СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный час «Можно ли быть успешным без коррупции»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. Способствование развитию навыков законопослушного поведения обучающихся. Демонстрация возможностей борьбы с коррупцией

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный час «Можно ли быть успешным без коррупции»»


Министерство образования и науки Республики Адыгея





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №11»

Республика Адыгея, Гиагинский район, с. Сергиевское, Ул. Выгонная, 46

тел. 9-35-04




разработка участника республиканского конкурса методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи





Библиотечный урок по теме:

«Можно ли быть успешным без коррупции»

наименование методической разработки





«Внеклассное мероприятие»

номинация





Мокротоварова Оксана Викторовна, библиотекарь

Фамилия, имя, отчество автора, должность



Кихтева Светлана Михайловна,

директор, МБОУ СОШ №11

Фамилия, имя, отчество рецензента, должность, место работы






Майкоп-2016




Библиотечный урок цикла «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» по теме: «Можно ли быть успешным без коррупции» для обучающихся 8-9 классов.


Цель:

Образовательная: объяснение, пропагандирование и формирование у обучающихся собственного антикоррупционного мировоззрения; организация взаимодействия с органами государственной власти, а так же юридическими лицами по вопросам антикоррупционной политики.

Развивающая: развитие правового сознания, способность реализовывать, обобщать и делать выводы основываясь на полученных данных.

Воспитательная: оспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; позитивного отношения к антикоррупционным программам.

Задачи:

Ознакомление с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

    Способствование развитию навыков законопослушного поведения обучающихся.

    Демонстрирование возможностей борьбы с коррупцией.

    Способствование формирования у обучающихся навыков антикоррупционного поведения.

Тип урока: урок-тренинг

Вид урока: обучающий практикум.

Методы урока:

обучения – монологический

преподавания – объяснительный

учения – исполнительный, практический


Ход урока


1. Организационная часть: 1 мин.

2. Слово библиотекарю.

Долгое время общество уходило от обсуждения коррупционных проблем. На сегодняшний момент данная тема широко открыта для повсеместного обсуждения. Что же является залогом успешности в антикоррупционной деятельности? Это, конечно же, прозрачность данной проблемы. И как вывод из этого, главнейшим из дел нынешнего общества можно назвать- противостояние коррупции. Безусловно, образованность и правовая «подкованность» населения повышают престиж страны, и все вопросы, связанные с национальной безопасностью, будут мгновенно решаемы. И, конечно, именно школа является отправной точкой в формирование антикоррупционной устойчивости начинающей жизненный путь личности. А что мы знаем о коррупции? Есть ли у неё свои особенности? Давайте послушаем ответы ребят. 1

Обучающийся 1. Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды.

Обучающийся 2. Корру́пция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Библиотекарь. Да, вы правы. Но вы, наверное, знаете , что у коррупции есть несколько видов, а для тех, кто забыл, наши ребята еще раз напомнят.

Обучающийся 3.

По степени регулярности коррупционных связей коррупция делится на эпизодическую, систематическую (институциональную) коррупцию и на клептократию (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). По источникам происхождения она может быть экзогенной (порождена внешними факторами) и эндогенной (зависит от внутренних причин).

В одном из иностранных исследований коррупция делится на «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую законом и обществом). В современном обществе самым опасным является то, что проявление «белой» коррупции становится повседневным.

Библиотекарь. Коррупции может и должно противодействовать как государство, так и бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. И, конечно же, важно понимать, что противостоять коррупции должны все граждане нашей необъятной страны. Одним из наиболее распространенных видов коррупции является взяточничество. И это не современное явление. Что, как не пример из художественной литературы, является тому доказательством. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Лисица и сурок».

Обучающийся 4.

Читает басню И.А. Крылова «Лисица и сурок»

Библиотекарь. Большое спасибо, прекрасный пример. А теперь давайте все вместе ответим на вопросы.

Вопросы

Правильные ответы

Что, по-вашему, означает слово "взятка"?

Это денежные средства, полученные за какую-либо услугу, с использованием высшего служебного положения.

Как вы думаете, есть ли отличия у подарка и взятки?

Подарок делается от «чистого сердца», взятка дается за услугу.

Что такое коррупция в современном понимании?

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях.

Назовите источники информации, из которых вы точно узнаете о коррупции.

Средства массовой информации, друзья, родственники, школа.


Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?


Библиотекарь. Большие молодцы. А теперь послушайте, пожалуйста, пословицы и поговорки, которые предупреждают явления коррупции.

Обучающийся 4.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

Библиотекарь. Вот видите, в жизни бывает по-разному. Но, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, давайте разыграем несколько ситуаций.

Выберите три человека – это будут наши капитаны, а теперь, капитаны, набирайте себе по команде. Каждой команде я выдам по заданию. Вам необходимо будет обыграть данные ситуации и разыграть по ним сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: человек собрался дать взятку и заранее сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве.

II ситуация: руководителю крупной организации предлагаются денежные средства за оказание услуг не соответствующих российскому законодательству, и он обращается в правоохранительные органы;

III ситуация: случайный свидетель узнал о готовящейся даче взятки, и как законопослушный гражданин сообщил об этом в правоохранительные органы.

Дается время на подготовку. Каждая команда обыгрывает свою ситуацию.

Библиотекарь. Давайте подведем итоги. Что вы узнали нового о коррупции?

Какие законы вы применили при обыгрывании этих ситуаций? (из Федерального закона от 25 декабря «О противодействии коррупции» (Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года).

Какие статьи уголовного кодекса РФ вы использовали?(статьи уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ с изменениями на 3июня 2009 года, ст. 204 Коммерческий подкуп, ст. 290 Поучение взятки, ст. 291 Дача взятки).

Дорогие ребята, явления коррупции уже много веков подряд описываются и изучаются как в истории и обществознании, так и в литературе. Во многих художественных произведениях таких зарубежных мастеров, как Дж.Чосер («Кентерберийские рассказы»), У. Шекспир («Венецианский купец», «Мера за меру») коррупция была высмеяна довольно едко. Так, еще семь веков тому назад Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги Ада (части поэмы «Божественная комедия» - «Ад» и «Чистилище»). [12]

3

Русский человек, на протяжении своей жизни также неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, описывал этот распространенный порок. Еще в средневековье появились образы «шемякина суда» и «московской волокиты», а чиновника называли не иначе как «крапивным семенем». Коррупция нашла стихийное отражение и в языке: «богопротивное лакомство» (Петр Великий), «произвольное самовознаграждение» (С. Уваров), «служебные сладости» (М. Салтыков-Щедрин) и т.п. В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос» и др. Российское мздоимство обессмертили в своих произведениях русские писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин и многие другие. В пьесах А.Н. Островского поставлена проблема злоупотреблений в государственном аппарате («Доходное место», «Воевода» и др.).[4]

Яркие художественные образы «переродившихся» советских служащих были созданы В. Маяковским, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Зощенко, М. Булгаковым и другими авторами. Имя одного из героев книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Корейко, скромного служащего ничем не примечательного учреждения и одновременно подпольного миллионера, сколотившего состояние на теневых незаконных махинациях, до сих пор является нарицательным.

А как вы думаете: нужно ли бороться с коррупцией? Конечно нужно, в мире многие страны вполне успешно применяют свои разработанные тактики. У некоторых это вполне гуманные методы, у некоторых даже слишком радикальные, ну это с нашей точки зрения. Ребята нам подготовили материал о борьбе с коррупцией в некоторых успешных государствах, давайте их послушаем.

Обучающийся 5.

В Великобритании Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана в 1995 г. сформулировал семь принципов государственной работы чиновников , что явилось своеобразным Кодексом поведения: 1. нестяжательство – служение только общественным интересам; 2. неподкупность – недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций; 3. объективность – непредвзятое решение всех вопросов; 4. подотчетность – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки; 5. открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях; 6. честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями; 7. лидерство – соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни [1].

4

Библиотекарь. Вот так в Соединенном королевстве осуществлялся контроль за коррумпированными согражданами, а как дела обстоят, например, в Сингапуре?

Обучающийся 6.

Сингапур к моменту обретения независимости (до 1965 г. - колония Британии) был страной с высоким уровнем коррупции. В настоящее время это наименее коррумпированная страна в Азии. Был предпринят ряд мер: регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. В реализации антикоррупционного законодательства весьма велика роль специального агентства. Основные его функции: 1) получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах; 2) расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими; 3) проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы. Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура.[1]

Библиотекарь. Безусловно, очень действенные методы. А, допустим, Швеция пошла по другому пути.

Обучающийся 7.

До середины XIX в. в Швеции коррупция процветала. После мер, ориентированных на устранение меркантилизма государственное регулирование было основано прежде всего на стимулировании (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах. Одновременно парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Честность стала социальной нормой среди бюрократии.[1]

Библиотекарь. Вот как в Швеции обошлись без радикальных методов. У нас есть еще сообщение о борьбе с коррупцией в Китае, давайте послушаем.

Обучающийся 8.

В течение последних десятилетий в Китае длительное время использовалось понятие «неверный стиль». По мере количественного роста должностных преступлений начало употребляться понятие коррупции. Уголовный кодекс КНР предусматривает суровое наказание за казнокрадство и взяточничество, а за особо серьезные преступления и за преступления, в ходе которых были присвоены особо крупные суммы, предусмотрена смертная казнь. Именно с приходом председателя КНР Ху Цзиньтао антикоррупционная кампания приобрела неслыханный размах. Китайское руководство видит причины роста коррупции в капитализации социалистической экономики, внедрении рыночных механизмов, а также во влиянии западного образа жизни на менталитет китайцев. Всего за несколько месяцев 2007 г. высокопоставленным чиновникам в Китае были вынесены весьма суровые приговоры.[1] 5

Библиотекарь. Однако, не смотря на то, что меры, которые предпринимает Китай для борьбы с коррупцией, действенны, мы считаем их слишком радикальными и жестокими. Ну и, конечно же, мы не можем обойти стороной и нашу любимую Россию. А как дела обстоят у нас, давайте узнаем.

Обучающийся 9.

Современная российская антикоррупционная программа — составная часть административной реформы, предусматривающая системные преобразования, направленные на изменение установок, ценностей, стереотипов поведения как чиновников, так и остальных граждан. Для ее осуществления предполагается: а) ввести в действие комплекс законов, в которых будут предусмотрены меры противодействия коррупции; б) осуществить изменения в методах государственного регулирования экономикой и социальной сферой; в) укрепить подразделения правоохранительных органов, занятых борьбой с коррупцией [2].

Библиотекарь. Будем надеяться, что наши методы ни чуть не хуже зарубежных и окажутся действенными, особенно если мы с вами будем жить по законам Российской Федерации. И коль уж коррупция так тесно переплелась с нашим бытием, то по инициативе ООН для пропаганды знаний о коррупции был учрежден «Международный день борьбы с коррупцией», который ежегодно отмечается 9 декабря. В этот день в 2003 г. в мексиканском городе Мерида была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей в 2003 г.

Восьмого марта 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов [6].

Вот на этой оптимистической ноте я и хочу закончить наш урок. Надеюсь, что информация , полученная вами сегодня, обязательно пригодится вам в жизни. Поверьте, можно сделать прекрасную карьеру и быть «чистым» перед законом.

Будьте бдительны и честны перед собой и окружающими вас людьми! До новых встреч, друзья!











6

Библиографический список


        1. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.

        2. Декреты советской власти. Т. 1-7. М., 1957-1975. Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля // Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

        3. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? –Самара, 2003.

        4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. Рек. РЭС КО СПб. М.: «Вентана-Граф», 2009.

        5. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

        6. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// Российская газета. 2009. 19 мая.

        7. Малахов А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. 2005. 27 июня.

        8. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Электронны ресурс: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

        9. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

        10. Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.

        11. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. –2002. –№ 6.

        12. Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.). 13. 13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.















Рецензия на методическую разработку

внеклассного мероприятия в библиотеке

МБОУ СОШ №11, библиотекаря Мокротоваровой О.В.


Представленные на рецензирование материалы Мокротоваровой О.В. могут использоваться библиотекарями и педагогами , которые стремятся организовать свою работу в рамках реализации приоритетных направлений государственной политики в вопросах правового и нравственного воспитания и образования детей.

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит практические материалы по организации воспитательного процесса в школе для детей среднего и старшего звена. Целью данной разработки является популяризация и пропаганда антикоррупционного мировоззрения у обучающихся, развитие правового сознания и повышения правовой культуры у детей старшего школьного возраста.

Задачами данной разработки явились ознакомление с понятием коррупции, развитие навыков законопослушного поведения обучающихся, а также демонстрирование возможностей борьбы с коррупцией.

Актуальность данной проблемы автор обосновывает тем, что дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого подхода к решению проблемы.

Описание в работе системы коллективных творческих дел в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству. Проведение таких коллективных творческих дел позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива.

В целом, содержание работы раскрывает заявленную тему, свидетельствует о возможном её применении при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования детей, в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности и правовому образованию детей.

Оформление работы соответствует установленным требованиям, предъявляемым к данному виду работ (методической разработке воспитательного мероприятия.).

Представленные на рецензирование материалы могут быть актуальны в условиях пропаганды антикоррупционного воспитания детей и молодежи.





Рецензент: С.М. Кихтева, директор МБОУ

СОШ №11, Гиагинского района




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №11»




РЕКОМЕНДАЦИЯ



Администрация МБОУ СОШ№11 рекомендует направить на республиканский конкурс по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи методическую разработку библиотечного урока по теме: «Можно ли быть успешным без коррупции», разработанного библиотекарем Мокротоваровой Оксаной Викторовной.

Данная методическая разработка содержит практические материалы по организации воспитательного процесса в старшем звене общеобразовательного учреждения. Целью автор заявил популяризацию и пропаганду антикоррупционного мировоззрения у обучающихся, развитие правового сознания и повышения правовой культуры у детей старшего школьного возраста.

Актуальность автор обосновывает тем, что дети лучше всего учатся в процессе деятельности и творческого подхода к решению проблемы.

Представленные материалы могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях , а также в учреждениях дополнительного образования в условиях пропаганды антикоррупционного воспитания детей и молодежи.





Директор школы: С.М. Кихтева