Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
«БЕЗОПАСНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Познавательная викторина
для обучающихся
творческих объединений
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2025г.
Цель: Закрепить знания обучающихся творческих объединений о железной дороге, железнодорожном транспорте, о правилах безопасности и поведения на железной дороге.
Задачи:
Формировать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Необходимый материал, оборудование: экран, проектор, слайдовый материал, наглядный материал.
Предварительная работа. На занятиях обучающиеся вспоминают правила , которые нужно выполнять на железной дороге. В течение учебного года проходят беседы посвященные правилам поведения на железной дороге.
Ход викторины.
Организационный момент.
Внимание обучающихся привлекает гудок поезда (запись).
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы собрались на необычное занятие - занятие ума и смекалки, находчивости и сообразительности. У нас сегодня викторина, а темой её будет железная дорога и правила безопасности на ней.
Основная часть.
Вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о правилах которые необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вам необходимо будет выполнять задания, и отвечать на вопросы.
Готовы? Ответы
Отлично, но сначала, внимание на экран.
Презентация «Правила поведения на железной дороге».
Просмотр и обсуждение тематического материала.
Для того чтобы начать нашу викторину, переходим к заданиям по станциям.
Историческая минутка.
Послушайте внимательно немного истории. Эти знания вам пригодятся не только во время игры, но и в жизни.
13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франсу Герстнер. Слайд с фото
Дорога установила бумажные билеты разных цветов: для вагонов 1-го класса - белые, 2-го - розовые и 3-го - зеленые.
Русские поэты тоже не остались в стороне о таком важном событии прочитать выдержку из песни.
Отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского «Первая железная дорога» написанного в 1937году:
«Расскажите, деда! Слышал много,
А не знал, какой она была,
Первая железная дорога
С Питера до Царского Села?»
На платформы ставили коляски,
Отпрягая рослых лошадей,
И по рельсам, без толчков и тряски,
Мчался поезд - кошки не быстрей.
Первый в России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834году.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Разминка.
- Какие виды поездов вы знаете? Пассажирский, грузовой.
- Где люди ждут электричку или поезд? На перроне.
- Для чего нужен стоп-кран? Срочно остановить поезд.
- При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? Электричества, пара, тепла.
- Как называются люди, которые едут в поезде? Пассажиры.
- Как называется железнодорожный путь из двух параллельных рельсов? Колея.
- Как называется железнодорожный путь, соединяющийся с другими путями только одним концом? Тупик.
- Как называется сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. Мост.
Педагог: Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог. И на сегодня железнодорожный транспорт остаётся самым распространённым видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на общественном транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности.
И вот для вас задание…
«Опасные зоны».
Подумайте и назовите их, объясните почему.
Опасные зоны:
*вокзалы;
*посадочные платформы;
*вагон, в котором пассажиры совершают поездку;
*железнодорожные пути;
*переезды.
Педагог: Следующее задание…
«Вопросы - ответы».
Вопросы:
Без него не сядешь в поезд, без него и места нет, проводник вам не поможет, вам не сможет дать (билет)
Как называется отдельная комната в пассажирском вагоне? (купе)
Как называется головной вагон, управляемый машинистом? (локомотив)
Как называется заграждение на переезде, которое закрывает дорогу машинам? (шлагбаум)
У трамвая есть сестричка - в семь вагонов… (электричка)
Как называется в поезде место между вагонами? (тамбур)
Какие перевозки осуществляются по стальным магистралям России? (перевозят людей и грузы)
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (рельсы, шпалы, поезд)
Хоть имеет он два глаза, но не смотрит всеми сразу, а глядит всегда одним, машинист следит за ним. Что это? (ж/д светофор)
Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились. И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. Что это? (вагоны)
И конь, и работник, до воды охотник. Фырчит, да пьёт, дома везёт. Что это? (паровоз)
На большие расстоянья, мчится он без опозданья. Этот поезд вмиг исчез, называется… (экспресс)
Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой. Что это? (поезд)
Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс, и называюсь… (паровоз)
Они бывают разные, зелёные и красные. Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут. Что это? (вагоны)
Мчится, мчится железный конёк, по железу железо гремит. Пар клубится, вьётся дымок, мчится, мчится железный конёк. Что это? (поезд)
Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. Что это? (перрон)
Педагог: Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Без правил жить на свете ни как, ни как нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
На железной дороге много правил, их надо знать всем, не попасть в беду.
А, а вы знаете их? Ответы
Мы сейчас проверим.
Следующее задание…
«Ситуации».
Педагог: Сейчас рассмотрим несколько ситуаций. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы, правильно ли действовали персонажи ситуаций, и как поступили бы вы?
Педагог зачитывает ситуацию, обучающиеся объясняют ее.
Ситуация №1.
Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Ивану Петровичу переход через пути. «Эх, - подумал Иван Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу! » И полез под вагон…
Ситуация №2.
Игорь шел со школы. Он хотел быстрее прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее! » Посмотрел - поезда нет и спокойно пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку погромче…
ВНИМАНИЕ!
Движения по ж/д путям запрещены даже при отсутствии на них подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку, отвлекаться!!!
Ситуация №3.
Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через ж/д переезд. Она видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, - подумала Света, - я быстро проеду, зачем мне останавливаться? » И поехала…
ВНИМАНИЕ!
При пересечении переезда, нужно остановиться, убедиться в том, что пути свободны и только потом, продолжать движение!!!
Педагог: Следующее задание будет посвящено железнодорожным знакам.
«Железнодорожные знаки».
Везде и всюду правила, Их надо знать всегда; По вокзалу, по перрону Не ходят просто так. | Без них не выйдут в рейс, С вокзала поезда. Когда не знаешь правила Легко попасть впросак. |
Задание – объяснить, что обозначает знак.
Педагог: А теперь настало время отдохнуть. Для вас задания на смекалку.
«Весёлые задания».
*Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
*Бегут по рельсам паровоз и пароход. Кто первым прибудет на вокзал?
*Летели по небу тепловоз и самолёт. Кто долетит быстрее?
*Чем начинается, и чем заканчивается железная дорога для пассажира?
III. Подведение итога.
Педагог: И последнее задание для вас.
Вы готовы? Ответы
Вам необходимо назвать правила, которые нужно знать и соблюдать на железной дороге.
Переходить и переезжать железнодорожные пути нужно там, где захочется?
Только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.
2. Катайся по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах, когда хочется.
3. Бегай по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом!
4. Можно спрыгнуть из вагона, не дожидаясь остановки вагона.
5. Как расшифровывается РЖД.
6. Какого цвета были первые железнодорожные билеты.
7. Для чего нужен стоп-кран?
8. Как называется заграждение на переезде, которое перекрывает дорогу перед машинами, когда едет поезд?
Педагог: завершая нашу познавательную викторину, мне хотелось бы еще раз напомнить вам - Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Перед вами основные правила безопасности на железнодорожном транспорте и прилегающей территории.
ЗАПОМНИТЕ!!!
Правила из Памятки «Безопасность на железной дороге».
Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.
Не подлезайте под вагоны!
Не перелезайте через автосцепки!
Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
Не играйте на платформах и путях!
Не высовывайтесь из окон на ходу.
Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
Не ходите на путях.
На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.
Дорогие ребята! Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное.
Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!
Берегите свою жизнь и жизнь окружающих!!!
Список литературы:
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2006.
Гапеев В.И., Пищик Ф.П., Егоренко В.И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте. – Минск: Полымя, 2007.
Голышева Г.В. Профилактика детского травматизма на железнодорожном транспорте. - М.,2009.