Библиотечный урок о жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина
(Родился писатель 4 февраля 1873 г. Хрущёво - Лёвшино (Липецкая область) –
умер 16 января 1954 г. г.Москва.)
«Все прекрасное на земле ̶ от солнца,
и все хорошее ̶ от человека».
Так говорил знаменитый русский писатель ̶ Михаил Михайлович Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин, или волшебник. Так называли писателя его читатели. Потому что он понимал язык растений и животных.
А родился Михаил Михайлович Пришвин в старинном русском городе Ельце. Отец мальчика умер очень рано. И мать Миши одна осталась воспитывать детей. А их в семье было пятеро. Жили очень бедно. Но, несмотря на это, мать пятерых детей, выстояла во всех невзгодах, и была прекрасной хозяйкой. Она вставала рано, до восхода солнца и выполняла всю работу по дому.
Однажды Миша тоже встал очень рано. Мать угостила его молоком. Молоко это было в глиняном горшочке, и от этого казалось еще вкуснее. С этого времени он уже не мог проспать восход солнца и начал подниматься вместе с солнышком.
Детство свое он провел среди крестьян. Потом была учеба, служба и работа агрономом. А агроном – это человек, который много знает о том, как правильно выращивать растения, чтобы они давали большой урожай. И вдруг писатель бросает все, берет маленькую сумку, ружье, записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают звери и птицы, растения и животные. Пришвин ходил по белу свету: по лесным тропам и берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе. Так он стал писателем.
Например, из книги Михаила Пришвина «Этажи леса» мы узнаем, что у птиц и зверьков в лесу есть свои этажи; мышки живут в корнях ̶ в самом низу; дрозды ̶ чуть повыше, а совы ̶ еще выше.
А еще у Пришвина мы узнаем, что есть «Лисичкин хлеб», который очень понравился девочке Зиночке.
Есть у Михаила Пришвина и сказка-быль. Действие сказки происходит на Блудовом болоте. В это болото солнышко вложило свое тепло, и под его воздействием образовалось много торфа. Люди научились добывать торф и используют его как горючее или удобрение для растение. Поэтому Блудово болото называют "кладовая солнца". Но на этом болоте есть и страшная трясина – «Слепая елань» – это место, заросшее травой, где можно утонуть. На это болото и пошли, как в сказке, братец с сестрицей за ягодами. А что было дальше, можно узнать, прочитав рассказ «Кладовая солнца».
В книгах Пришвина о животных рассказываются занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Есть веселые истории, заставляющие нас смеяться и удивляться уму братьев наших меньших.
А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.
И еще много интересного можно узнать о замечательном русском писателе посетив дом-музей Михаила Михайловича Пришвина в деревне Дунино. На стене висят ключи со смешными брелками, в виде детских игрушек. Ключи постоянно терялись: вот и придумали Пришвины на каждый ключ вешать игрушку с подсказкой: например, ключ с кошкой был от чердака, с человечком ̶ от входной двери дома.
В углу ̶ домашняя фотолаборатория: Пришвин очень любил фотографировать, и его работы можно увидеть на стенах дома.
А ещё можно увидеть первый автомобиль семьи Пришвиных, который привезли из Германии.
Михаил Пришвин давно умер и похоронен на Введенском кладбище в Москве. На камне сидит Птица-Сирин – это таинственная птица счастья. Расправив крылья, она как-будто поет, сливаясь в песне с травами, цветами – всем тем, что так любил Михаил Михайлович Пришвин.
Человек ̶ это часть природы. В своих произведениях писатель хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые встретятся нам на пути, и ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.
Поэтому и обращается Михаил Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
М. Пришвин
Вопросы викторины для учеников 3-4 классов по произведениям
Михаила Михайловича Пришвина
Рассказ «Кот»
1 | Каким голосом зовет автор кота? А) Грубым голосом Б) Злым голосом В) Громким голосом Г) Нежным голосом | Г) Нежным голосом |
2 | Что отвечает кот Васька? А) Сейчас я иду Б) Перезвоню позже В) Приду через неделю Г) Не жди меня | Г) Сейчас я иду |
3 | Каким шагом кот идет в дом? А) Строгим собачьим шагом Б) Мягким кошачьим шагом В) Твердым тигровым шагом Г) Опасным волчьим шагом | В) Твердым тигровым шагом |
4 | Что делает кот у самой двери в темноте? А) Ловит мышей Б) Дожидается В) Прыгает на лапах Г) Громко орет | Б) Дожидается |
5 | Как ведет себя кот, когда автор садится пить чай? А) Прыгает на стол Б) Запрыгивает на окно В) Садится на коленку Г) Лезет на голову | В) Садится на коленку |
6 | Что самое вкусное высматривает кот на столе? А) Мышку и птичку Б) Бутерброд с салом В) Колбасу и сыр Г) Хвост рыбки | В) Колбасу и сыр |
7 | Кого считает Васька сидя на окне? А) Крыс и мышей Б) Галок и ворон В) Ястребов и соколов Г) Воробьев и синиц | Б) Галок и ворон |
8 | Кого выбирает кот из мира большого города? А) Рыб Б) Хозяина В) Котов Г) Птиц | Г) Птиц |
9 | В чем заключается весь Васькин мир? А) Днем рыбы, ночью акулы Б) Утром птицы вечером мыши В) Днем колбаса, ночью сыр | Б) Утром птицы вечером мыши |
Рассказ «Этажи леса».
1 | Какие деревья рушили охотники? Ответ: | Березы |
2 | Гнездо какой птички разрушили охотники? Ответ: | Синицы |
3 | Где обитают мышки? Ответ: | Мышки живут в корнях деревьев |
4 | Где вью свои гнезда соловьи? Ответ: | Прямо на земле |
5 | Какие птицы селятся на самом верху? Ответ: | Хищные птицы: ястребы и орлы |
6 | Назовите птиц, живущих в дуплах о которых говорит писатель в произведении? Ответ: | Синицы, дятлы, Совы |
Рассказ «Золотой луг».
1 | Почему луг называли золотым? Ответ: | От одуванчиков |
2 | Чем деревья сами лечатся? Ответ: | Смолкой |
3 | Отчего луг утром был зеленым, а около полудня опять золотым? Ответ: | Утром одуванчики спят, к полудню раскрываются |
4 | Какая забава была у ребят в рассказе Золотой луг? Ответ: | Дуть одуванчик |
5 | Почему для детей одуванчики стали интересными? Ответ: | Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми |
Рассказ «Журка».
1 | Кого поймали ребята в рассказе Пришвина «Журка» А) Собаку Б) Журавля В) Кошку Г) Ворону | Б) Журавля |
2 | Что дали птицы? А) Поесть Б) Попить В) Траву Г) Лягушку | Г) Лягушку |
3 | Что сделали Журке с крыльями? А) Подрезали Б) Причесали В) Раскрасили Г) Отрезали | А) Подрезали |
4 | За кем ходил журавль? А) За девочкой Б) За мальчиком В) За женой автора Г) За автором | В) За женой автора |
5 | Как подзывали Журку? А) Ко мне Б) Фру-фру В) Цып-цып Г) Хрю-хрю | Б) Фру-фру |
6 | Куда улетел Журка? А) В лес Б) На болота В) На поляну Г) В теплые края | Б) На болота |
7 | За кем полетел Журавль? А) За лягушонком Б) За ребятами В) За птицей Г) За собакой | А) За лягушонком |
8 | Сколько лягушек проглотил Журавль за один раз? А) 1 Б) 23 В) 43 Г) 55 | В) 43 |
9 | Во что ребята набрали лягушек? А) В карман Б) В картуз В) В корзину Г) В ранец | Б) Набрали два картуза |