СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиографическая игра «В гостях у словарей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Библиографическая игра «В гостях у словарей»»

Неделя русского языка и литературы









Библиографичская игра

«В гостях у словарей»


Цели: познакомить ребят со словарями, справочниками по русскому языку, научить ими пользоваться.

С помощью занимательного материала пробудить в учащихся интерес к изучению русского языка.


Оборудование: выставка словарей, справочников по русскому языку, словари на столах.


  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие к сокровищам родного слова. Вас, конечно же, интересует: что это за сокровища и где они находятся?
Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык оберегали от порчи и засорения. Сотни поколений старались сделать его таким, чтобы он мог хорошо служить людям. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А. С. Пушкин. Многие русские поэты и писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства. Итак, в путь, в чудесную Страну Слов.


  1. Приветствие команд

В игре участвуют 2 команды (команды представляют капитанов, название и девиз)



  1. Знакомство с выставкой словарей

Нашими помощниками в пути будут различные словари и справочники, которые стоят на выставке: «О словарях разнообразных – одинаковых, но разных»
Цитата к выставке:
«Уважаемый государь,
По призванию Словарь,
Даже Пушкин,
Я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю»
Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь была красивой, надо знать много слов.


  1. Конкурсы


  1. Конкурс «Грамотеи» предполагает проверить свой словарный запас. Каждая команда получает карточку со словом «Грамотеи». За 1 минуту нужно составить из него как можно больше слов. Это должно быть нарицательное имя существительное, единственного числа, именительного падежа.
    За каждое слово – 1 балл

    Ребята, вы убедились, что слов у вас в запасе немало. А можем ли мы правильно написать эти слова?
    С помощью какой книги мы можем проверить свою грамотность? (Орфографический словарь)

  2. Используя словарь, напишите правильно:

Команда 1: анн…тация, вс…ча…но
Команда 2: в…г…тарианец, ан…малия


  1. А для того, чтобы объяснить значение любого слова, существуют толковые словари (учитель показывает те толковые словари, которые есть в библиотеке)
    Команды получают карточки


  2. 1) Дрязги, дублировать, огульный;
    2) Размолвка, скопом, тоска.


Объясните значение слов, затем проверьте по словарю правильность ответа.


  1. А сейчас мы с вами оказались в неизвестном городе. Попробуем угадать его название, послушав разговор двух людей, здесь живущих.


  2. - До каких пор ты будешь бить баклуши?
    - Да нет, я стараюсь. У меня уже ум за разум заходит.

- У тебя получается все шиворот-навыворот!
- Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую.


Догадались, что это за город? Правильно, это город крылатых слов-фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. А как появились они в нашей речи?

3 ученика рассказывают истории возникновения некоторых фразеологизмов.
А теперь найдите фразеологизмы в этих стихах, объясните их значение. В помощь возьмите фразеологический словарь.
Команда 1:

За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова,
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.


Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.

Команда 2:
Оказался молодец,
Смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце или трость,
И веревку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешай носа в беде.


  1. На воротах следующего города написано «Богат наш язык, велик и могуч!» Люди, живущие в этом городе, рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету А. М. Горького, который говорил: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен» А какие пословицы и поговорки знаете вы?
    Конкурс «Кто больше?»


  2. А можете ли вы произнести скороговорки?
    1) Чищу щучью чешую.
    2) Желтый жирный жадный жук спрятал денежки в сюртук.

  3. Т

    А

    В

    Т

    О

    Л

    О

    Г

    И

    Я




















































    Следующий город – «Тавтология»
    Пропуском в город будет служить отгадывание кроссворда и ответ на вопрос: что означает слово «Тавтология»
    Задание: вписать в клетки недостающие буквы, чтобы получилось название дерева, кустарника.
    1 команда отгадывает первые 5 букв.
    2 команда отгадывает следующие буквы.
    Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворд.















Итак, кроссворд мы отгадали и оказались внутри этого города , жители которого очень часто употребляют тождественные по смыслу слова. Как вы думаете – хорошо это или плохо? Верно, тавтология, если это неоправданный стилистический прием, делает нашу речь невыразительной. Но с тавтологией можно бороться. Достаточно внимательно следить за своей речью и читать больше хороших книжек.


  1. На пути у нас «Салон иностранных слов»
    Многие иностранные слова пришли к нам так давно, что стали совсем своими. Появились они с новыми вещами и понятиями. Если в предложении «Франт в калошах идёт по бульвару в театр» заменить все слова, пришедшие из других языков, на русские, получится вот что: «Хорошилище в мокроступах идет по гульбищу на позорище». Как видите, богатство, самобытность и красота нашего языка от такого «гостеприимства» не пострадали. Но очень часто иноязычные слова употребляются без надобности, например:
    Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
    На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско.
    «Употреблять иностранное слово, - писал Белинский, - когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
    Используя словарь иностранных слов, замените иностранные слова русскими.

  2. Станция «Говори по-русски, а не по-вятски, не по-балахански». Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». Русский язык богат народными говорами: житель северных мест может произнести такую фразу, которую не поймут в Липецке или в Орле.
    Один остроумный литератор, чтобы показать своеобразие местных русских говоров, написал «Элегию» на вятском наречии
    Все бахорили , что я детина
    окчиной, важной. Где я,
    там всегда бывало сугатно.
    А теперь? Уж я не вертечой,
    Как пожка!.. О когда, когда
    Закрою шары свои и на меня посадят варежник!


  3. Как вы думаете, могут ли писатели использовать в своих произведениях такие непонятные диалектные слова? Конечно, нет. Писать надо на правильном литературном языке, а не на диалектах. Конечно, это не значит, что на диалектные слова положен строгий запрет. Нет, художники слова искусно используют выразительные диалектизмы, чтобы показать особенности речи героев, отразить местный колорит при описании быта. К диалектным источникам обращались многие выдающиеся мастера слова – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. А. Шолохов, И. С. Тургенев и др.
    Если вам в тексте встретятся непонятные диалектные слова, то где вы сможете узнать их значение? Правильно, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.
    Перед вами карточки с предложениями, в которых есть диалектные слова. Вы должны с помощью словаря Даля определить их значение.
    1) Что ты, лесное зелье, плачешь?
    2) По общему заулку спустилась она к Ангаре.
    3) За городьбой виднелась крыша бани.
    4) Она перелезла через заплот.

  4. И последняя наша остановка в небольшом городке «Жаргонизмы». Мы находимся у школы. Послушаем, о чём говорят ребята из 8 класса.
    - Димка, ну что, ты завалил? Что там? Рассказывай.
    Димка облегчённо вздохнул и сказал:
    - Заметано!
    Но ребята не унимались.
    - Что делает Сам?
    - Режет всех подряд…
    - А Русалка?
    - Топит.
    - Ну, а этот, их ассистент?
    - Этот? Засыпает!
    - А как же ты?
    - Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
    - А Васька?
    - Плавает на шпорах.
    Вам понятно, о чём речь?
    Это – жаргон, разновидность речи, используемой в узком кругу посвящённых. Это обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка. И в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.

IV. В заключение хочется напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя – просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня мы узнали много нового интересного об удивительной Стране Слов. Но путешествие на этом не закончено, перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить его. Не забывайте о своих помощниках – словарях, справочниках по русскому языку. А теперь подведём итоги соревнования команд и поздравим победителей.