СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»

Урок 1. Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне,
суффиксе и приставке

Тип урока: вводный, обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с орфограммой «безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»; способствовать формированию умений определять тип орфограммы, выполнять разбор слова по составу

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с орфограммой «безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»; научатся выполнять разбор слова по составу; определять тип орфограммы; подбирать проверочные слова

Метапредметные:

•  познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

•  регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия;

•  коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Образовательные ресурсы*: Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А. Русский язык. 4 класс: учебник: в 3 ч. Ч. 1. М.: Академкнига/Учебник, 2016; Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Русский язык. 4 класс: учебник: в 3 ч. Ч. 2. М.: Академкнига/Учебник, 2016; Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А. Русский язык. 4 класс: учебник: в 3 ч. Ч. 3. М.: Академкнига/Учебник, 2016; Байко-
ва Т. А. Русский язык. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы: в 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2016; Сборник уроков Кирилла
и Мефодия. 4 класс.URL: http://nachalka.info/

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный
момент

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к учебному занятию.

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в начале урока.

– Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке».

– Пусть урок принесет вам радость познания!

Готовят рабочее место.


Определяют свое эмоциональное состояние на начало урока

Формировать навыки самоорганизации, самоопределения, смыслообразования, целеполагания

Ознакомление с учебником

Обращает внимание на структуру учебника, рабочей тетради и систему условных обозначений. Особое внимание обращает на наличие электронного приложения к учебнику, на ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Знакомятся со структурой учебника и рабочей тетрадью

Развивать читательские навыки

II. Формулирование темы и целей урока**

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Выполнять мыслительные действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Извлекать необходимую информацию из текстов

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 1

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.




– Запишите глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напишите родственное ему существительное, которое образовано от основы глаголов. Получатся пары однокоренных слов.

– Выделите окончания у однокоренных существительных.


– Чем интересен корень в последней паре?


– Какая орфограмма есть во всех глаголах?

– Являются ли существительные проверочными словами?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся, каждый раз образовывая отглагольное существительное, непроизвольно усекают глагольный суффикс вместе с формообразующим суффиксом -ть-.

Образуют и записывают существительные от основ глаголов: отказать – отказ, отварить – отвар, скрип, корм, смотр, укор, пляс, плата, умора, крик.

– У образовавшихся слов м. р. – нулевое окончание, а у слов ж. р. – на розовом фоне – окончание .

– В последней паре слов – чередование согласных в корне: кричать – крик ([ч’] // [к]).

– Мы обнаружили общую для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае –
в отглагольных существительных)

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Работа по учебнику. Упражнение 2

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Запишите глаголы и разберите их по составу.

– Устно образуйте от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-.

– Обратите внимание на общий для всех образованных слов суффикс -лив-, в котором гласный находится под ударением.

– Выполните задание письменно. Усекался или нет выделенный вами до этого глагольный суффикс?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся разбирают слова по составу
по образцу.

Ворч/а/ть = ворч/; ворч/ + лив + ... =

= ворч/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен);

хваст/а/ть = хваст/; хваст/ + лив + ... =

= хваст/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен);

терпеть – терп/е/; терп/е/ + лив + … =

= терп/е/лив/ый (глагольный суффикс -е- не усечен);

говор/и/ть = говор/; говор/ + лив + … =

= говор/лив/ый (глагольный суффикс -и- усечен);

крич/а/ть = крич/; крик/ + лив + … =

= крик/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен); визж/а/ть = вигж/; визж/ + лив + … = визгливый (глагольный суффикс -а- усечен)

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите части слова.

– Как проверить безударный гласный в корне?

– Какое задание было самым интересным
и почему?

– Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

исследовал…

умею…


Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для самостоятельных работ (далее – СР) № 1, упражнение 1

Записывают домашнее задание.

Выполнение упражнения 1.

Рассуждение ученика:

1. Вписываю новое словарное слово и подчеркиваю в нем буквы, написание которых надо запомнить: коллекция.

2. Вставляю пропущенные буквы: подружки
(подружек), с Верой (со страно́й), у подружек

(бегл. гласный), в альбомах (в города́х), фамилий (сл. слово), футболисты (сл. слово).

3. Синим карандашом подчеркиваю слово, родственное словарному слову: коллекционеры.

4. Футболисты – -футбол- (корень), -ист- (суффикс), (окончание)

Формировать
навыки самоорганизации