СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье

                                                            страданием. Таков закон нашей планеты(…).

                    Человек не родится для счастья. Человек

                                                            Заслуживает своё счастье, и всегда страданием»

                                                                                                                   Ф. Достоевский

Просмотр содержимого документа
««Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине литература

Тема: «Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»









Студентки 1 курса 11д группы

Кононенко Софии Николаевны

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Руководитель Тимофеева Ольга Сергеевна



Оценка: _________________________ _________________________

(подпись руководителя)



Донецк, 2019-2020 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

1. Православный Достоевский…………………………………………………...4

2. О романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Соня Мармеладова — главные герои романа……………………………………….5-6

3. Значение чисел в романе…………………………………………………...9-10

4. Соприкосновение сюжетов романа с Евангельскими мотивами………..…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.




















Мы познакомились с личностью и произведениями замечательного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Цель проекта:

  • проанализировать его творчество, а именно роман «Преступление и наказание», через призму Священного писания.

Задачи проекта:

  • развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

  • формировать гуманистическое мировоззрение;

  • создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому открыто высказывать свою точку зрения;

  • воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

«Меня называют психологом, - говорил Ф. М. Достоевский, - я лишь реалист в высшем смысле». Что это значит? От чего отказывается здесь писатель и что утверждает? Он говорит о том, что психология в его романах – лишь внешний слой, форма, что содержание лежит в другой сфере, в сфере высших духовных реальностей. Это значит, что если мы, читатели, сосредоточили своё внимание на психологии героев – мы не прочитали роман, мы его не поняли. Нужно научиться языку, на котором говорит Достоевский. Нужно понять всю остроту стоящих перед ним вопросов. А для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, который в течение четырёх лет на каторге читал только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там. Он потом жил и думал на той глубине…







Православный Достоевский

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье

страданием. Таков закон нашей планеты(…).

Человек не родится для счастья. Человек

Заслуживает своё счастье, и всегда страданием»

Ф. Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский признан одним из величайших художников мировой литературы. Его произведения переведены на все основные языки мира, и каждый образованный человек любой страны, в той или иной мере знаком с произведениями Достоевского.

М. М Дунаев, известный литературовед, богослов (см. Приложение А), говорит: «Вне Православия Достоевский постигнут быть не может, всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей маломысленна… Вера и безверие – их тяжкий, смертоносный порою поединок в душе человека – есть вообще преимущественная тема русской литературы, у Достоевского же все противоречия доведены до крайности, он исследует безверие в безднах отчаяния, он ищет и обретает веру в соприкосновении с Горними истинами»

С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова» (см. Приложение Б)

Он был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Мать - родом из купеческой семьи, женщина религиозная, каждый год возила детей в Троице-Сергиеву лавру (см. Приложение Б), учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского»Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.



О романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Соня Мармеладова — главные герои романа

Главного героя романа зовут Родион Раскольников. Писатель наделил его прекрасными человеческими чертами, начиная с внешности. Он умён, благороден и бескорыстен. В его поступках мы видим рыцарственность духа, умение сопереживать и ярко и сильно чувствовать. Мы вместе с героями романа – Разумихиным, Соней, Дуней – чувствуем к нему глубокую любовь и восхищение. И даже преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение и у следователя Порфирия.

Как же мог такой человек совершить такое страшное злодеяние?

Раскольников переступил Божью заповедь: «Не убий!» и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада – в рай через очищение души.

И тут в его жизни появляется Соня...

Соня Мармеладова — любимая героиня Достоевского. Её образ занимает центральное место в романе.

Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы, она не делает ничего ради себя самой, всё ради других людей.

Главная героиня считает, что нет такого человека, которому бы право было дано осуждать себе подобных, решать их судьбы. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - восклицает она.

Раскольников чувствует в Соне родственную душу. Он инстинктивно чувствует в ней своё спасение, чувствует её чистоту и силу.

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был. Именно через Соню Достоевский обозначает свое видение пути победы добра над злом.

Значение чисел в романе

«Сквозь букву проникай во внутреннее!»

Св. Григорий Богослов

«Преступление и наказание» содержит множество символов. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.




































Соприкосновение сюжетов романа

с Евангельскими мотивами

Изучая Евангелие, мы вновь и вновь перечитывали главы романа. И обнаруживали для себя то, что оставалось сокрытым для понимания при первом прочтении «Преступления и наказания». Между строк в романе мы почувствуем ненавязчивое обращение автора к библейским сюжетам.

Образ Сони Мармеладовой, любимой героини Достоевского, несомненно, напоминает нам библейскую Марию Магдалину.

Раскольников в разговоре с Лужиным произносит такие слова: «А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете». Это выражение применяется в смысле «обвинять» и возникло из Евангелия (Иоанн, 8, 7)

Анализируя образ главного героя романа, мы пришли к выводу, что в его трагедии Достоевский даёт едва уловимый намёк на Притчу о работниках в винограднике (Евангелие от Матфея, глава 20:1-16, см. Приложение Д).

В трагической судьбе Раскольникова мы улавливаем намёк ещё на две известные библейские притчи: о воскрешении Лазаря (Евангелие от Иоанна, гл. 11, 1-57 и гл. 12, 9-11) и о блудном сыне (Евангелие от Луки.15:11-32, см Приложение Е).

В роман включён отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Соня читает его Раскольникову у себя в комнате. Не случайно, ведь воскрешениеЛазаря – это прообраз судьбы героя, его духовной смерти и чудесного исцеления.

Заключительной частью произведения является эпилог. Здесь, на каторге, происходит чудо – воскрешение души Раскольникова.

Целование земли и явка с повинной не помогло ему еще раскаяться. Теория, сознание неудачи жгли ему сердце, не давали покоя и жизни. Но он не раскаивался в своём преступлении.»

Так блудный сын возвратится к Отцу после долгих скитаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом помогла нам лучше понять замысел Достоевского. Изучая Евангелие и сопоставляя библейские тексты с романом, мы пришли к выводу, что, действительно, вне православия невозможно постигнуть Достоевского. В этом нельзя не согласиться с богословом и литератором Михаилом Дунаевым, к книгам которого мы не раз обращались в процессе нашей работы.

Итак, основная мысль романа: человек должен уметь прощать, сострадать, быть кротким. А всё это возможно лишь с обретением истинной веры.

На всём трудном пути очищения героя сопровождают христианские образы и мотивы, помогая ему решить конфликт с самим собой и обрести Бога в душе.

Снятый с Лизаветы крест, Евангелие под подушкой, люди-христиане, встречающиеся на его пути, — всё это оказывает неоценимую услугу на пути к очищению.

Крест православный помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно символ, талисман, приносящий, излучающий добро, изливающий его в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом. Соня Мармеладова, девушка, живущая по “желтому билету”, грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования.

Роман «Преступление и наказание» - произведение, в котором религия показана как способ решения нравственных проблем. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» - только через лишения и страдания открывается истина Раскольникову и вместе с ним — нам , читателям. Вера в Бога должна уничтожить в человеке всё низкое и мерзкое. И нет такого греха, который нельзя было бы искупить покаянием. Об этом говорит Достоевский в своём романе.














































ПРИЛОЖЕНИЕ А

Д унаев Михаил Михайлович (1945-2008) родился 22 августа 1945 года в г. Москве.

В 1963 году окончил среднюю школу, а в 1970 году – филологический факультет Московского государственного университета. Поступил на заочное отделение в аспирантуру Института русской литературы АН СССР.

В 1979 году после защиты кандидатской диссертации присвоена ученая степень кандидата филологических наук.

В 1980-1981 годах преподавал в МГУ. С 1 сентября 1990 года стал преподавателем Московской Духовной академии и семинарии.

20 марта 2001 года удостоен ученой степени доктора богословия, а 6 апреля – звания профессора кафедры церковно-практических дисциплин МДА.

14 октября 2000 года награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени за усердный труд и в связи с 55-летием.

В 2003 году удостоен 1-й Всероссийской премии «Православная книга России» в номинации «Автор года».

14 октября 2005 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени за усердные преподавательские труды и в связи с 60-летием.Скончался 4 сентября 2008 года на 64-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни.







М ари́яМагдали́на  — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса.

В Православной и Католической церквях почитание Марии Магдалины различается: в православии почитается согласно только евангельскому тексту — исключительно как мироносица, излеченная от семи бесов и фигурирующая только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции Католической церкви долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря.

Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с тем сосудом благовоний (притираний), из которого евангельская женщина обливала ноги Христу.



















ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Кни́гаИ́ова— 29-я часть Танаха, 3-я книга Ктувим, часть Библии (Ветхого Завета).

Рассказ об Иове изложен в особой библейской книге — «Книге Иова». О времени её происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим — в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени её происхождения. По одним, автором её был сам Иов, по другим — Соломон (Шломо), по иным — неизвестное лицо, жившее не раньше Вавилонского пленения.

Тро́ице-Се́ргиеваЛа́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкаяСе́ргиеваЛа́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1012.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1121.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1044

4. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М, 1976., с. 37.

5. Кондратьев Б.С. Указ.соч., с. 79.

6. Кожинов В. Указ.соч., с. 174.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!