СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок, посвященный 125-летию Е.Шварца

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библотечный урок "Путешествие по сказке Шварца Е.Л " Сказка о потерянном времени" проходит в форме викторины

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок, посвященный 125-летию Е.Шварца»

125 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца

"Путешествие по произведению Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»"


Библиотекарь: Здравствуйте ребята!


Ребята, в одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Как называется произведение, и кто автор этой поучительной сказки?


Учащиеся: Е.Л. Шварц, «Сказка о потерянном времени»


Биография писателя - сказочника:


«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актёры, сторожа. А я вот – сказочник»: так о себе говорил Е.Шварц


Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм. Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в городе Казани в семье врачей.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж». 

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

(Просмотр фильма 10 фактов из жизни Е.Шварца)
Умер Евгений Шварц 15 января 1958. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.


Библиотекарь: Нашу игру начнем с разминки, я предлагаю вам отгадать загадку: «Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца?»


Учащиеся: Время


ВИКТОРИНА:



1 раунд

Путешествие по сказке в формате вопрос-ответ


  1. Кто учился в третьем классе 14 школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению?» (Петя Зубов)


  1. Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил)



  1. Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

(«Одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…Никому не нужен…Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Главное, ничему не успел научиться»)


  1. Как звали ребят из сказки? (Маруся, Петя, Надя, Вася)


  1. В каком классе учился главный герой книги? (в третьем классе)



  1. Кто первым заметил, что Петя превратился в старика? (гардеробщица)



  1. В какое время происходили события? (зимой)



  1. На каком обороте стрелок в «Сказке о потерянном времени» "вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете"? (на 77 обороте)



  1. На какие две группы можно разделить героев сказки? (дети и злые волшебники).



  1. Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми? (воруют время и молодость у людей)


  1. Как звали злых волшебников? (Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович)



  1. Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»)



  1. А что о детях говорит Пантелей Захарович? («Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают»)



  1. Какую тайну узнал Петя? («К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)



15. По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

(Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики)



2 раунд

Собери пословицу


  1. ПОТЕРЯЛ МИНУТУ – ПОТЕРЯЕШЬ И ЧАС


  1. ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС


  1. ТОТ, КТО ПОНАПРАСНУ ТЕРЯЕТ ВРЕМЯ,

САМ НЕ ЗАМЕЧАЕТ КАК СТАРЕЕТ.



3 раунд

Закончи пословицу



  1. Время не ждет

  2. Всему свое время

  3. Время не поворотишь.

  4. Время как воробей: упустишь не поймаешь

  5. Время дороже золота

  6. Время красит, безвременье старит

  7. Упустишь минуту – потеряешь час

  8. Самая большая трата – трата времени.



Библиотекарь: Назовите главную мысль сказки:

“…ты помни: человек, который

понапрасну теряет время,

сам не замечает, как стареет”.


Библиотекарь: Какой еще совет дает писатель?

“…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”


Библиотекарь: Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели: (учащиеся выбирают положительные черты характера из предложенного списка) лень, целеустремленность, самостоятельность, трусость, нерешительность, сила воли, безволие, сдержанность, рассеянность, упрямство, несдержанность, настойчивость, решительность, настырность, смелость, внимательность, ответственность


Библиотекарь: Ребята, положительные черты характера надо в себе развивать, а с отрицательными бороться, искоренять их в себе. Сегодня урок мне хотелось бы прочитать стихотворение С. Баруздина


«Стих о человеке и его часах»


Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт,

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть.

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

- Хороший был денёк!


(Подведение итогов игры)


Библиотекарь: Благодарю за игру, и жду вас в библиотеке для знакомства с другими произведениями сказочника Евгения Львовича Шварца. А закончить урок мне хотелось бы словами великого сказочника Е.Щварца


«Мысли можно воспитать.

Их можно заставить поумнеть.

А от умных мыслей

будут и умные

правильные поступки».