I. Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к учебному занятию. – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в начале урока. – Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке». – Пусть урок принесет вам радость познания! | Готовят рабочее место. Определяют свое эмоциональное состояние на начало урока | Формировать навыки самоорганизации, самоопределения, смыслообразования, целеполагания |
Ознакомление с учебником | Обращает внимание на структуру учебника, рабочей тетради и систему условных обозначений. Особое внимание обращает на наличие электронного приложения к учебнику, на ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | Знакомятся со структурой учебника и рабочей тетрадью | Развивать читательские навыки |
II. Формулирование темы и целей урока** | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Извлекать необходимую информацию из текстов |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 1 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Запишите глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напишите родственное ему существительное, которое образовано от основы глаголов. Получатся пары однокоренных слов. – Выделите окончания у однокоренных существительных. – Чем интересен корень в последней паре? – Какая орфограмма есть во всех глаголах? – Являются ли существительные проверочными словами? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся, каждый раз образовывая отглагольное существительное, непроизвольно усекают глагольный суффикс вместе с формообразующим суффиксом -ть-. Образуют и записывают существительные от основ глаголов: отказать – отказ, отварить – отвар, скрип, корм, смотр, укор, пляс, плата, умора, крик. – У образовавшихся слов м. р. – нулевое окончание, а у слов ж. р. – на розовом фоне – окончание -а. – В последней паре слов – чередование согласных в корне: кричать – крик ([ч’] // [к]). – Мы обнаружили общую для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных) | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Работа по учебнику. Упражнение 2 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Запишите глаголы и разберите их по составу. – Устно образуйте от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-. – Обратите внимание на общий для всех образованных слов суффикс -лив-, в котором гласный находится под ударением. – Выполните задание письменно. Усекался или нет выделенный вами до этого глагольный суффикс? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся разбирают слова по составу по образцу. Ворч/а/ть = ворч/; ворч/ + лив + ... = = ворч/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен); хваст/а/ть = хваст/; хваст/ + лив + ... = = хваст/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен); терпеть – терп/е/; терп/е/ + лив + … = = терп/е/лив/ый (глагольный суффикс -е- не усечен); говор/и/ть = говор/; говор/ + лив + … = = говор/лив/ый (глагольный суффикс -и- усечен); крич/а/ть = крич/; крик/ + лив + … = = крик/лив/ый (глагольный суффикс -а- усечен); визж/а/ть = вигж/; визж/ + лив + … = визгливый (глагольный суффикс -а- усечен) | Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите части слова. – Как проверить безударный гласный в корне? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | умею… | | Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для самостоятельных работ (далее – СР) № 1, упражнение 1 | Записывают домашнее задание. Выполнение упражнения 1. Рассуждение ученика: 1. Вписываю новое словарное слово и подчеркиваю в нем буквы, написание которых надо запомнить: коллекция. 2. Вставляю пропущенные буквы: подружки (подружек), с Верой (со страно́й), у подружек (бегл. гласный), в альбомах (в города́х), фамилий (сл. слово), футболисты (сл. слово). 3. Синим карандашом подчеркиваю слово, родственное словарному слову: коллекционеры. 4. Футболисты – -футбол- (корень), -ист- (суффикс), -ы (окончание) | Формировать навыки самоорганизации |