Учебник:
стр.257 Упр.524: устная работа по трём уровням схемы;
стр.258 Упр.528:
а) устно – по трём группам
б) письменно – задание №2 после Упр.258.
6.Подведение итогов урока:
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений выражаются о смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Простые предложения в БСП соединяются при помощи знаков:
запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
БСП делятся на три группы:
- со значением перечисления;
- со значением причины, пояснения и дополнения;
- со значением:
а) времени, условия
б) следствия, сравнения
в) противопоставления или неожиданного присоединения, быстрой смены событий
7.Домашнее задание: запись на доске (тыльная сторона)
теория: параграф 19-20 (устно)
Упр.522