Белорусская сказка «Пых».
Задачи урока:
Учить осмысливать содержание текста;
Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки;
Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.
Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.
Планируемые результаты:
Формирование умения выделять главную мысль текста;
Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;
Умение работать в крупе;
Формирование умения сравнивать и обобщать.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Ход урока
1.Организационный момент.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Всё, что надо, - под рукой!»
2.Вступительное слово учителя.
Вот я вижу добрые лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По классу крадутся…(сказки).
Игра: «Угадай сказку».
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лиси он стал обедом. (Колобок).
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят).
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка).
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси - лебеди).
Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя).
- Что объединяет эти сказки? (это народные сказки.)
Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.
- А почему сказки называют народными?
- Сказки каких народов вы читали?
3.Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.
- Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на странице 68. - Прочитайте название сказки.
- Определите, является ли эта сказка народной.
- Какой народ её сочинил?
- Что означает слово «пых»?
- Если вы не знаете ответ, то что вам поможет в поиске? (толковый словарь).
(Слово «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звука, издаваемых при пыхтении.)
- Сказку сочинил белорусский народ.
- На что вы обратили внимание в названии народа?
(В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от сочетания Белая Русь. Свободные жители носили белоснежную одежду и холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза.)
- В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
4.Физминутка.
5.Первичное знакомство со сказкой «Пых».
- Демонстрация иллюстраций к сказке.
- Чтение текста учителем.
- Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?
- Назовите героев этой сказки.
- На сколько частей можно разделить текст?
- Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед. Найдите отрывок, в котором говорится, как вела себя бабка. Прочитайте, как вела себя Алёнушка.
- Какое сочетание слов требует объяснения?
Едва ноги унёс (убежал от погони).
- Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (у страха глаза велики).
- У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всему. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе. Народная мудрость гласит:
Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.
Но дружба народов вечна и нерушима.
6.Итоги урока.
- Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответить на вопрос: чему вас научил этот урок?
Используйте в своих ответах фразы:
Сегодня я узнал…
Я научился…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что…
7.Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.