СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение (БСП), его грамматические особенности. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок усвоения новых знаний в 9 классе 

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение (БСП), его грамматические особенности. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями.»

Тема:

Бессоюзное сложное предложение (БСП),

его грамматические особенности.

Виды БСП в зависимости от смысловых отношений

между его частями.


Класс: 9Д

Тип урока: урок усвоения новых знаний 

Технология:  критическое мышление, ИКТ.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, методы мотивации.

Приёмы: «найди существенное», сравнение, «выбери нужное».

Формы: индивидуальная; фронтальная.

Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; познакомить с видами БСП.

2. Воспитательные:

  • формировать личностную позицию учащихся;

  • воспитывать эстетический вкус; расширить знания о поэтическом творчестве российских поэтов; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть нравственных понятий, с которых начинается формирование каждого человека; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие: развитие умения излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока (средства обучения):

  1. Доска: запись числа и вида работы

  2. Мультимедийный проектор:

    • тема урока;

    • стихотворный текст для анализа (эпиграф к уроку);

    • презентация по теме урока;

    • тренировочные упражнения.

  1. На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы урока и постановка целей.

  4. Работа с эпиграфом к уроку с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями.

  5. Работа с учебником по новому материалу.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание


Ход урока I Организационный этап
  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  3. Визуальный контроль готовности к уроку.

  4. Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания

Упр.495 (устно); по Толковому словарю Ожегова найти значение слов совесть, честь, мораль, нравственность.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения (Тема урока – на проекционном стенде)


1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока (краткий устный опрос - фронтально).

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.


Что предстоит узнать:


Что такое сложные бессоюзные предложения?

Из чего они состоят?

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

При помощи каких знаков в них соединяются простые?


2.Работа с эпиграфом к уроку


Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!


Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!

Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!

Е. Евтушенко

(1978г)


1) Сформулируйте главную мысль стихотворения.

2) Запишите любое двустишие эпиграфа к себе в тетрадь.

3) Упр.495 – домашнее задание: какова основная мысль? Как она перекликается со стихотворением Евгения Евтушенко?


3. Понятие сложного бессоюзного предложения

Учебник: просмотровое чтение и выводы (устно)

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов) – учебник стр.248

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью: (презентация, определяют устно)

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)


4. Тренировочные упражнения.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
(Бессоюзные предложения: 1,3,5,6).


5.Продолжение темы: Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями.

Учебник:

  1. стр.257 Упр.524: устная работа по трём уровням схемы;

  2. стр.258 Упр.528:

а) устно – по трём группам

б) письменно – задание №2 после Упр.258.


6.Подведение итогов урока:

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений выражаются о смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Простые предложения в БСП соединяются при помощи знаков:

запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

БСП делятся на три группы:

- со значением перечисления;

- со значением причины, пояснения и дополнения;

- со значением:

а) времени, условия

б) следствия, сравнения

в) противопоставления или неожиданного присоединения, быстрой смены событий


7.Домашнее задание: запись на доске (тыльная сторона)

  1. теория: параграф 19-20 (устно)

  2. Упр.522










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!