СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беларусь - мая Айчына

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения 1 урока в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Беларусь - мая Айчына»

Первый урок в 3 классе по теме «Беларусь – моя Родина!»

Цель: создать условия для расширения представления учащихся о республике, в которой они живут; формирования положительного образа родной страны и чувства любви к ней.

Задачи: углублять знания учащихся о Родине; развивать потребность в знаниях о Родине; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать чувство любви к родной стране, уважения и гордости за свой народ, его язык, историю и культуру.

Оборудование: видеозапись «Беларусь с высоты птичьего полёта», «Беларусь мая», контуры Беларуси на доске, карточки с белорусскими и русскими словами,

Вступительная часть, посвященная Дню знаний

В День знаний школы снова все встречают В День знаний сложных нет заданий вовсе,
Подросших за каникулы ребят. О лете пролетевшем говорят,
Звонок сентябрьский в классы зазывает, Диктанты и контрольные - все позже,
И все увидеться скорей спешат. Сегодня классы радостью кипят!

Ученик 1: Юлия Тимофеева

Осенний день первый, самый ранний –
Первые с деревьев кружатся листы…
Знают этот день все как День знаний:
Снова в школу собирайся ты.

Учитель: Первое сентября. В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём Знаний.

Каникулы кончаются – Окрепшими, здоровыми!
Дней отдыхали много… Хвала лесным походам…
Друзья опять встречаются Со знаниями новыми!
У школьного порога. И – с Новым Школьным Годом!!!

Дорогие ребята, я поздравляю всех с Днём знаний. Пусть этот год станет для всех нас плодотворным, пусть каждый из нас познаёт что-то новое и интересное, пусть все мы будем самыми талантливыми и успешными, пусть время, проведённое в стенах нашей школы не проходит даром и дарит всем хорошее настроение и прекрасные возможности проявить себя.
Основная часть “Беларусь — моя Родина!”.

Учитель:

Родина

Родина слово большое, большое! Город родимый, родная квартира,
Пусть не бывает на свете чудес, Бабушка, школа, котенок … и я.
Если сказать это слово с душою, Зайчик солнечный в ладошке,
Глубже морей оно, выше небес! Куст сирени за окошком

В нем умещается ровно полмира: И на щечке родинка –
Мама и папа, соседи, друзья. Это тоже Родина. Т. Бокова

- Уже стало хорошей традицией начинать первый школьный день с урока, посвященного нашей родной земле.



Ученик 2: Ученик 3:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом Дом, где мы с тобой растём,
И душистый, золотистый И берёзки, вдоль которых,
Хлеб за праздничным столом. Взявшись за руки, идём.

Игра «Составь слово» А помните ли вы, как называется наш родной край? По всему классу спрятаны буквы. По подсказкам давайте из них составим название нашей страны. (Буквы размещены в определённом порядке по всему классу: Б – в зелёном уголке класса; е – там, где цветут васильки; л – там, где можно узнать температуру в классе; а – в том месте, где утоляем жажду; р – там, где мы «По зелёному белым пишем то и дело»; у – там, где видна вся Беларусь (карта); с – там, где хранятся стопки тетрадей; ь – там, где для вас висит полезная информация).

Приём «Ладошка».

Перед вами на парте бумажный контур вашей ладошки. Напишите в центре тему первого урока: Беларусь – мая Айчына! Как переведём слово Айчына?

Какое красивое название у нашей страны – БЕЛАРУСЬ.

Вспомните, как ещё называем мы свою Беларусь.

А ещё мы называем её Родина. А ещё – Бацькаўшчына.

Почему они пишутся с большой буквы? Напишите эти слова на пальчиках вашей бумажной ладошки: Родина, Отечество.

Родина… Какое богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого- либо старинного древнего рода.

Родина – потому что мы здесь родились, потому что она нам самая родная из всех стран мира.

Отечество – потому что она нам осталась от наших отцов, а им – от их отцов – наших дедов. А дальше – от прадедов и прапрадедов. И так аж до самых далёких предков.

Ученик 4:

Радзіма наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі
Мілей, чым гэты край.

Остались незаполненные пальчики? Давайте добавим замечательные белорусские слова: Радзіма, Бацькаўшчына, Айчына.

- Если смотреть на Беларусь с высоты птичьего полёта, то мы увидим огромный зелёный ковер с голубыми бусинками озёр, нанизанных на тонкие нити рек и ручейков, покрывающие всю территорию Беларуси. Два цвета преобладают: зелёный и голубой. Зелёный цвет - успокаивающий. Смотри на природу, успокаивайся, думай, работай, учись. Голубой - цвет чистоты, добра, нежности. Сохраняй чистоту в стране, в своем городе, совершай добрые дела (Видео “Беларусь с высоты птичьего полёта”).


Небо чистое и глубокое

И берёзовый тихий рай –

Беларусь моя синеокая,

Беларусь моя – родной край!

Наша республика славится красотой и разнообразием природы: дубравами, хвойными лесами, сосновыми борами, обширными садами. Краем голубых рек и озер, шумливых лесов и цветущих садов, красивых городов и поселков предстает наша республика перед взором каждого, кто приезжает сюда.

Над широкими полями, над вековечными пущами, над зелёными лугами. Над голубыми лентами рек и речушек, над зеркалами бесчисленных озёр парят в высоком небе белокрылые аисты. Поэтому поэт назвал нашу страну землёй под белыми крыльями.

Каждый знает, что белый аист – это символ нашей страны. Народное поверье говорит, что аист приносит в дом удачу, детей и счастье.

Игра «Слово к картинке»

Сегодня, в такой праздничный день, аист, пролетавший над нашей школой, оставил для вас задание. В прошлом году мы с вами изучали белорусский язык, учили слова, стихи, слушали сказки. На одной половинке доски находятся картинки (учитель, ученики, тетрадь, учебник, карандаш, полотенце, конфета, ласточка, ромашка, василек (по желанию учителя), а на другой – слова (настаўнік, вучань, сшытак, падоучнік, аловак, ручнік, цукерка, ластаўка, рамонак, валошка). Вам нужно к каждой картинке подобрать соответствующее белорусское слово.

Путешествие в прошлое…

В 2017 году Беларусь отмечает одну из важнейших дат своей истории и культуры — 500-летие белорусского и восточнославянского книгопечатания. 500 лет назад усилиями Франциска Скорины была напечатана первая на восточнославянских землях книга. Благодаря этому, книга как главный источник знаний и многовековой мудрости стало широкодоступной, что значительно поспособствовало распространению просвещения и развитию образования в Беларуси.

1-й ученик. В старину многие надписи выдавливали на глиняных плитках. Представьте себе дощечку толщиной в два пальца. Сотни таких кирпичиков образовывали старинную книгу. Попробуй такую книгу положить в ранец. Один номер журнала “Радуга” увез бы разве грузовик. Но ведь грузовиков в те времена не было... Неудобная такая книга. Только одно преимущество было у нее: никакой пожар ей был не страшен — кирпичики обгорели бы и стали бы еще более прочными.

2-й ученик. В Африке, в Египте люди очень давно научились писать на папирусах. Материал для письма из папируса делали так: растение срубалось, нижнюю ее часть делили на равные куски. Иглой делили волокно на полоски, выкладывали их на стол так, чтобы края полосок заходили один на один, били деревянным молотком, потом поливали водой и клали под пресс. При сжатии с растения выделялся сок, который проклеивал все волокна — получался сплошной лист. Склеивая такие листы, можно было получить рукопись любой длины. До нашего времени сохранился папирус длиной 39 метров.

3-й ученик. В обыденной жизни были в обиходе восковые таблички. Как сделать восковую табличку своими руками? Возьмите две деревянные дощечки шириной 12 сантиметров, длиной — 14. Аккуратно выбейте долотом или ножом ровное углубление на всей поверхности дощечки на сантиметр. Заполните его воском, составьте две дощечки восковыми сторонами одна к одной, сделайте дырки и, протянув в их шнурки, свяжите. Теперь у вас настоящая восковая табличка. Писали на них металлическим стержнем острым концом, а вторым концом — плоским — стирали, когда было нужно. В древности часто соединяли в одну книгу три и более дощечек. Вес такой деревянной книги не намного отличалось от веса глиняной.

4-й ученик. Папирус рос в Египте, поэтому люди из других стран искали, чем его заменить. Так появился новый письменный материал — пергамент, изготовленный из кожи теленка, ягненка или козленка. Изготовление пергамента забирал много времени и труда. Зато получался хороший материал для письма — прочный, гладкий, гибкий, непрозрачный. Писать на нем можно было с обеих сторон. Кожу сгибали пополам, а после еще пополам. Разрезали из сторон, и образовывался тетрадь. Писали на пергаменте птичьими перьями, обычно гусиными.

Обложки книг украшались различными узорами из золота или серебра, выкладывались драгоценными камнями, поэтому нередко до обложек приделывали ушки, за которые прикрепляли книгу до железного цепи, чтобы её нельзя было украсть.

Учитель. В старинные времена книг было мало, потому что переписывались они медленно, иногда несколько лет. Вот почему сегодня, на именинах книги, мы выражаем особую признательность тем, кто нашел способ печатать книги. Среди них и славный сын нашего народа — Франциск Скорина.

Благодаря Ф.Скорине, к нам пришло печатное слово, произошло первое знакомство с книгой. Такое не забывается... Не забывается и та первая книжечка, которую человек впервые прочитал самостоятельно. Потом на столе появятся учебники, толстые взрослые книги, а первая тоненькая книжечка из серии “Моя первая книжка” будет в памяти всю жизнь.

Викторина “Книжка-именинница”

  1. Из какого материала делали самые первые книги? (Из глины)

  2. На чём писали книги древние египтяне? (Папирус)

  3. Как в древности хранили книги из папируса? (Свиток)

  4. Какова длина самого длинного папируса, сохранившегося до наших дней? (39 м)

  5. Табличками из какого материала пользовались люди в обыденной жизни? (Из воска)

  6. Как назывался материал для письма, изготовленный из кожи животных? (Пергамент)

  7. Белорусский первопечатник? (Франциск Скорина)

Итог урока. Рефлексия

 Давайте вернёмся к теме нашего Урока Знаний: «Беларусь – мая Айчына!».

Наше Отечество гордится нашими известными предками, и уже сейчас гордится вашими успехами, и ещё больше будет гордиться вами в будущем. Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!

Моя страна, моя Родина ... Всего четыре слова, но какая мощь звучит в них, сколько нежности, сколько гордости несут они! Наша вечно молодая, всегда цветущая и такая древняя белорусская земля. Наш родной край ...

Тот, кто много путешествовал за пределами нашей страны, почти всегда говорит: "В гостях хорошо, а дома лучше!" Где бы мы ни были, что бы только ни видели, но всегда душа тянется к родной земле, родному дому. Видели ли вы где более красивые поля, леса, более широкое пространство рек и озер, или слышали более благозвучный пение соловья? Да никогда и нигде не увидите, не услышите такого!

Учащиеся крепят свои бумажные ладошки вокруг контура Республики Беларусь на доске. Музыкальный ряд «Беларусь мая»