СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)»

Русский язык 4 класс

Дата: 17.12.2024

Тема: Бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Цели: учить ставить знаки препинания в сложном предложении.

Планируемые результаты:

Предметные: умения ставить знаки в сложном предложении.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы;

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

1 мин.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Приветствуют учителя

Акт. знаний

5 мин.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п».

– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)

– Назовите другие парные согласные.

– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.

Жизнь дана на добрые дела.

– Отгадайте загадки.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. 

(Автомобиль.)

Загудел глазастый жук.

Обогнал зеленый луг,

У дороги смял ковыль

И ушел, вздымая пыль. 

(Автомобиль.)

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль».

- Составьте предложения со словом «автомобиль».

Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах.


Записывают пословицу.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову.



Однокоренные слова: автомобильчик, автомобилист, автомобильный, автомобилистка.

Синонимы: автомашина, машина.

Составляют предложения.

Мы поехали в Крым на автомобиле.

По улицам города мчатся автомобили.

Сообщение темы и цели урока

2 мин.

-Прочитайте предложение. Подумайте, какое это предложение по количеству грамматических основ

На дворе стояла поздняя осень, погода была дождливая.

― Определите вид нашего предложения. 

― Докажите.

― Сколько грамматических основ в этом предложении? 

― Их надо как-то разделить на письме? 

― Какой знак подойдет? 

― А может быть точка? 

― Какую роль играет запятая в сложном предложении?

― Запятая, как пограничник, охраняет границы между частями сложного предложения.

― Давайте составим алгоритм действий при постановке запятой в сложном предложении.

  1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

  2. Определить границы частей сложного предложения.

  3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

-Предположите, какой будет тема урока?

-Поставьте перед собой задачи.

Называют тему урока

Отвечают на вопросы учителя


Это сложное предложение.


Две

Да

Запятая

Нет, тогда получатся два предложения, а не одно.



Изучение нового материала

















10 мин.













― Работа на карточках. Самостоятельно прочитайте предложения. (Приложение 1)

― Объясняем постановку знаков препинания. Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями…  В этом предложении говорится о кузнечиках. (Кто?) кузнечики, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Кузнечики (что делали?) трещали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о перепелах. (Кто?) перепела, это подлежащее, подчеркиваем одной линией.  Перепела (что делали?) кричали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о ястребах. (Кто?) ястребы, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Ястребы (что делали?) носились, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

― Сколько грамматических основ в этом предложении?

― Как графически покажем части сложного предложения?

― Прочитайте предложение со знаками препинания.

― Составьте схему этого предложения.

― Запишите предложение и схему к нему.

Аналогично разбираются второе и третье предложения.


- Работа на карточках. Упражнение в парах в расстановке знаков препинания. (Приложение 2)

Засверкал огонь зарницы
На гнезде умолкли птицы.
Тишина леса объемлет
Не качаясь, колос дремлет.
День бледнеет понемногу
Вышла жаба на дорогу.


- Игра «Найди ошибку». (Приложение 3)

1)Я поднял глаза с ветки на ветку прыгала белка.

2)Ветер срывал листья с деревьев.

 3)Солнце посылало на землю свои ласковые лучики лесные жители были рады осеннему теплу.

4) Птицы собирались в стаи, их ждала дорога в теплые края.

Взаимопроверка.

Слушают учителя

Выполняют задание
















Выполняют задание в паре








Выполняют задание







Физминутка


2 мин.

Аудиофизминутка


Выполняют физминутка

Первичное закрепление

8 мин.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

― Возьмите карточки с заданиями. Прочитайте предложения. (Приложение 4)

― Кто автор этих строк? А.С. Пушкин

― Из какого произведения они? Сказка о царе Салтане...

― А сейчас самостоятельно поработайте с предложениями.

― Поставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.

У сильных учеников предложения с пропущенными буквами.   

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещу, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ ‗‗‗‗  _____ ], [ ‗‗‗‗ ____ ].       [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ].  

[ ‗‗‗‗ ____ ], [ ____ ‗‗‗‗ ].         [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ] .

― Возьмите образцы и проверьте свою работу. Поставьте знаки «+» или «-» (Приложение 4)

― Кто верно расставил знаки препинания?

― Кто верно соединил предложение со схемой?

― Давайте поможем тем, у кого есть ошибки.

― Проговорим алгоритм по «шагам».

― Исправьте ошибки, кто этого ещё не сделал.

Слушают учителя

Выполняют задание самостоятельно













Проверяют задания по эталону

Практичес-кая деятельность

8 мин.

- В паре составьте сложные предложения без союзов по иллюстрации. Запишите в тетрадь.

- Выслушаем сложные предложения без союзов в каждой паре.

В паре составляют сложные предложения без союзов по иллюстрации

Итог

1 мин.

- Какая была тема урока?

- Добились ли поставленной цели?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое? А вычитаемое?

Отвечают на вопросы учителя по цепочке

Рефлексия

2 мин.

- Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к доске веселый смайлик, если не понравилось - грустный.

Оценивают свою деятельность

Домашнее задание

1 мин.

- Составить три сложных предложения.

Записывают домашнее задание





Приложение 1.

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения.

1. Кузнечики трещали в порыжелой траве

перепела кричали ястребы плавно носились

над полями... 2. Деревья сливаются в черне-

ющие массы на синем небе робко выступа-

ют первые звёздочки. 3. Ещё раз прозвенел

над вами голос пеночки печально прокричала

иволга соловей щёлкнул в первый раз.

Приложение 2.

Упражнение в парах в расстановке знаков препинания.

Засверкал огонь зарницы
На гнезде умолкли птицы.
Тишина леса объемлет
Не качаясь, колос дремлет.
День бледнеет понемногу
Вышла жаба на дорогу.

Приложение 3.

Игра «Найди ошибку».

1)Я поднял глаза с ветки на ветку прыгала белка.

2)Ветер срывал листья с деревьев.

 3)Солнце посылало на землю свои ласковые лучики лесные жители были рады осеннему теплу.

4) Птицы собирались в стаи, их ждала дорога в теплые края.

Взаимопроверка.

Приложение 4.

Поставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __  ] , [ __ ‗‗ ].

 [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗  ] .



Поставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.

В кухне злится п…вариха, плачет у станка тк…чиха.

Бьётся л…бедь средь зыбей, к…ршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещ…т, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер вес…ло шумит, судно весело б…жит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __  ] , [ __ ‗‗ ].

 [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗  ] .


Эталон

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __  ] , [ __ ‗‗ ].

 [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗  ] .

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].