МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИШНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОДГОТОВИЛА БИБЛИОТЕКАРЬ
БАБИЧЕВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА


Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИШНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Библиотечный конкурс «Мама, папа, я – читающая семья»

Задачи:
- изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
- расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
- развивать творческие способности;
- оказать семье информационную помощь;
- выявить самую читающую семью.
Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.
При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:
- за эстетичность оформления книги;
- за сложность в ее изготовлении;
- за творческие идеи;
- за содержательность книги.
Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д. Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении» «Писатели и поэты», «Отгадай художника». «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку». «Творческий конкурс».
Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин, пластинки, стеки, досочки, подарки.
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи - участницы викторины.
1
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой)
Плутовка к дереву
На цыпочках подходит
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит... (Вороны)
Конкурс № 6. «Угадай сказку»
В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:
- Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка - «Приключения Алисы в стране чудес»;
- Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой - «Заюшкина избушка»;
- Стая уток, облака, лягушка, прутик - «Лягушка путешественница»;
- Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб - «Винни-Пух и все-всве-все...»
- Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба - «Дюймовочка»;
- Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица - «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Заключительный конкурс «Творческий»
Библиотекарь:
Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!
5
Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы.
Выходит мальчик, читает стихотворение.
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то. что сам себе читаю
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный.
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе.
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу.1
(И. Токмакова)
Библиотекарь:
Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще AM Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир. ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д
2
- Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
- Кем был Мойдодыр?(Умывальников начальник и мочалок командир)
Вопросы для родителей
- Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
- Как звали двух братьев - собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
- Какому автору принадлежат строки:
«А вы друзья как не садитесь.
Все в музыканты не годитесь» (Крылов)
- Какой месяц был самый молодой з сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь
- В чем была сила Черномора? (В бороде)
- Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай? («Вечность»)
- На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
- В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
- Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
- Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
- На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад) - Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница»
Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок: исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
- у Буратино (золотой ключик)
- у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
- у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
- у солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
Наша Маша громко плачет: Уронила в речку мячик. (Таня)
4
Библиотекарь:
Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения.
А сейчас первый конкурс.
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде - дорогу пробьет везде». «Золото добывают из земли, а знания - из книги», «Книгу читаешь - на крыльях летаешь». «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека». «Прочел новую книгу - встретился с другом». «Ум без книги, как птица без крыльев». «Хлеб питает тело, а книга - разум» и др )
Конкурс № 2. «Писатели и поэты»
- У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак С В Михалков, Ш Перро. А С Пушкин. Н.Н Носов. К И. Чуковский. И.А. Крылов. Г.Х Андерсен)
Конкурс № 3. «Отгадай художника»
- Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача - правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов. И. Вилибин, Е. Чарушин, В. Конашевич)
Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей (родители помогают);
-Что купила разбогатевшая муха на базаре (Самовар)
- Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
- Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
- Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом)
- Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами7 («Ребята, давайте жить дружно!»)
- Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
- Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
- Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
- Как звали девочку, вступившую в борьбу.со Снежной королевой? Герда)
- Что болело у бегемотиков? (Животики)
3
