СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бесценное наследие нации – великий Абай.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Каждый народ имеет свою духовную основу. В сознании  казахского народа такой фундаментальной основой является творческое наследие великого Абая. Как мы знаем, все творческое наследие Абая было уделено именно проблемам этики и морали, поэтому его наследие  будет оставаться всегда нашим духовным богатством.

Просмотр содержимого документа
«Бесценное наследие нации – великий Абай.»

БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ НАЦИИ – ВЕЛИКИЙ АБАЙ.

Ковальчук И.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»


Каждый народ имеет свою духовную основу. В сознании  казахского народа такой фундаментальной основой является творческое наследие великого Абая. Как мы знаем, все творческое наследие Абая было уделено именно проблемам этики и морали, поэтому его наследие  будет оставаться всегда нашим духовным богатством.

Великий Абай — это не только гордость нашей страны, но и мудрость мирового уровня. Он единственная личность, которая проникает в глубину души казахского народа. Его стихи и слова назидания — зеркало нашего национального бытия. Его труды не утратили актуальности и сегодня.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в ХХІ веке» отметил, что стремление к знаниям и саморазвитие являются признаками развитости человека. Мир Абая – это всемирно востребованные произведения литературы, мы должны воспитывать молодежь в духе Абая.

В своей приветственной речи он подчеркнул эту связь. «Завет Абая — это богатство подрастающего поколения. В целом воспитание должно стать одним из главных факторов, формирующих качество нации! Думаю, что в этом году в нашей стране будут созданы все необходимые условия для того, чтобы сохранить и приумножить традиции и обычаи казахского народа», — заявил президент.

«Мы придём к процветанию, если будем изучать наследие поэта. Ответы на все интересующие нас вопросы — в бессмертных стихах и мудрых словах мыслителя Абая. Заповедь великого мыслителя «Не думай о выгоде, думай о чести, стремись знать как можно больше» — яркое тому подтверждение. Общество, к которому стремится Абай, — это идеальное общество «совершенного человека» с развитым интеллектом и ясным сознанием. Понятие «совершенного человека» находилось в центре поисков новаторской философии того времени. Можно сказать, что Абай опередил своё время. В строительстве нового общества мы должны опираться на наследие поэта и потенциал нашей интеллигенции. Образование и просвещение должны стать нашей национальной идеей», — подчеркнул президент.[3]

У каждого поэта и писателя свой путь в литературу. Но путь Абая – это не путь к литературе, а жизнь в самой литературе. Через книги он осмысливает многое, постигает новые истины. Именно литература способствовала формированию мировоззрения, взглядов великого просветителя. Не случайно в романе «Путь Абая» М. Ауэзов буквально впечатал чтение в жизнь Абая, как важнейшую страницу его биографии. Рождение Абая - мыслителя, Ауэзов связал с рождением Абая - читателя.

Выдающийся  казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской  письменной литературы Абай оставил  своим потомкам небольшое по количеству, но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью того пламени, которое обжигает душу человека каждым своим словом.
Об  Абае мир узнал благодаря трудам выдающегося казахского писателя Мухтара  Ауэзова, который, по существу, всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и обоснованию великой роли Абая в истории человеческой культуры.[5]
      Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для благо всего общества, стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего, в труде. Труд – это не тяжелая повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. «Труд развивает чувство познания,- писал он, - труд закрепляет в сознание услышанное. Человек приводит познание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным».[1]  Он ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность. Просветитель стремился привить любовь и уважение к труду, в первую очередь, молодому поколению, и очень сокрушался, видя, как часть молодежи проводила время в праздности и безделий. Расценивания труд как единственный путь к богатству и изобилию общества, Абай считал, что «трудности побеждать учит нас жизнь сама».
      Смелые  высказывания о необходимости просвещения  высказывал А.Кунанбаев, он творчески переработал в себе все ценные мысли по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения мыслителей предшествующих эпох. Вслед за Пифагором и Аристотелем, Аль-Фараби, Давани Абай категорически выступал против телесного наказания детей. Особого внимания заслуживают дидактические наставления Абая. В них отмечается, что главный принцип обучения - от простого к сложному, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. Он утверждал, что обучение должно проводиться на родном языке учащихся. Цель его - развивать у воспитанников умение самостоятельно мыслить, постоянно поддерживать интерес познания. Прививая молодежь к овладению основ наук, он показывает пути решения этой задачи. И здесь Абай касается вопросов самовоспитания личности. Признавая любить человека, любить красоту, Абай рассматривает эстетическое в неразрывной связи с этическим. Человек достигает счастья при условии всестороннего и целостного развития своей личности, сочетающей в себе остроту и глубину разума, благородство сердца и непреклонную волю. Он был страстным проповедником и неустанным поборником нравственного воспитания молодежи, являясь одним из основоположников казахской научной мысли в области обучения и воспитания.
       Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем ». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен.
      Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков  казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек – сам хозяин своей судьбы - он есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист.  Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.
       Нельзя, разумеется, не считаться с тем, что Абай был прежде всего поэтом. Следовательно, и широким кругам общественности он был известен как поэт. Абай в своих произведениях использовал ценные материалы восточных литераторов. Например, Абай на основе содержания восточной сказки «Масгут» написал поэму, в которой говорится о героизме молодого парня по имени Масгут (пророк Мухаммед).  Многие произведения Абая связаны с окружающим миром, природой. Например: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Старая одежда» и др.  Стихотворения Абая посвящены молодежи. Он старался воспитывать молодёжь в духе оптимизма, учил их мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм.
Знакомясь с произведением Абая «Слова назидания», в котором он страстно выступал за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека, обучающиеся видят красоту человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности человека. «Качества духовные, - писал Абай, - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и труд его осмыслен и достаток уместен».

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не встречал еще человека, который подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию». «Без науки «нет блага ни на том, ни на этом свете». Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что последнее «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви и справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно занимают Абая – наставника. Они разбросаны почти во всех его «Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. «Надо создавать школы, - писал он в «Сорок первом слове», - надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся.

Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и, наряду с осуждением, все время наставлял своих слушателей –собеседников на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки и недостатки своих детей.[2]

Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили своей актуальности и в наши дни:

- нравственно ценные качества закалятся и закрепляются в процессе преодоления трудностей;

- к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены;

- подлинная красота человека – в его трудолюбии;

- лень порождает упрямство, лживость трусость и другие качества.

Данные прогрессивные идеи ярко демонстрируют обучающимся связь поколений и схожесть проблем целых эпох.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Вопросы формирования воспитания достойны пристального внимания, так как это основа завтрашнего дня Казахстана. Это – ценностные ориентиры нашего общества, национальная безопасность страны.

Мудрость Абая — это мощная духовная опора, которая не теряет своей актуальности и по нынешний день. Великий поэт воспевал ум, нравственность, справедливость и милосердие. Произведения Абая известны не только в Казахстане, но и во всем мире. В своем творчестве поэт обращается не только к молодому, но и зрелому поколению, призывает людей быть справедливыми, честными, духовно чистыми. Именно поэтому его наследие не имеет возраста, оно вне времени и всяких границ.

Безусловно, память о мыслителе не будет заморожена до очередной юбилейной даты. Касым-Жомарт Токаев озвучил программу продвижения творчества Абая не только в стране, но и за рубежом. Во-первых, это открытие в ближайшем будущем институтов Абая. В настоящее время при Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева создана академия Абая, в которой будут систематически исследовать творчество поэта. В высших учебных заведениях Казахстана введено преподавание курса «Абаеведение». Труды мыслителя переведены на английский, испанский, арабский, турецкий, китайский, немецкий, итальянский, французский и японский языки. Перевод и издание произведений Абая на самых распространённых языках мира казахстанский президент назвал «уникальным международным культурным проектом».[3]

Литература

  1. Абай Кунанбаев Книга слов, слова назидания.

  2. А. Боженов Основы философии.

  3. Статья «Абай и Казахстан в ХХІ веке» — Касым-Жомарт Токаев.

  4. https://www.nur.kz/1775846-velikie-ludi-kazahstana-abaj-kunanbaev.html

  5. https://express-k.kz/news/literatura/o_tom_kak_mukhtar_auezov_vossozdaval_istoriyu_zhizni_abaya_na_stranitsakh_svoego_epokhalnogo_romana_-155384