Повторение теории. - Ребята, а как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы) Что такое основа? Часть слова без окончания. Окончание – это… Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Суффикс…Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. Приставка… Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Корень…Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика) - Как называется раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов? (Словообразование) Какие способы словообразования вам известны? (приставочный и суффиксальный способы) Что такое орфография? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов). Словарь. Задание: найти снежинки со словарными слова в кабинете и записать. Заглавие, генерал, иллюстрация, коллекция, перила, преодолеть. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши. Проверьте работу своего товарища по ключу на доске и поставьте на полях оценку в соответствии с критериями. Верните тетради друг другу. (Проверка качества выполнения) - Молодцы, ребята. Вспомним план словообразовательного разбора слова: 1. Поставить слово в начальную форму. 2. Определить слово, от которого оно образовано. 3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово. 4. Указать средство словообразования. 5. Указать способ словообразования. Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной 1. Прибрежный – образовано от слова берег. Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный. 2. Речной – образовано от слова река. Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный. Мы уже знаем, что слова образуются с помощью приставок, суффиксов, путем дополнения их к различным словам. Но есть еще есть одни способ образования новых слов при отсечении разных морфем (приставок, суффиксов) из состава слова. Такой способ называется бессуффиксным. Сформулируйте тему урока. (Тема «Бессуффиксный способ образования новых слов») - Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой? Я хочу понять… Я хочу научиться… Теперь можем приступить к работе. |