БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Тема: Азбука пешехода. Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения. Задачи: повторить с обучающимися основные правила поведения на улице; провести беседу о детском дорожно-транспортном травматизме; повторить элементы улиц и дорог; повторить значение сигналов светофора, дорожные знаки; повторить правила пользования городским транспортом. Форма проведения игра-викторина. Участники- обучающиеся 1-4 классов. Оформление: плакаты, рисунки, знаки, макет улицы. Ход проведения. 1.Вступительная беседа. Среди нив петляя, Лесом, перелеском Без конца и края. Ни её порвать, Ни в клубок смотать. -Ребята, что это такое? -ДОРОГА.(обратить внимание на рисунки, сказочные персонажи-Колобок, Незнайка –движение по тропинке, по улицам Цветочного города.) -Сегодня мы вспомним «Азбуку пешехода». А-асфальтом улицы мостятся, автомобили быстро мчатся. Б - бурлит в движенье мостовая – бегут авто, спешат трамваи. В – все будьте правилу верны – держитесь правой стороны. Г – груз громоздкий и большой неси у края мостовой. Д – должен помнить пешеход: перекрёсток – переход. Е – есть сигналы светофора – подчиняйся им без спора. Ж – жёлтый свет – предупрежденье: жди сигнала для движенья. З – зелёный свет открыл дорогу, переходить ребята могут. И – иди вперёд! Порядок знаешь – на мостовой не пострадаешь. К – красный свет нам говорит: «СТОЙ! ОПАСНО! ПУТЬ ЗАКРЫТ!». Л – Лёша с Любой ходят парой. Где идут? По тротуару. М – марширует в лагерь строй. Мы идём по мостовой. Н – не смей на подножке кататься – не трудно с подножки сорваться. О – опасность ротозея ждёт около любых ворот. П – по асфальту точек стёжка – пешеходная дорожка. Р – риск не нужный, так и знай, на ходу скакать в трамвай. С – совет – не доверяй сноровке, входи в автобус на остановке. Т – ты не мартышка и не кошка, и не трапеция – подножка. У – ученик, садясь в трамвай, старшим место уступай. Ф – футбол - хорошая игра на стадионе, детвора Х – хоккей – игра на льду зимой, но не играй на мостовой. Ц – цеплять крючком машины борт – опасный и ненужный спорт. Ч – чтобы не задавили, не висни на автомобиле. Ш – школьник, будь всем на улице пример. Щ – щади здоровье, жизнь щади – за движением следи. Э – экзамен важного значения держи по правилам движения. Ю – юные граждане – Таня и Петя – твёрдо запомните правила эти. Я – ясно, чтобы быть здоровым, чтобы быть к труду готовым, эту азбуку, друзья, нужно знать от А до Я. -А легко ли быть пешеходом? -О чём надо помнить, как только выйдешь из дома… Что ты сразу становишься пешеходом. Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой… Шагать в самом деле нетрудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица – не парк, не тропинка.Настоящий пешеход- это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, он не мешает машинам и сам никогда под машину не попадёт. Машины ездят по правилам и для пешеходов тоже есть правила. Эти правила должен знать каждый, чтобы не оказаться под колёсами автомобиля. Но ребята, ведь среди нас бывают и такие, которые сами выскакивают на проезжую часть прямо под колёса, или играют на проезжей части, толкая друг друга. Итак, перед нами задача - повторить правила и знаки, чтобы уверенно чувствовать себя на улицах наших городов. Город, в котором с тобой мы живём, Можно по праву сравнить с букварём. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок. Вот она, азбука,- над головой: Знаки развешены вдоль мостовой. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда. Я. Пишумов. 2.»Светофор» -Какой предмет встречает нас на дорогах в большом городе? Светофор. Почему светофор называется светофором? В самом деле, почему? Начать надо с того, что слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, «свет» и есть свет, а «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель», значит « носитель света», «несущий свет». Днём и ночью, в дождь и в стужу, Рассекая тьму и мрак, светофор всем людям служит, Словно сказочный маяк. 3.Викторина. 1.Назовите последовательность смены сигналов в трёхсекционном светофоре: А) зелёный, красный, жёлтый; Б) зелёный, жёлтый, красный; В) красный, жёлтый, зелёный. У любого перекрёстка нас встречает светофор И заводит очень просто с пешеходом разговор: Свет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди. Если свет зажёгся красный - значит, двигаться опасно! СТОЙ! Пускай пройдёт трамвай. Наберись терпения. Изучай и уважай правила движения. 2.Какая часть улицы предназначена для пешеходов? А) мостовая; Б)тротуар; В) велосипедная дорожка. Объяснить надо запросто: будь ты юн или стар; Мостовая – для транспорта, для тебя - тротуар. 3.При каком сигнале светофора можно переходить улицу? А) при жёлтом; Б) при зелёном; В) при красном. 4. Где должен ходить пешеход при отсутствии тротуара? А) по правой стороне обочины; Б) по правому краю дороги; В) по левой обочине, навстречу движению транспорта. 5. Какую группу дорожных знаков вы видите? А) предупреждающие; Б) запрещающие; В) предписывающие. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. За руль держусь, гляжу вперёд, я знаю – скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг Качусь на холостом ходу, у пешехода на виду. 6.Элементы дорог. Загородная дорога состоит из: А) проезжей части; Б) обочины; светофора; В)кюветов, обочины, проезжей части. 7. Поведение пассажиров в автобусе. А) толкаюсь; Б) ем мороженое; В) уступлю место старшим. 8 Дорожная разметка. Как правильно перейти дорогу. А) дойти до ЗЕБРЫ; Б) перебежать наискосок. Зебра в Африке живёт. Полосата очень. Воду пьёт, траву жуёт, Порезвиться хочет. А на улице у нас – здесь на перекрёстке – точно зебра, В самый раз – переход в полоску. ИТОГ. Награждение. Для болельщиков стихи – загадки: Если ты спешишь в пути через улицу пройти, Там иди, где весь народ, где есть надпись- Все: « Переход». Если ты спешишь домой, не беги по мостовой, Не цепляйся за трамвай и другим Все: « Не разрешай». Если ты спешишь в пути через улицу пройти все: « посмотри сперва налево» Как дойдёшь до середины, а оттуда с половины Помни Таня, Соня, Клава, что смотреть надо Все: «Направо». Ты спешишь на стадион - не цепляйся за вагон, За машиной не гонись, от увечья Все: « Берегись». Запрещается – разрешается! И проспекты, и бульвары – всюду улицы шумны, Проходи по тротуару только С ПРАВОЙ СТОРОНЫ! Тут шалить мешать народу ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Быть примерным пешеходом РАЗРЕШАЕТСЯ! Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперёд. Ехать «зайцем», как известно ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Уступить старушке место РАЗРЕШАЕТСЯ! Если ты гуляешь просто, всё равно вперёд гляди, Через шумный перекрёсток осторожно проходи. Переход при красном свете ЗАПРЕЩАЕТСЯ. При зелёном даже детям РАЗРЕШАЕТСЯ! ЛИТЕРАТУРА: Р.П. Бабина. «Уроки Светофорика» 2класс. О. Бедарев «Азбука безопасности». Н. А. Извекова «Правила дорожного движения».2класс. Н.А.Извекова «Правила дорожного движения». 3 класс Фёдор Жичка «Улица моя» Минск 1973 С. Михалков «Велосипедист». А.А.Плешаков «Чтобы путь был счастливым». Мир вокруг нас. Учеб. для 3кл. нач.шк. В 2ч. Ч.2 А.А.Плешаков «Дорожные знаки». Мир вокруг нас. Учеб. для 3кл.нач.шк. В 2ч. Ч.2 В. Тимофеев « Для пешеходов». 10. А. М. Якупов «Безопасность на улицах и городах». |