Тема урока: Безопасные действия при угрозе землетрясения.
Цель урока:
1. образовательные: познакомиться с основными правилами безопасного поведения населения при землетрясении.
- закрепить полученные знания, умения и навыки в условиях чрезвычайной ситуации «землетрясении»;
- продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
- расширять представление об окружающем мире.
2. развивающие:
- развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;
- развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.
3. воспитательные:
- воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;
- формировать творческую активность, дисциплину, внимание.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! (Проверка отсутствующих, готовность к уроку)
Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока
…Вдруг, пол ,под моими ногами, закачался. С полок упали книги, разбилась посуда, закачалась люстра. По улице бежали люди. Они кричали, что нужно собираться в районе стадиона. Я хотел позвонить родителям, но сотовый не работал. Повторный подземный толчок вынудил меня забраться под стол и закрыть голову руками. Дождавшись затишья, я вылез из-под стола, достал документы, деньги и осторожно, без паники, вышел на улицу. Спецмашины объезжали наш поселок и по громкоговорителю сообщали, что необходимо продвигаться в район стадиона…
- Ребята о каком стихийном бедствии шла речь?
- По данным МЧС России, доля землетрясений в общем количестве чрезвычайных ситуаций в России составляет 8%. Пятая часть территории России подвергается землетрясениям интенсивностью 7 баллов и более. Особенно опасные землетрясения интенсивностью 8-9 баллов случаются в районах Камчатки, Сахалина, Северного Кавказа, Прибайкалья и Якутии.
- Землетрясения зачастую начинаются внезапно, прогнозирование их, как уже отмечалось, затруднено, и возможности достоверно установить, когда, где и насколько сильно оно проявится, ограничены. В связи с этим важна подготовка населения к действиям при землетрясении. Однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения землетрясения, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
- Рассмотрим эти рекомендации.
Как подготовиться к землетрясению (Работа с рекомендациями МЧС в учебнике)
Специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте. Следует договориться о месте сбора семьи после землетрясения. Важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопожарной службы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помощи».
Заранее следует подготовить самые необходимые вещи и хранить их в месте, известном всем членам семьи. Документы лучше хранить в одном, легко доступном месте. Целесообразно там же хранить рюкзак, в котором должны быть электрический фонарик, спички, аптечка, запасная одежда и обувь. Дома необходимо иметь запас воды и консервов в расчёте на несколько дней.
Рекомендуется также убрать кровати от окон и наружных стен, закрыть шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снять тяжёлые предметы. Не загромождать вещами вход в более безопасные места (в квартире, в школе, на работе), где можно переждать толчки. Необходимо знать, где находятся рубильник, магистральная газовая труба и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключать электричество, газ и воду.
Перед землетрясением надо:
осмотреть свой дом с точки зрения сейсмической устойчивости;
прикрепить мебель к стенам;
взять на заметку места, где может возникнуть пожар, и держать от них подальше горючие вещества;
проверить готовность огнетушителей, научиться ими пользоваться;
периодически менять запасы еды и питьевой воды и держать их наготове;
держать рядом с дверью спасательный рюкзак с одеялом, тёплой одеждой, спальным мешком, электрическим фонариком с запасными батарейками, переносным радиоприёмником, крепкой обувью, а также питьевую воду и еду в коробке на 2-3 дня.
Как вести себя во время землетрясения
- Для того чтобы правильно вести себя во время землетрясения, необходимо помнить, что поражающее воздействие его на людей, разрушение жилых зданий и различных сооружений происходят в очень короткие сроки (десятки секунд). При этом очень редко причиной человеческих жертв бывает непосредственное колебание поверхности Земли. Большинство жертв – это результат падения различных предметов, стёкол, камней, обрушения стен и т. д., когда сильные колебания сотрясают и разрушают здания и сооружения.
- Необходимо помнить, что сильному землетрясению очень часто предшествуют слабые толчки – форшоки. Известно немало случаев, когда после первых слабых толчков люди покидали дома и тем самым спасались от последующего, более сильного сотрясения.
Если землетрясение началось:
1 - при колебании пола не поддавайтесь панике;
2 - срочно возьмите с собой документы;
3 - выходите из здания по лестнице, не пользуясь лифтом;
4 - выходите из населенного пункта по центру улицы, так как здания могут обрушиться.
Оказавшись на улице, оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, опасайтесь оборванных проводов.
Если землетрясение началось неожиданно, когда вы находитесь в помещении:
1 - встаньте в дверной проем у внутренней стены;
2 - при обрушении потолка, спрячьтесь под столом;
3 - в темноте пользуйтесь фонариком. а не спичками и свечами;
4 - по лестнице подъезда спускайтесь, спиной прижимаясь к стене;
5 - на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы
В общественном месте главную опасность представляет толпа, которая, поддавшись панике, бежит, не разбирая дороги. В этом случае постарайтесь выбрать более безопасный путь (другой выход, или запасный выход). Постарайтесь не падать, скрестить руки на животе, чтобы не сломать грудную клетку, следите за тем, чтобы не оказаться между толпой и препятствием.
Если вы находитесь под обломками здания, дышите глубоко, не позволяйте победить себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного.Выбирайтесь из-под завала, прижав локти к бокам.
Верьте, что помощь придёт обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь, поищите возможный выход, отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путём выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперёд, как черепаха.
Помните!
Человек способен выдержать жажду и, особенно, голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию.
Как действовать после землетрясения.
- Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправности или отключите электричество в квартире.
- Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправности или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнём. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в её прочности.Не подходите к явно повреждённым зданиям, не входите в них.Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2-3 ч после землетрясения. Необходимо также помнить, что за сильными землетрясениями обычно следует множество толчков постепенно убывающей силы, при этом некоторые из них могут быть лишь немного слабее основного. Поэтому не следует входить в здания без особой нужды. Если такая необходимость возникает, то надо стараться быть там как можно меньше времени.
Закрепление изученного материала
Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.
« БЛИЦ ТУРНИР»
1 команда 2 команда
1. Землетрясение – это………… 1 Главная причина землетрясений?
2 Где чаще всего происходят 2.Что называется эпицентром землетрясения? землетрясения?
3 По каким признакам можно 3. Назовите известные вам
предсказать землетрясение? сейсмические шкалы, определяющие
4. Как называется прибор для силу землетрясения?
измерения силы землетрясения? 4. Перечислите основные последствия
землетрясения: природные и для людей?
Ответы 1 команды – 1.тектонические движения земной коры; 2.на стыке литосферных плит; 3.беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов; 4. сейсмограф.
Ответы 2 команды – 1. тектонические процесс. 2. участок над очагом землетрясения 3. Рихтера, Меркалли; 4. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.
Второй этап: Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. К доске приглашаются по одному человеку от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям.
1 команда 2 команда
Безопасные места во время Опасные места во время землетрясения землетрясения
Третий этап.
1 команда: Что делать при заблаговременном оповещении о землетрясении по сигналу «Внимание всем!»
Включить – прослушать – закрепить мебель – переместить на пол тяжелые предметы – выключить – взять документы – выйти из здания.
2 команда: «Тревожный рюкзачок». Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.
В «тревожный рюкзачок» необходимо положить электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.
Подведение итогов урока
Вывод по уроку: Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели. Зная правила безопасного поведения при землетрясении, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Домашнее задание. Внимательно изучите общие рекомендации специалистов МЧС России и других специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приведите примеры поведения людей при землетрясениях из интернета и публикаций в газетах и журналах, дайте оценку правильности их поведения
Учебник ОБЖ 9 класс: авт.Смирнов А.Т, Хренников.Б.О.
5. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу.
- На моем столе лежат осенние листочки трех цветов, красный – плохое настроение, желтый – нейтральное, зеленый – отличное настроение. Выберите, пожалуйста, листочек, который соответствует вашему настроению, и приклейте его на доску.
- Я очень рад, что у вас прекрасное настроение. Оно совпадает с моим! Спасибо за урок!!!!!!