СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безработица.Тест

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безработица.Тест»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Филиал в г. Домодедово











СБОРНИК ТЕСТОВ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ «МАКРОЭКОНОМИКА»






Составитель: М.В.Ферафонтова








Домодедово - 2008


ББК

С34



Сборник утвержден на заседании

кафедры экономико-управленческих

и правовых дисциплин

протокол № 8 от 16 декабря 2008 г.























СОДЕРЖАНИЕ



Введение …………………………………………………………….

4

Раздел 1. Введение в макроэкономику…………………………….

6

1.

Предмет и метод экономической теории……………….................

6

2.

Рыночная форма организации современного производства. Экономические модели…………………………………………….

7

Раздел 2. Основные макроэкономические показатели………………….

8

3.

Национальная экономика и общественное воспроизводство……

8

Раздел 3. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность…………………………………………………………….

11

4.

Циклический характер общественного производства……………

11

5.

Безработица и инфляция……………………………………………

13

6.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения……….

15

Раздел 4. Бюджетно-налоговая сфера экономики………………………

18

7.

Фискальная политика государства…………………………………

18

Раздел 5. Кредитно-денежная сфера экономики………………………...

20

8.

Денежное обращение……………………………………………….

20

9.

Банки. Финансово-кредитные отношения………………………...

23

10.

Финансовая система государства. Кредитно-денежная политика……………………………………………………………..



25

Раздел 6. Государственное регулирование экономики………………...

27

11.

Регулирование экономики в различных моделях…………………

27

12.

Экономический рост: количественные и качественные характеристики………………………………………………………

29

13.

Социальная политика государства…………………………………

31







ВВЕДЕНИЕ


Сборник тестовых заданий по курсу «Макроэкономика» является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного в соответствии с учебной программой курса на основе действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» и 080105 «Финансы и кредит».

Настоящий сборник содержит перечень тестовых заданий по основным разделам дисциплины «Макроэкономика», которые составлены с учетом актуальных проблем, характерных для макроэкономической деятельности государства.

Решение тестовых заданий на практических занятиях, а также в качестве самостоятельной работы студентов при изучении курса «Макроэкономика» позволит оценить их знания, приобретенные в ходе теоретического освоения этой учебной дисциплины, а также при изучении обязательной и рекомендуемой литературы и источников.

Целью предлагаемых студентам тестов является закрепление их теоретических и практических знаний по основным разделам курса «Макроэкономика».

Работа с данным учебным пособием позволит выработать у студентов умения и навыки самостоятельного решения экономических задач.

Сборник включает шесть разделов:

  • введение в макроэкономику;

  • основные макроэкономические показатели;

  • макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность;

  • бюджетно-налоговая сфера экономики;

  • кредитно-денежная сфера экономики;

  • государственное регулирование экономики.

Разделы соответствуют тематическому лекционному плану учебного курса «Макроэкономика». Тестовые задания, содержащиеся в этих разделах, позволят студентам закрепить полученные знания, а также повысить уровень своей подготовки при сдаче зачетов и экзаменов.

Сборник подготовлен на основе научных работ и учебных пособий отечественных и зарубежных ученых, изданных в 2004-2008 гг.1

Материалы сборника предназначены к использованию как на семинарских занятиях (в качестве раздаточного материала), так и для внеаудиторной работы студента. На семинарских занятиях в группе с помощью предлагаемых тестовых заданий преподаватель может проверить подготовку студентов и оценить уровень их знаний. Для студентов заочной формы обучения тестовые задания могут служить в качестве контрольной работы по курсу «Макроэкономика».

Сборник адресован студентам первого курса дневной и заочной форм обучения по специальностям «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» и «Финансы и кредит». Приведенные задания могут быть использованы студентами других экономических специальностей: «Мировая экономика» и др. Кроме того, сборник может быть полезен при дистанционном обучении студентов высшей школы.

Замечания и пожелания по данному сборнику просьба направлять по адресу: 142001 Московская обл., г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 2, филиал РГГУ в Домодедово, кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин или по электронной почте: [email protected].

Автор-составитель будет благодарен за все присланные замечания и пожелания коллег и учтет при подготовке 2-го издания.


РАЗДЕЛ 1 Введение в макроэкономику


1. Предмет и метод экономической теории

1.1. Для решения вопроса, как производить, необходимо установить:

  1. какие нужны блага и в каком количестве;

  2. уровень качества выпускаемых благ;

  3. в какой пропорции использовать ресурсы;

  4. кому и в каком количестве достанется продукция.

1.2. Факторы производства – это:

  1. условия производства;

  2. социальный уровень развития;

  3. природные ресурсы;

  4. условия поставки товара (контракта).

1.3. Позитивная экономическая теория изучает:

  1. «что есть»;

  2. что должно быть;

  3. положительные тенденции в экономическом развитии;

  4. оценочные суждения.

1.4. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

  1. микроэкономический;

  2. макроэкономический;

  3. позитивный;

  4. нормативный.

1.5. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на макроэкономическом уровне:

  1. каким образом можно достичь максимальной полезности индивида;

  2. что и сколько производить фирме;

  3. как максимизировать прибыль в отрасли;

  4. как стимулировать экономический рост.

1.6. Общий уровень цен и инфляции в экономической системе изучается в курсе:

  1. микроэкономики;

  2. макроэкономики;

  3. менеджмента;

  4. международных финансов.

1.7. Если экономические суждения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

  1. описательным;

  2. гипотетическим;

  3. позитивным;

  4. нормативным.



2. Рыночная форма организации современного производства. Экономические модели.

2.1.Экономическая модель НЕ является:

  1. идеальным типом экономики или политики;

  2. инструментом для экономических прогнозов;

  3. объяснением, как функционирует экономика и её отдельные сектора;

  4. комплексом экономических предсказаний.

2.2.Использование допущений в экономическом анализе:

  1. изменяет внутреннюю логику теории или модели;

  2. облегчает решение проблемы;

  3. делает модель более реалистичной;

  4. увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

2.3. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

  1. полезность;

  2. производство;

  3. потребление;

  4. редкость.

2.4. Рынок в экономической науке определяется как:

  1. базар;

  2. место продажи товара;

  3. способ координации покупателей и производителей;

  4. свободный ценовой сигнал.

2.5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

  1. конкуренция;

  2. централизованное планирование;

  3. частная собственность;

  4. свобода предпринимательского выбора.

2.6. Рыночный механизм включает в себя:

  1. производителей и потребителей;

  2. спрос, предложение и свободный ценовой сигнал;

  3. зафиксированные правительством цены;

  4. несовершенную конкуренцию.

2.7. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством, то экономика:

  1. командная;

  2. рыночная;

  3. натуральная;

  4. смешанная.


РАЗДЕЛ 2 Основные макроэкономические показатели

3. Национальная экономика и общественное воспроизводство

3.1.Личный доход – это:

  1. стоимость произведенных за год товаров и услуг;

  2. доход, полученный домохозяйствами в течение данного года;

  3. весь доход, предназначенный для личных расходов после уплаты налогов;

  4. сумма сбережений из частных источников, находящихся в данной стране.

3.2.Если из национального дохода вычесть налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль и взнос на социальное страхование, а затем приплюсовать чистые трансфертные платежи, то полученная сумма – это:

  1. личный доход;

  2. амортизация;

  3. чистый национальный продукт;

  4. располагаемый доход.

3.3.Располагаемый доход – это:

  1. личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи;

  2. сумма, включающая зарплату, жалованье, ренту и доход в форме процента на капитал;

  3. зарплата, доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход;

  4. всё перечисленное в предыдущих пунктах.

3.4. Какая из перечисленных агрегатных величин НЕ используется при определении объёма национального дохода:

  1. прибыль корпораций;

  2. государственные трансфертные платежи;

  3. рентный доход;

  4. зарплата.

3.5. Отчисления на потребление капитала – это:

  1. чистые инвестиции;

  2. чистые иностранные инвестиции;

  3. амортизация;

  4. фонды, которые не могут быть использованы для закупки потребительских товаров.

3.6. Понятие «инвестиции в национальных счетах ВНП и ЧНП включает:

  1. любой продукт, произведенный на государственном предприятии;

  2. покупку любой акции;

  3. рост запасов на конец года;

  4. любой товар, купленный потребителем, но не полностью потребленный до конца года.

3.7. Национальный доход – это:

  1. инвестиции минус сбережения;

  2. стоимость предметов длительного пользования и услуг;

  3. личный доход плюс индивидуальные налоги минус чистые субсидии государственным предприятиям;

  4. рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль корпораций.

3.8. Какая из данных агрегатных величин НЕ включается в ВНП, рассчитанный по сумме расходов:

  1. валовые инвестиции;

  2. чистый экспорт товаров и услуг;

  3. государственные закупки товаров и услуг;

  4. зарплата и жалованье.

3.9. Валовые частные инвестиции учитываются при расчёте:

  1. ВНП по методу потока доходов;

  2. ВНП по методу потока расходов;

  3. чистого экспорта;

  4. личного дохода.

3.10. Зарплата учитывается при расчете:

  1. ВНП по методу потока доходов;

  2. ВНП по методу потока расходов;

  3. чистых субсидий государственным предприятиям;

  4. валовых частных инвестиций.

3.11. При расчете национального дохода и национального продукта нельзя суммировать:

  1. потребительские расходы и личные накопления;

  2. чистые инвестиции и потребительские расходы;

  3. прибыли корпораций и процентные платежи за кредит;

  4. правительственные закупки, зарплату и жалованье.

3.12. Трансфертные платежи – это:

  1. выплаты домашним хозяйствам, не обусловленные предоставлением с их стороны товаров и услуг;

  2. только выплаты правительством отдельным индивидам;

  3. компонент дохода, который не включается в национальный доход;

  4. все предыдущие ответы неверны.

3.13. Если объём реального ВНП снизился за год на 6%, а численность населения в том же году сократилась на 3%, то:

  1. реальный ВНП на душу населения снизился;

  2. реальный ВНП на душу населения увеличился;

  3. номинальный ВНП не изменился;

  4. цены упали на 3%.


РАЗДЕЛ 4. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность


4. Циклический характер общественного производства

4.1. Какое понятие из перечисленных ниже не относится к фазам делового цикла:

  1. инфляция

  2. рецессия

  3. спад

  4. подъём

4.2.Численное значение какого из следующих показателей не сокращается до наступления фазы подъёма и не увеличивается до наступления фазы спада:

    1. объём новых заказов на предметы длительного пользования;

    2. объём розничных продаж;

    3. курсы ценных бумаг;

    4. средняя продолжительность рабочего дня.

4.3. Численное значение какого из следующих показателей падает после наступления фазы подъёма и растёт после наступления фазы спада:

  1. объём товарных запасов в обрабатывающей промышленности;

  2. объём ВНП

  3. объём промышленного производства

  4. курсы акций

4.4. В период рецессии более всего сокращаются:

  1. расходы потребителей на покупку лекарств;

  2. уровень заработной платы;

  3. величина предпринимательской прибыли;

  4. государственные закупки товаров и услуг.

4.5. Согласно кейнсианской теории, экономический цикл связан с:

  1. действием только внешних факторов;

  2. действием только внутренних факторов;

  3. факторами, существенно влияющими на динамику совокупного спроса;

  4. факторами, существенно влияющими на динамику совокупного предложения.

4.6. Какое из перечисленных явлений НЕ соответствует периоду экономического спада:

  1. снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы;

  2. падение курса акций;

  3. более низкий спрос на труд;

  4. уменьшение объёма пособий по безработице.

4.7. Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика:

  1. потребительских расходов;

  2. чистых инвестиций, направляемых в производство товаров длительного пользования;

  3. потребительских доходов;

  4. чистых инвестиций, направляемых на прирост товарно-материальных запасов.


5. Безработица и инфляция


5.1. К какой категории безработных относится человек, добровольно уволившийся с работы и пока не нашедший новую работу:

  1. фрикционной форме безработицы;

  2. структурной форме безработицы;

  3. циклической форме безработицы;

  4. перманентной безработице.

5.2. Человек, который надеется скоро получить работу:

    1. относится к разряду занятых;

    2. относится к разряду безработных;

    3. не учитывается в составе рабочей силы;

    4. рассматривается как неполностью занятый.

5.3. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

  1. фрикционной формой безработицы

  2. структурной формой безработицы

  3. циклической формой безработицы

  4. перманентной безработицей

5.4. Согласно закону Оукена, двухпроцентное повышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВНП от реального составляет:

  1. 2%;

  2. 3%;

  3. 4%;

  4. 5%.

5.5. Дж. М.Кейнс считал, что:

  1. правительство должно использовать государственные закупки и налоги, чтобы способствовать снижению безработицы;

  2. в рыночной системе имеются механизмы, способные самостоятельно в короткие сроки обеспечить высокий уровень занятости;

  3. экономика должна развиваться на основе централизованного планирования;

  4. уровень безработицы в экономике всегда равен естественному.

5.6. Недостаточный совокупный спрос приводит:

  1. к росту фрикционной формы безработицы;

  2. к росту структурной формы безработицы;

  3. к росту циклической формы безработицы;

  4. к росту скрытой формы безработицы;

5.7. Большинство экономистов считают, что в краткосрочном периоде уровень занятости и объём национального производства определяются:

  1. уровнем цен;

  2. численностью имеющейся рабочей силы;

  3. национальными запасами капитала;

  4. уровнем совокупных расходов.

5.8. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:

  1. те, кто получают фиксированный доход;

  2. те, у кого номинальный доход растёт медленнее, чем повышается уровень цен;

  3. те, кто имеет денежные сбережения;

  4. те, кто стал должником, когда цены были ниже.

5.9.Что из перечисленного НЕ имеет отношения к инфляции, обусловленной ростом издержек производства:

  1. рост занятости и производства;

  2. рост стоимости издержек на единицу продукции;

  3. догоняющий рост зарплаты;

  4. шоки предложения.

5.10.Инфляция может быть связана:

  1. только с ростом ВНП;

  2. с ростом или падением ВНП в зависимости от источника её развития;

  3. только с падением ВНП;

  4. с ростом ВНП, если экономика развивается в условиях полной занятости.

5.11. Непредвиденная инфляция обычно сопровождается:

  1. отсутствием экономического ущерба;

  2. снижением эффективности экономики;

  3. перераспределением богатства и дохода;

  4. верны только ответы б) и в).



6. Модель совокупного спроса и совокупного предложения


6.1. Кривая совокупного спроса выражает отношение между:

  1. уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг;

  2. уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении;

  3. уровнем цен, который признают покупатели и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов;

  4. объёмами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении.

6.2. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:

  1. повышение уровня цен и реального объёма ВНП одновременно;

  2. повышение уровня цен при отсутствии роста реального объёма ВНП;

  3. рост реального объёма ВНП при отсутствии повышения цен;

  4. повышение уровня цен и падение реального объёма ВНП одновременно.

6.3. Результаты сдвига кривой совокупного спроса влево и вправо одинаковы, если:

  1. этот сдвиг происходит на горизонтальном участке кривой совокупного предложения;

  2. этот сдвиг происходит на вертикальном участке кривой совокупного предложения;

  3. этот сдвиг происходит на промежуточном участке кривой совокупного предложения;

  4. экономика испытывает депрессию.

6.4. Если положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведёт:

  1. к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВНП в реальном выражении;

  2. к увеличению объёма ВНП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;

  3. к повышению и уровня цен, и объёма ВНП в реальном выражении;

  4. к снижению цен и к росту объёма ВНП в реальном выражении.

6.5. Предельная склонность к потреблению – это:

  1. отношение совокупного потребления к совокупному доходу;

  2. изменение в потребительских расходах, вызванное изменением дохода;

  3. кривая, которая характеризует величину потребительских расходов при данном уровне дохода;

  4. отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода.

6.6. Дж. М. Кейнс утверждал, что объём потребительских расходов в стране зависит прежде всего:

  1. от местожительства потребителя;

  2. от уровня национального дохода;

  3. от уровня располагаемого дохода;

  4. от темпа прироста предложения денег.

6.7. На объём инвестиций оказывает влияние:

  1. уровень процентной ставки;

  2. оптимистические или пессимистические ожидания предпринимателей;

  3. уровень технологических изменений;

  4. все предыдущие ответы верны.

6.8. В простой модели Дж. М. Кейнса, если совокупное предложение равно совокупному спросу, то:

  1. запасы будут сокращаться, а предприниматели начнут расширять производство;

  2. запасы не изменятся, но предприниматели будут расширять производство;

  3. запасы будут расти, а предприниматели начнут сокращать производство;

  4. объём запасов и уровень производства не изменится.

6.9. Если объём располагаемого дохода в стране увеличится, то:

  1. средняя склонность к потреблению и к сбережению возрастёт;

  2. средняя склонность к потреблению повысится, а к сбережениям упадёт;

  3. средняя склонность к потреблению упадёт, а к сбережениям повысится;

  4. средняя склонность к потреблению и к сбережению упадёт.

6.10. Что из перечисленного отражает рост автономных расходов:

  1. сдвиг кривой потребительской функции вверх;

  2. рост инвестиций по мере увеличения ЧНП;

  3. движение вдоль кривой потребительской функции вверх;

  4. движение вдоль кривой потребительской функции вниз.

6.11.Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

  1. производство дохода создаёт спрос на этот доход;

  2. спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;

  3. предприниматели пытаются расширить производство до уровня полной занятости;

  4. объём продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом.

6.12.В теории Дж. М. Кейнса предполагается, что:

  1. Цены и заработная плата устойчивы

  2. Кривая совокупного предложения представлена горизонтальной линией

  3. Изменение уровня государственных расходов и налогов может влиять на величину ВНП

  4. Все предыдущие ответы верны

6.13. Рост совокупных расходов в кейнсианской модели приводит к сдвигу кривой совокупного спроса:

  1. вправо на величину роста совокупных доходов;

  2. вправо на величину роста совокупных доходов, помноженную на значение мультипликатора;

  3. влево на величину роста совокупных доходов, помноженную на значение мультипликатора;

  4. влево на величину роста совокупных доходов.



РАЗДЕЛ 4. Бюджетно-налоговая сфера экономики

7. Фискальная политика государства


7.1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

  1. политикой, основанной на количественной теории денег;

  2. монетарной политикой;

  3. деловым циклом;

  4. фискальной политикой.

7.2. Чётко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

  1. повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

  2. сокращение и налоговых поступлений и государственных расходов;

  3. рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

  4. снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

7.3. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. руб., не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту- 0:

  1. уменьшится на 4млрд. руб.;

  2. увеличится на 2 млрд. руб.;

  3. уменьшится на 6 млрд. руб.;

  4. увеличится на 8 млрд. руб.

7.4. Если экономика находится в состоянии равновесия, то:

  1. Потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

  2. Доходы предпринимателей должны быть равны валовым инвестициям

  3. Любое изменение потребительских расходов должно приводить к инфляционному разрыву;

  4. Все предыдущие ответы неверны.

7.5. Экономика находится в состоянии равновесия в условиях полной занятости. Правительство предполагает увеличить государственные закупки товаров и услуг на 10 млрд. руб. и одновременно хочет повысить налоги, сохранив при этом прежний равновесный уровень ВНП. Чему равно предполагаемое увеличение налогов?

  1. более 10 млрд. руб.;

  2. 10 млрд. руб.;

  3. менее 10 млрд. руб.;

  4. 0.

7.6. Мероприятия с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства относится:

  1. к кредитной политике;

  2. к политике, основанной на кейнсианской функции потребления;

  3. к политике, ориентированной на инфляционный разрыв;

  4. к кейнсианской фискальной политике.

7.7. Согласно кейнсианской теории:

  1. рыночный механизм гарантирует равновесное состояние экономики;

  2. при постоянных ценах нет уверенности, что рыночный механизм обеспечит равновесие дохода и производства в условиях полной занятости;

  3. совокупный спрос должен регулироваться, чтобы экономика достигла желаемого уровня равновесия дохода и производства;

  4. верны только ответы б) в).

7.8. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:

  1. снизить налоги;

  2. снизить государственные закупки товаров и услуг;

  3. уменьшить трансфертные платежи;

  4. снизить уровень бюджетного дефицита.

7.9. Какой из аргументов используется в кейнсианской теории макроэкономического равновесия для доказательства необходимости государственного вмешательства в экономику посредством фискальной политики:

  1. кейнсианская школа считает, что государственное вмешательство обеспечивает более эффективное развитие экономики;

  2. если цены стабильны, то нет уверенности, что рынок обеспечит макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости;

  3. нестабильность развития частного сектора порождает многие макроэкономические проблемы;

  4. все предыдущие ответы верны.


РАЗДЕЛ 5. Кредитно-денежная сфера экономики

8. Денежное обращение

8.1. Деньги служат:

  1. средством обращения;

  2. средством сбережения;

  3. счётной единицей;

  4. все предыдущие ответы верны.


8.2. Крупные срочные склады включаются в состав:

  1. М1;

  2. М2;

  3. М3;

  4. М2 и М3.

8.3. М1 включает в себя:

  1. металлические и бумажные наличные деньги и чековые вклады;

  2. металлические и бумажные наличные деньги и срочные вклады;

  3. металлические и бумажные наличные деньги и все банковские депозиты;

  4. все предыдущие ответы неверны.

8.4.Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом:

  1. возрастает при увеличении процентной ставки;

  2. возрастает при снижении процентной ставки;

  3. снижается по мере роста номинального объёма ВНП;

  4. снижается при уменьшении номинального объёма ВНП.

8.5. Спрос на деньги со стороны активов предъявляется в связи с тем, что деньги являются:

  1. средством обращения;

  2. средством сбережения;

  3. счётной единицей;

  4. все предыдущие ответы верны.

8.6.Чек, выписанный на банковский счёт:

  1. считается частью М1 при условии, что он действителен, т.е. если в банке имеются средства для его оплаты;

  2. считается частью М1 при условии, что он используется только для покупки товаров и услуг;

  3. считается частью М1 независимо от того, действителен он или нет;

  4. не считается частью М1, так как его включение в состав М1 наряду с банковским вкладом на который он выписан, приведёт к двойному счёту.

8.7.Какое из приведенных ниже утверждений описывает связь между реальной ценностью или покупательной способностью денег и уровнем цен? Покупательная способность денег:

  1. и уровень цен находятся в обратной зависимости;

  2. и уровень цен находятся в прямой зависимости в период экономического спада и в прямой зависимости в период экономического подъёма;

  3. и уровень цен находятся в прямой зависимости;

  4. не связана с уровнем цен.

8.8. Если номинальный объём ВНП сократится, то:

  1. вырастет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги;

  2. сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги;

  3. вырастет спрос на деньги для сделок, но сократится общий спрос на деньги;

  4. сократится спрос на деньги для сделок, но вырастет общий спрос на деньги.

8.9. Различие между деньгами и «квази-деньгами» состоит в том, что:

  1. деньги в отличие от «квази-денег»можно расходовать непосредственно;

  2. «квази-деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогла как деньги не включают их;

  3. «квази-деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги;

  4. «квази-деньги» - это неразменные деньги.

8.10. Если спрос на деньги и предложение денег будут расти, то:

  1. равновесное количество денег и равновесная ставка процента вырастут;

  2. равновесное количество денег и равновесная ставка процента сократятся;


  1. равновесное количество денег вырастет, а изменение равновесной ставки процента предсказать невозможно;

  2. равновесная ставка процента вырастет, а изменение в равновесном количестве денег предсказать нельзя.


9. Банки. Финансово-кредитные отношения

9.1. Норма обязательных резервов:

  1. вводится как средство ограничения денежной массы;

  2. вводится как средство, предохраняющее вклады от изъятия;

  3. составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения;

  4. сейчас не используется.

9.2. В коммерческом банке имеется депозит величиной 10 000 руб.. Норма обязательных резервов установлена в 20%. Этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на:

  1. неопределенную величину;

  2. 8000 руб.;

  3. 2000 руб.;

  4. 10000 руб.

9.3. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки:

  1. увеличивают свои вклады в Центральном Банке;

  2. увеличивают объёмы ссуд, предоставляемых населению;

  3. увеличивают свои обязательства по текущим счетам путём получения наличных и безналичных денег от населения по вкладам;

  4. изымают часть своих вкладов в Центральном Банке.

9.4. Коммерческая банковская система предоставляет деньги взаймы, создавая текущие счета. В результате денежная масса:

  1. уменьшается на общую величину наличных денег и банковских депозитов;

  2. ни увеличивается, ни уменьшается;

  3. увеличивается на величину, равную общей сумме депозитов;

  4. увеличивается на величину, большую, чем сумма депозитов.

9.5. Что из нижеперечисленного представляет собой активы банка:

  1. наличные деньги, собственность и резервы;

  2. наличные деньги, собственность и акции;

  3. наличные деньги, акции и вклады до востребования;

  4. резервы, ссуды и акции.

9.6. Основными статьями актива баланса Центрального банка являются:

  1. золотые сертификаты, наличные деньги, депозиты банков;

  2. золотые сертификаты, наличные деньги, депозиты и ссуды банков;

  3. банкноты, государственные ценные бумаги и ссуды;

  4. золотые сертификаты, наличные деньги, ссуды и государственные ценные бумаги

9.7. Избыточные резервы коммерческого банка состоят из:

  1. активов, которые, не будучи деньгами, могут быть при необходимости быстро превращены в деньги;

  2. денежных активов, хранящихся в банке и превышающих 100% объёма депозитов;

  3. разницы между величиной активов и суммой вкладов на текущих счетах;

  4. разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов.

9.8. Максимально возможное увеличение суммы бессрочных вкладов равно:

  1. фактическим резервам минус избыточные резервы;

  2. активам минус обязательства и собственный капитал;

  3. избыточным резервам, умноженным на величину денежного мультипликатора;

  4. обязательным резервам.

9.9. Какое из следующих утверждений является неверным:

  1. фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс обязательные резервы;

  2. банковские активы плюс собственный капитал равны обязательствам;

  3. отдельный коммерческий банк может предоставлять ссуды в объёме, равном величине его избыточных резервов;

  4. собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств.

9.10. Что из перечисленного ниже представляет собой активы банка:

  1. вклады до востребования, акции и резервы;

  2. наличные деньги, собственность и резервы;

  3. наличные деньги, собственность и акции;

  4. резервы, акции и ссуды.

9.11. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

  1. 0;

  2. 1;

  3. 10;

  4. 100.



10. Финансовая система государства. Кредитно-денежная политика

10.1. Термин «операции на открытом рынке» означает:

  1. деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм и населения;

  2. деятельность Центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам;

  3. влияние на уровень процентных ставок, оказываемое ростом или снижением общего размера ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

  4. деятельность Центрального банка по покупке или продаже государственных ценных бумаг.

10.2. Если Центральный банк покупает у населения большое количество государственных ценных бумаг, то:

  1. обязательства Центрального банка в форме резервов коммерческих банков увеличиваются;

  2. текущие счета коммерческих банков уменьшаются;

  3. общая масса денег на руках у населения уменьшается;

  4. учётная ставка и объём ссуд Центрального банка возрастают.

10.3.Если Центральный банк продаёт большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель:

  1. сделать кредит более доступным;

  2. затруднить покупку населением государственных ценных бумаг;

  3. увеличить объём инвестиций;

  4. уменьшить общую массу денег в обращении.

10.4. Увеличение учётной ставки приводит к:

  1. росту цен на акции и облигации;

  2. росту цен на акции и снижению цен на облигации;

  3. снижению цен на акции и росту цен на облигации;

  4. снижению цен на акции и облигации.

10.5. Если Центральный банк повышает учётную ставку, то эта мера, являющаяся частью денежной политики, вместе с другими мерами направлена в первую очередь на:

  1. Снижение общей величины резервов коммерческих банков;

  2. Стимулирование роста величины сбережений населения;

  3. Содействие росту объёмов ссуд, предоставляемых Центральным банком, коммерческим банкам;

  4. Увеличение общей величины резервов коммерческих банков.

10.6. Снижение учётной ставки, используемое в качестве инструмента кредитно-денежной политики, приводит к ограниченному эффекту в связи с тем, что:

  1. Центральный банк не может прямо контролировать объём ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

  2. такое снижение обычно компенсируется увеличением резервов коммерческих банков, вследствие чего эффект снижения учётной ставки исчезает;

  3. Центральный банк не обладает правом изменять учётную ставку в значительных размерах;

  4. Центральный банк, хотя и может увеличить массу денег, но не в состоянии заставить людей тратить деньги, что необходимо для роста ВНП.

10.7. Термин «учётная ставка» означает:

  1. уровень снижения цены для Центрального банка, когда он покупает государственные ценные бумаги;

  2. степень давления, оказываемого Центральным банком на коммерческие банки с целью снижения объёма выдаваемых ими ссуд;

  3. процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам;

  4. степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и объёма ВНП.

10.8. Увеличение учётной ставки обычно приводит к:

  1. росту цен на акции и облигации;

  2. росту цен на акции и снижению цен на облигации;

  3. снижению цен на акции и росту цен на облигации;

  4. снижению цен на акции и облигации.


РАЗДЕЛ 6. Государственное регулирование экономики

11. Регулирование экономики в различных моделях

11.1 Доминирование кейнсианских взглядов в экономической теории в период с 1938 по 60-е гг. связано с тем, что:

  1. они объясняли крах банковской системы в 30-е гг.;

  2. они наиболее точно объяснили и причины Великой Депрессии и способы «лечения» от неё экономики;

  3. они не признавали вмешательство государства в экономику

  4. все предыдущие ответы верны.

11.2. М.Фридмен и его сторонники – это экономисты, которые внесли вклад в:

  1. кейнсианскую экономическую теорию;

  2. в количественную теорию денег;

  3. развитие эконометрики;

  4. анализ модели «затраты-выпуск».

11.3. Слабость и кейнсианской, и монетаристской теории проявляется в том, что:

  1. ни одна из указанных теорий не может объяснить, чем была вызвана Великая Депрессия

  2. и та, и другая теории не могут прогнозировать рост денежных запасов;

  3. и та, и другая теории не могут объяснить отношения между уровнем ставки процента и денежным предложением;

  4. и та, и другая теории не учитывают ожидания рыночных субъектов.

11.4. На основе исследования экономических процессов, начавшихся в 60-е гг., большинство экономистов согласилось с тем, что:

  1. предложение денег не оказывает влияния на уровень цен и объём производства;

  2. предложение денег оказывает влияния на уровень цен и объём производства;

  3. следует поддерживать высокую процентную ставку в период рецессии;

  4. следует иметь госбюджет с положительным сальдо в период рецессии.

11.5. Экономисты кейнсианской школы считают, что кредитно-денежная политика должна использоваться в первую очередь для:

  1. содействия внешней торговле;

  2. финансирования дефицита госбюджета;

  3. содействия стабилизации банковской системы;

  4. контроля за динамикой денежного предложения.

11.6. Экономисты кейнсианской школы:

  1. считают, что рынку внутренне присуща стабильность;

  2. считают, что рынку свойственна только свободная конкуренция;

  3. выступают против использования дискреционной монетарной политики;

  4. считают, что государственное вмешательство в развитие экономики является желательным.

11.7. Монетаристы:

  1. доказывают пользу дискреционной монетарной политики;

  2. считают, что государственное вмешательство снижает стабильность рыночной экономики;

  3. считают, что рынку внутренне присуща внутренняя нестабильность;

  4. считают, что в современной рыночной экономике отсутствует свободная конкуренция.

10.8. Утверждение, согласно которому изменение в величине денежного предложения - непосредственная причина изменения совокупного спроса и поэтому номинального ЧНП, ближе всего к:

  1. кейнсианской теории;

  2. монетаризму;

  3. новой классической теории;

  4. теории рациональных ожиданий.

10.9. Правило монетаристов предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, равными:

  1. темпу роста уровня цен;

  2. темпу роста уровня процентной ставки;

  3. темпу роста скорости обращения денег;

  4. потенциальному темпу роста реального ВНП.



12. Экономический рост: количественные и качественные характеристики

12.1. Интенсивный фактор экономического роста – это:

  1. увеличение объёма рабочего времени;

  2. технологические изменения в производстве;

  3. увеличение объёма применяемого капитала;

  4. реализация кредитно-денежной политики, способствующей экономическому росту.

12.2. Какой из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения экономического потенциала государства:

  1. номинальный объём ВНП;

  2. реальный объём ВНП;

  3. номинальный объём ВНП в расчёте на душу населения;

  4. реальный объём ВНП в расчёте на душу населения.

12.3. Производительность труда измеряется отношением:

  1. Затрат капитала к затратам труда;

  2. Реального объёма продукта к количеству часов рабочего времени;

  3. Реального объёма продукта к численности населения;

  4. Количества часов рабочего времени к реальному объёму ВНП.

12.4. Что из перечисленного ниже не окажет влияния на рост производительности труда:

  1. Технологические изменения;

  2. Увеличение количества работников;

  3. Эффект масштаба производства;

  4. Уровень организации производства.

12.5. В модели «AD-AS» экономический рост может быть представлен как:

Сдвиг влево кривой AS;

Сдвиг вправо кривой AD;

Сдвиг влево кривой AD;

Сдвиг вправо кривой AS.

12.6. В экономике, характеризующейся полной занятостью, высокие темпы экономического роста требуют:

  1. низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

  2. высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

  3. высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций;

  4. снижения нормы сбережений и инвестиций.

12.7. Устойчивый рост объёма выпуска в расчёте на одного занятого в модели Солоу объясняется:

  1. ростом населения;

  2. ростом нормы сбережения;

  3. технологическим прогрессом;

  4. верны ответы а) и в).


13. Социальная политика государства


13.1. Какими социальными проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:

  1. Изъятием и распределением денежных доходов в обществе;

  2. Оказывать помощь конкретному индивиду с ограниченными доходами;

  3. Определять круг товаров, в которых нуждается общество;

  4. Регулированием доходов в обществе.

13.2.Роль государства в решении проблемы «для кого производить» значительна, если она:

  1. Способствует усилению равенства в обществе;

  2. Стимулирует рост эффективности экономики;

  3. Способствует экономической стабилизации;

  4. Все ответы неверны.

13.3. Степень неравенства в обществе измеряется:

  1. Кривой совокупного спроса;

  2. Кривой Филипса;

  3. Кривой Лоренца;

  4. Кривой Оукена.

13.4.Мерами какой политики государство осуществляет социальную политику:

  1. Фискальной;

  2. Монетарной;

  3. Кредитно-денежной;

  4. Все ответы неверны.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ:

/Обязательные/

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо, 2007. - 960 с.


/Дополнительные/

Бем-Баверк Е. Основы теории ценностей хозяйственной жизни. – В кн.: Австрийская школа в политической экономии. – (Экон.наследие), 2007.

Кларк Д.Б. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ, 2000. – 368 с.

Хайек Ф. Цены и производство. М.: Социум, 2008. - 216 с.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.:Эксмо, 2007. – 864с.


ЛИТЕРАТУРА

/Обязательная/

Видяпин В.И. Экономическая теория. Учебник. Инфра-М, 2005.

Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник – М.: Владос, 2000.

Макроэкономика: учебно-методический комплекс – М.: РГГУ, 2002.

Погудаева М.Ю. Макроэкономика: учебно-методический комплекс - М.: РГГУ, 2003.

Экономическая теория: учебник/ под общ. Ред. проф. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, 2005.

Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003.


/Дополнительная/

Автономов В.С., Пивовар А.Г., Пирс Д.У. Словарь современной экономической теории Макмиллана. ИНФРА-М, 2003. - 608с.

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. — М.: ДиС, 2003.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. ИНФРА-М, 2004. – 972с.

Николаева И.П. Экономическая теория. М.: Финансы и статистика, 2005 – 345 с.

Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. Учеб. М.:изд-во МГУ, 2004. – 736с.

Экономическая теория. Учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова; под ред. И.П. Николаевой, 2-е издание – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 576 с.



1 См.: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо, 2007. - 960 с.;Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. Учеб. М.:изд-во МГУ, 2004. – 736с.; Видяпин В.И. Экономическая теория. Учебник. Инфра-М, 2005.; Экономическая теория: учебник/ под общ. Ред. проф. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.; Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, 2005.; Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. ИНФРА-М, 2004. – 972с.;Николаева И.П. Экономическая теория. М.: Финансы и статистика, 2005 – 345 с.; Экономическая теория. Учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова; под ред. И.П. Николаевой, 2-е издание – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 576 с.






32