Конспект сценария классного часа на тему “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “ в 6 “Б” классе . Разработчик проекта: Гаврикова Светлана Федосеевна, Должность: учитель информатики и ИКТ Место работы: МОБУ СОШ №1с.Бакалы 2019 |
Классный час.
Дата: ноябрь 2019 года
Тема: “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “.
Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи занятия:
образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».
развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.
воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.
Форма деятельности: фронтальная.
Методы обучения: словесно-визуальный.
Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.
Ход урока:
Организационный этап (1 мин.): Приветствие обучающихся, концентрация внимания обучающихся, определение их собранности и готовности к уроку.
Объявление темы и целей урока
(5 мин.):
Актуализация знаний
Наш классный час хотелось бы начать с такого стихотворения, давайте прочитаем:
Как узнать про все на свете?
Ну конечно, в Интернете!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения
и развития. Интернет – это безграничный мир информации. Здесь вы найдете много интересного и полезного для учёбы, в Интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей.
Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.
Таким образом, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но также вашим друзьям, родным и близким.
Сегодня по статистике 80 % школьников проводят почти три часа в день в Интернете, при этом большую часть времени проводя в социальных сетях, сообщая сведения от своих физических данных до сведений о семье и материальных возможностях.
Опрос детей, направленный на демонстрацию школьникам актуальности предложенной темы классного часа:
Поднимите руки те ребята, кто ежедневно пользуется Интернетом;
Поднимите руки те ребята, кто зарегистрирован в социальных сетях;
Поднимите руки те ребята, кто оставлял в Интернете информацию о себе, такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, фотографии и т.д.
Давайте прочитаем еще одно стихотворение, и вы попробуете догадаться о чем же мы будем говорить сегодня:
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет не помещай
И другим не сообщай.
Может быть, кто-то догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Дети высказывают свои предположения).
Итак, сегодня тема нашего урока звучит так: “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “ и для начала мы должны разобраться с Вами "а что же является персональными данными и у каждого ли человека они есть?
И для этого мы, сейчас с Вами проведем тестирование по данной теме, результаты которого покажут насколько Вы умеете защищать свои персональные данные.
Приложение 1.
Тестирование
Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.
1. Персональные данные состоят из:
- ФИО, возраст, домашний адрес и номер телефона;
- Группа крови, отпечатки пальцев, медицинские диагнозы;
- Сведения об образовании, фотографии;
- Все вышеперечисленное. Персональные данные - это информация, по которой можно идентифицировать человека.
2. Можешь ли ты контролировать размещение своих фотографий в сети Интернет, если выкладываешь их в социальные сети?
- Да;
- Нет.
3. Друг устраивал вечеринку в выходные. Правильно ли будет разместить фотографии на своей странице в социальной сети, что бы все знали детали этой встречи.
- Да;
‑ Только если все участники дали свое согласие.
4. Какие файлы ты разместишь в социальных сетях?
- Все, что захочу, это смешно и интересно ‑ моим друзьям понравится!
- Сначала подумаю. Буду ли я чувствовать себя комфортно, если родители, учителя увидят то, что я публикую?
- Фотографии, ФИО, адрес.
5. Может ли твой друг заходить в твой аккаунт и отправлять от твоего имени сообщения?
- Да, потому что он мой друг, и я ему доверяю
- Нет. Имея доступ к моему аккаунту, друг может иметь доступ не только к тем файлам, которые я разрешил смотреть, но и ко всем остальным данным.
6. При заполнении онлайн-формы для ввода данных, которые будут опубликованы, какие данные не стоит указывать
- Никнэйм или псевдоним;
- ФИО;
- Адрес, где ты живешь;
- Адрес, где ты учишься.
7. Какие последствия могут наступить, если ты отметишь друга на фото?
- Массовое распространение фотографии в сети, если не настроена приватность учетной записи;
- Никаких последствий не будет;
- Ничего не случится, мой друг просто станет популярнее.
8. Если у тебя есть сомнения, дать ли людям, с которыми общаешься в сети больше личной информации о себе, что ты сделаешь?
- Расскажешь взрослому и попросишь совет;
- Расскажешь другу (подруге) и попросишь совет;
- Отправишь личные данные и посмотришь, что будет;
- Не отправишь личные данные.
9. Что относится к специальным персональным данным?
- национальность, политические убеждения;
- фотография, отпечатки пальцев;
- паспортные данные, данные ИНН, СНИЛС.
10. Что относится к биометрическим персональным данным?
- национальность, политические убеждения;
- фотография, отпечатки пальцев;
- паспортные данные, данные ИНН, СНИЛС.
11. Как правильно составлять пароль для входа в аккаунт социальной сети?
- состоящий из даты рождения (чтобы было быстрее набирать);
- состоящий из имени либо фамилии (чтобы было легче запомнить);
- состоящий из букв разных регистров, цифр, символов;
12. С помощью чего лучше сохранить пароль для входа в аккаунт социальной сети?
запомнить (например, с помощью мнемонического правила);
записать на листке и хранить рядом со смартфоном;
хранить с помощью специальной программы;
сказать своим друзьям, чтобы они напомнили, если пароль забуду или потеряю.
13. Что делать, если мне показалось, что мой пароль стал известен другому человеку:
- следить за содержанием аккаунта и поменять пароль, если что-то измениться;
- изменить пароль сразу;
- не менять пароль, если он надежный.
14. Будучи в гостях, Вам понадобилось срочно проверить электронную почту. Друг разрешил воспользоваться своим компьютером. Что делать, чтобы обезопасить свой аккаунт?
- продиктовать другу логин и пароль, чтобы друг сам проверил почту.
- самостоятельно проверить почту и после завершения работы быстро закрыть браузер;
- проверить почту, использую опции «чужой компьютер» или «не сохранять пароль», после завершения сеанса выйти из аккаунта;
15. Вы долгое время переписывались со своим ровесником и он предложил встретиться в парке и просит обменяться телефонами. Что Вы будете делать?
- нужно предварительно созвониться, обменяться фотографиями и только потом можно встретиться;
- свой номер телефона нужно указывать не в виртуальной переписке, а только при личной встречи;
- предложить собеседнику созвониться, используя видеозвонок и уже после этого встретиться, предупредив при этом родителей.
16. Вы всей семьёй планируете уехать на отдых в другой город. Когда лучше сообщить об этом своим друзьям?
- заранее сообщить куда и на сколько, чтобы не звонили и не писали, зная, что меня не будет в городе;
- незадолго до выезда, не уточняя, куда едем и на сколько;
- во время пребывания на отдыхе, заодно и выслать фотографии с отдыха;
- после приезда, рассказав обо всех впечатлениях.
17. Как правильно пользоваться сетями WiFi в общественных местах?
- заходить на все сайты, которые пожелаешь (бесплатно);
- заходить на все сайты, кроме своего аккаунта в соцсетях;
- заходить на все сайты, кроме банковских приложений;
- не пользоваться сетями WiFi, потому что это опасно.
18. Нужно ли устанавливать и использовать антивирус на ПК?
- нет, современные компьютеры обладают нужными средствами защиты;
- установить, обновлять и включать один раз в день для полной проверки;
- установить, обновлять и включать при необходимости проверки скачиваемых файлов;
- установить, держать всегда включенным и регулярно обновлять.
19. На электронную почту пришло письмо с незнакомого адреса с прикрепленным файлом. Что безопасно с ним сделать?
- открыть файл и посмотреть, что же там;
- не открывать файл, а сразу же удалить;
- проверить файл антивирусом.
20. На электронную почту пришло письмо от Вашего друга (знакомого) с прикрепленным файлом. Что безопасно с ним сделать?
- открыть файл и посмотреть, что же там;
- не открывать файл, а сразу же удалить;
- проверить файл антивирусом;
- созвониться с другом и спросить, действительно ли он отправил файл. И только после этого открывать файл.
21. Вам пришло сообщение от Вашего друга (знакомого) со ссылкой на Интернет-страницу. Какие Ваши действия?
- спросить у отправителя, что и с какой целью он Вам прислал;
- перейти по ссылке и посмотреть, что там;
- не переходить по ссылке, а сообщение удалить.
22. Как можно обезличить свои персональные данные?
- удалить ФИО;
- удалить фото;
- удалить адрес и место учебы.
23. Что такое «кибербуллинг»?
- компьютерная игра;
- оскорбление, запугивание, унижения человека в сети Интернет;
- приложение для смартфона.
24. Что делать, если Вас начали оскорблять либо запугивать в социальных сетях?
- угрожать и оскорблять в ответ;
- сообщить взрослым;
- не отвечать на оскорбления и угрозы.
25. Как правильно регистрироваться в социальных сетях?
- быстрее внести все свои персональные данные и поскорее начать общаться в социальной сети;
- внимательно прочитать пользовательское соглашение и Политику обработки персональных данных, и только после этого начать регистрацию;
- вносить минимально-необходимый объем персональных данных.
26. Что такое цифровой след?
- след на компьютере после внесения цифровых символов;
- информация о посещенных сайтах, совершенных покупках, местонахождение (геолокация);
- лайки в социальных сетях, комментарии.
27. Нужно ли защищать свой гаджет от вредоносных программ?
- нет, я посещаю одни и те же сайты;
- да, установив специальные почтовые фильтры;
- да, установив антивирусные программы.
28. Как узнать, что Интернет-сайт использует защищенное соединение?
- на главной странице сайта указано, что сайт защищен;
- в адресной строке сайта указан протокол http://;
- в адресной строке сайта указан протокол https:// и присутствует иконка «замка».
29. Можно ли встречаться с человеком, с которым Вы познакомились в социальных сетях?
- да, пойду один/одна, чтобы ни кто не мешал общаться и ни в коем случае не говорить родителям, чтобы не волновать;
- нет, общаться лучше только в социальных сетях;
- да, только в присутствии близкого друга либо родственника, заранее предупредив родителей.
30. Можно ли удалить информацию о себе, заблокировав свою страницу в социальной сети?
- да, информацию обо мне в социальной сети уже никто не увидит;
- нет, вся информация, которую я выкладывал в социальной сети, копируется другими сайтами, и полностью удалить ее из Интернета невозможно.
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
1 | 4 | 11 | 3 | 21 | 1 |
2 | 2 | 12 | 1, 3 | 22 | 1 |
3 | 2 | 13 | 2 | 23 | 2 |
4 | 2 | 14 | 3 | 24 | 2, 3 |
5 | 2 | 15 | 3 | 25 | 2, 3 |
6 | 2, 3 | 16 | 4 | 26 | 2, 3 |
7 | 1 | 17 | 2, 3 | 27 | 2, 3 |
8 | 1 | 18 | 4 | 28 | 3 |
9 | 1 | 19 | 3 | 29 | 3 |
10 | 2 | 20 | 3, 4 | 30 | 2 |
- И так, подведя итоги тестирования, мы узнали, что защищать свои персональные данные Вы умеете только на 40 -50%. Не совсем высокие показатели, но они есть, и это главное!
- Далее, мы просмотрим видеоролик, разработанный по нашей теме, который поможет получить новые знания по терминам в сети Интернет.
Приложение 2.
Просмотр видеоролика:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9OVdJydDMbg
Рефлексия (подведение итогов занятия) (1 мин)
- А теперь мы с Вами подведем итоги: что нового для себя Вы узнали и что закрепили:
В Интернете, так же как и на улице, в окружении незнакомых людей, надо соблюдать осторожность.
Нельзя давать никому в сети своего настоящего имени и фамилии, нельзя давать никакой личной информации.
К личной информации относится: имя, фамилия, имена и фамилия членов своей семьи, адрес, номер телефона, пароль.
Правило: В Интернет необходимо свое имя и фотографию заменять псевдонимом и аватаром. Аватар - это графическое представление пользователя. Об этом поговорим на следующем занятие.
Всем ребятам в конце урока объявить Благодарность.
Всем большое спасибо за внимание!