СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессуффиксный способ образования слов в русском языке.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессуффиксный способ образования слов в русском языке.»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 80. Бессуффиксный способ образования слов в русском языке.

Тип: повторение.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления учащихся с основными способами образования слов, а так же закрепления умения определять способы образования слов и развития навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Планируемые результаты:

Предметные:характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные:проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой.

Ресурсы урока: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6955/conspect/259175/

Учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 6 кл, 1 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть перед собой внимательных, активных, находчивых, дружелюбных учеников.



Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


Открываем тетради, посередине записываем число на первой строчке, классная работа на второй строчке.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение теории.

- Ребята, а как называются  части, на которые делятся слова? (Морфемы)

Что такое основа? Часть слова без окончания.

Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

                             

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)


- Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование)


Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы)


Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов).


Словарь.

Задание: найти снежинки со словарными слова в кабинете и записать.


Заглавие, генерал, иллюстрация, коллекция, перила, преодолеть.


Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши. Проверьте работу своего товарища по ключу на доске и поставьте на полях оценку в соответствии с критериями.


Верните тетради друг другу. (Проверка качества выполнения)


- Молодцы, ребята.


Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.


Сделаем словообразовательный  анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-.

Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.


2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-.

Способ словообразования: суффиксальный.


Мы уже знаем, что слова образуются с помощью приставок, суффиксов, путем дополнения их к различным словам.


Но есть еще есть одни способ образования новых слов при отсечении разных морфем (приставок, суффиксов) из состава слова. Такой способ называется бессуффиксным.


Сформулируйте тему урока.

(Тема «Бессуффиксный способ образования новых слов»)


- Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой?

Я хочу понять…

Я хочу научиться…


Теперь можем приступить к работе.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



– Как это понять: «бессуффиксный» способ образования имён существительных? (Суффикса не видно, он нулевой, но слово образовано от другого слова.)

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные: от начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Рассмотрим другие слова: вход и ть (вход), вылет а ть (вылет), рассказыв а ть (рассказ), спор и ть (спор).

Имена существительные образованы бессуффиксным способом от глаголов.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Рассмотрим другие слова: тих ий (тишь), сух ой (сушь), высок ий (высь), син ий (синь), зелёный (зелень).

Имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных .

Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты)


Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Упражнение 1. Распределите следующие слова по столбикам с соответствующими схемами:


дорог-а

тигр-иц-а

по-дар-ок

лошадь

лет-чик

вз-лом-щик


Упражнение 2. Объясните способ образования следующих слов:

провожать: про+вож+а+ть (проводы) (бессуффиксный)

знатный: знат+н+ый (знать) (бессуфиксный)

надписывать: над+пис+ыва+ть (надпись) (бессуфиксный)

недорого: не+дорого (дорого) (приставочный)

заборище: забор+ищ+е (забор) (суффиксальный)

втихаря: в+тих+ар+я (тихо) (приставочно-суффиксальны)

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия





Итог.

-Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

(1)повторить морфемы и морфемный разбор слова

(2)вспомнить способы словообразования и словообразовательный разбор

- Удалось нам их реализовать?

- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного? ( Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово)

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

Рефлексия.

Я знаю…

Я умею…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

  1. учить правила; 2) учебник: с. 97 упр. 173.

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя