МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Библиотечный час
(внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса)
«Жизнь слова в словарях»
Гудзь Вера Павловна ,
учитель русского языка и литературы
Цели : познакомить учащихся с разнообразием словарей русского языка, с авторами словарей, научить учащихся основам работы с различными словарями.
Оборудование: выставка словарей русского языка; карточки с заданиями, презентация, электронная газета»Электроник».
1 часть
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…»
(Беседа, ведёт библиотекарь)
Здравствуйте, ребята. Мы знаем , что русский язык- один из самых известных и великих языков на земле. Но точное количество слов в русском языке назвать нельзя, впрочем, как и в любом другом.
Одно из свойств языка - это его безграничность. Язык - очень быстро развивающееся средство общения. Он постоянно меняется: одни слова выходят из употребления, новые добавляются. Поэтому говорить о количестве слов в языке - это все равно, что считать волосы на голове.
Слов в языке много, и только словари помогут их все сосчитать, назвать их количество, происхождение , значение , правописание.
Сегодня мы с вами поговорим о том, какими бывают словари. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…Все эти собранные слова –дело плоти, крови и души родины и человечества». Как вы понимаете это высказывание? Скажите, что такое «словарь»? (высказывания детей). Молодцы. Действительно, словарь - это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. Я познакомлю вас со словарями, живущими в нашей школьной библиотеке.(Обращает внимание учащихся на подготовленную выставку словарей)
В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.
Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля содержит около 200 000 слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремесел, около 30 000 пословиц и поговорок.
Однотомный «Толковый словарь русского языка» Сергея Ожегова выдержал множество изданий, содержит 80 000 слов и фразеологических выражений. Слова и фразеологизмы, заключенные в словаре, относятся к общелитературной лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в словаре широко представлена также просторечная лексика, употребительная в литературе и разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и акцентологические (в необходимых случаях также орфоэпические) характеристики слова. Словарная статья сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны. Первый раз словарь увидел свет в 1949 г.
«Русский толковый словарь» Владимира Лопатина содержит более тридцати тысяч отдельных слов, словообразований, просторечий, неологизмов. В словарь также включены производные от заглавных слов наиболее употребляемые в разговорной речи. Они размещаются в графе толкования заглавного слова. Все приведенные в словаре слова и их производные имеют указатель ударения, основные грамматические параметры и их краткие характеристики. Словарь устроен так, что толкование слов – это не только краткое пояснение значения слова, а и иллюстрации к нему, сопровождающиеся небольшими речениями, чтобы пользователь мог правильно уловить суть слова.
«Школьный толковый словарь русского языка» Моисея Лапатухина предназначен для учащихся средней школы. В нем раскрываются значения слов, приводятся грамматические формы, присущие этим словам, дается морфемное членение слов, сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов.
Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет «Фразеологический словарь русского литературного языка» Александра Федорова. В нем собрано более 12 000 фразеологических единиц, состоящих из идиом и фразеологических сочетаний как наиболее часто употребляющихся в современной речи, так и имеющих архаичный оттенок. Каждый фразеологизм имеет толкование, стилистические пометы, характеризующие его употребление в определенном стиле речи - разговорном или просторечном, а также пометы, подчеркивающие эмоционально-экспрессивную окраску фразеологизма. В ряде случаев дана историческая справка, объясняющая происхождение фразеологизма.
«Словарь фразеологических синонимов русского языка» под редакцией Власа Жукова представляет 730 рядов фразеологических синонимов – фразеологизмов, тождественных или близких по значению. Словарная статья содержит подробное лексикографическое описание как синонимического ряда в целом, так и его компонентов, а также богатый иллюстративный материал, отражающий употребление фразеологизмов в художественной и публицистической литературе.
«Орфографический словарь» под редакцией Дмитрия Ушакова содержит сведения о правописании и произношении около 12 тысяч слов, написание которых может вызвать трудности. В приложении дается список наиболее употребительных мужских и женских имен, а также «Важнейшие правила правописания».
«Большой орфографический словарь русского языка» под редакцией Степана Бархударова содержит 106 000 слов и представляет состояние русского литературного языка на современном этапе. В него включены отдельные научные и научно-технические термины, просторечные и диалектные слова, историзмы и т.п. Орфографический словарь дает одно, признанное правильным, написание слова и не допускает орфографических вариантов, но включает варианты словообразовательные, лексические, произносительные, напримерворобушек и воробышек, туннель и тоннель, которые отражаются на письме. В конце книги дается список личных имен. При мужских именах в скобках приводятся образуемые от них отчества.
«Словарь синонимов и антонимов» Антона Семенова. Этот словарь состоит из двух частей: синонимы и антонимы, и знакомит с простейшими синонимическими рядами слов и антонимическими парами, дает толкования значений, их оттенков, содержит примеры употребления. В конце словарный статей иногда приводятся ссылки, позволяющие подобрать антонимы к рассматриваемому слову-синониму, либо синонимы к рассматриваемому слову-антониму.
«Этимологический словарь» того же автора содержит более 500 слов с подробным описанием истории их возникновения в русском языке. Ознакомившись со словарем, где в интересной и предельно доступной (научно-популярной) форме излагаются различные версии относительно происхождения и факты из истории использования различных слов, читатель сможет раскрыть множество тайн, которые заключаются в такой науке, как этимология.
Грамматический словарь русского языка (автор Зализняк А.А.)Словарь отражает (с помощью специальной системы условных обозначений) современное словоизменение, то есть склонение существительных, прилагательных, местоимений, числительных и спряжение глаголов.
Словарь содержит около 100 000 слов, расположенных в обратном (инверсионном) алфавитном порядке, то есть по алфавиту конечных, а не начальных букв слова. Каждое слово имеет при себе грамматическую помету и индекс, отсылающие к «Грамматическим сведениям», где даны образцы склонения и спряжения, по которым читатель может установить словоизменение интересующего его слова. Чтобы ускорить поиск образца, над каждой страницей словаря перечислены встретившиеся на ней индексы с указанием той страницы «Грамматических сведений», где приводится соответствующий образец склонения или спряжения.
Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы грамотно писать, надо понять смысл слова, хорошо знать его состав, строение, уметь находить части слова и точно определять границы между ними. В «Школьном словообразовательном словаре» (автор Тихонов А.Н.)отражены способы образования слов и их родственные связи. Каждое слово окружено своей родней и показано место каждого однокоренного слова среди близких и дальних родственников, т.е. показаны "гнезда" родственных слов.
«Словарь иностранных слов и выражений» (авторы-составители Трус Н.В., Шубина Т.Г.) Это самый полный справочник, содержащий краткое и доступное объяснения слов, терминов и выражений, заимствованных русским языком из других языков и наиболее часто встречающихся в периодической печати и литературе.
«Школьный словарь иностранных слов» (под редакцией Иванова В.В.) включает в себя наиболее распространенные в современной устной и письменной речи иностранные слова. Словарные статьи содержат широкую информацию: в них раскрывается значение слова, его происхождение, дается грамматическая и акцентологическая характеристика; там, где это возможно, приводится культурно-исторический комментарий. Значения слов иллюстрируются речениями и примерами из художественной литературы.
«Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика» (составители Надель-Червинская М.А., Червинский П.П.)включает слова, получившие наибольшее распространение в языке.
Но, кроме уже представленных вам, существует целый ряд других словарей:
Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю. В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов.
исторические словари, показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени;
областные, или словари русских народных говоров, объясняющие диалектные слова;
словари языка писателя, дающие описание всего словарного богатства писателя;
словари трудностей словоупотребления, раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей;
топонимические словари, объясняющие историю и происхождение географических названий;
словари сокращений слов русского языка, объясняющие сокращение слова;
словари собственных имен, объясняющие происхождение употребляющихся или употреблявшихся в русском языке личных имен;
2. часть.
Создание словаря - это подвиг.
Презентация. (Комментирует учитель)
Из беседы вы узнали, кто были авторами словарей. Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми учёными, которые многие годы работали над составлением различных словарей. Такую деятельность учёных можно назвать подвигом.(Показ слайдов,комментарий)
3.часть
Речевая разминка. Словарь - наш помощник.
Работа в парах со словом . (Учитель)
А сейчас вам предлагается поработать в парах. Берёте карточку с заданием (приложение 1) и выполняете задания, которые на них написаны. Обратите внимание, что все задания начинаются со слов «используя словарь», но не уточняют какой именно. Поэтому прочитайте внимательно задание, вспомните, что вы сейчас узнали о видах словарей, выберите нужный словарь и приступайте к работе.
4. Итог:
Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно! Они вам всегда окажут помощь, а школьная дружба со словарями сохранится на всю жизнь.
5часть.
Мини-прект. Создание электронной газеты.
Задания:1Выбрать главного редактора газеты, журналистов, оформителей.
2.Дать название газете ( предлагаемое название » ЭЛЕКТРОНИК»)
3.Подобрать рубрики ( предложенные рубрики: » Знаете ли вы, что значит слово…, « Что в имени твоём?» , « Проба пера»)
Работа по группам и рубрикам в течение недели.
Потом показать в параллельных классах, привлечь желающих принять участие в создании новых выпусков газеты
Приложение 1.
Карточки с заданиями
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАМ
ВЕТЕРАН - _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
КОНЦЕРТ - __________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ТИТАН- ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ДРЕВНИЙ - __________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
МГНОВЕНИЕ - _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
НЕПОКОЛЕБИМЫЙ - ________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ПОПЕРЁК - __________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
СТОРОННИЙ - _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАМ
КОНЦЕРН -__________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ОНЕМЕЛЫЙ - _______________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
СОКРОВЕННЫЙ - ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ТОРЖЕСТВО - _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
КОРПУС - __________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________
ЕДИНСТВО- _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________
УРОВЕНЬ - __________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ЯРЛЫК - ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ, НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ СЛОВ ЗАИМСТВОВАННЫХ ИЗ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ (ПО 2 ПРИМЕРА), ЗАПИШИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ - ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ИТАЛЬЯНСКИЙ - _____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ГРЕЧЕСКИЙ- _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ, НАЙДИТЕ ПРИМЕРЫ СЛОВ ЗАИМСТВОВАННЫХ ИЗ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ (ПО 2 ПРИМЕРА), ЗАПИШИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКИЙ- ________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
НЕМЕЦКИЙ- _______________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ЛАТИНСКИЙ- __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
НАЙДИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ
НАЙТИ - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ФОКУС - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ДРЕМУЧИЙ - __________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ЗАГЛАВИЕ - ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
НАЙДИТЕ АНТОНИМЫ К СЛОВАМ, ДАЙТЕ ОТПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВ
ЭКЗОТИЧЕСКИЙ - ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ОБИЛИЕ -____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ДОБРО -______________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
МАЖОРНЫЙ - ________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
ПОПЕРЁК ГОРЛА - ____________________________________________________
______________________________________________________________________
СОРИТЬ ДЕНЬГАМИ- __________________________________________________
______________________________________________________________________
ЯВИЛСЯ, НЕ ЗАПЫЛИЛСЯ - ____________________________________________
______________________________________________________________________
СОБАКА НА СЕНЕ - ___________________________________________________
______________________________________________________________________
ВИСЕТЬ НА ТЕЛЕФОНЕ- _______________________________________________
______________________________________________________________________
ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА- __________________________________________
______________________________________________________________________
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ -_________________________________________________
_____________________________________________________________________
КЛАСТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ - ___________________________________________
_____________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
ПОСТАВЬ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ,
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
АКК__МУЛЯТОР, Б__ЛЬВЕДЕР, ВЗ__ПУСКИ, Г__СТР__НОМИЯ, ДЕБ__РКАДЕР, ЗАВЕД__ЩИЙ, К__НТРОЛЛЕР, Л__ЦЕЗРЕНИЕ, М__ЛЬБЕРТ, НЕП__СЕДА, ОПП__ЗИЦИЯ, Р__СТИСЛАВ, Т__НЗ__ЛЛИТ, Щ__ПЕТИЛЬНЫЙ, ЭКВАТ__РИАЛЬНЫЙ.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВАРЬ,
ПОСТАВЬ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ,
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
БЕЗ__ЗВЕСТНЫЙ, Г__РЕЛЬЕФ, К__КАРДА, К__МЕДИАНТКА, ЛУЩ__НЫЙ, М__НИСТО, НЕПР__К__СН__ВЕННЫЙ, ОРД__НАТОР, СТАЖ__Р, ПР__ФЕКТУРА, РЕКВ__ЗИЦИЯ, ТАНЦ__ВЩИЦА, ТЕКСТУАЛЬНЫЙ, ФЛ___РЕСЦЕНЦИЯ, ЭММАНУ__Л.