«ПРИМЕРЫ БЕНЧМАРКИНГА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ»
Содержание
| Стр. |
Введение……………………………………………………………………… Суть бенчмаркетинга и его эволюция………………………………. Структура и функционирование современного бенчмаркетинга…. Применение различных видов бенчмаркинга на российских предприятиях………………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………... Список литературы………………………………………………………….. | 4 6 13 16 21 22 |
Введение
В прошлом перед предприятиями не стояла задача увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства или же превосходства по отношению к конкурентам, поскольку были они не частными, а принадлежали государству, и каждое из них занимало свою определенную нишу на рынке товаров и услуг. Сейчас же политика предприятий претерпела изменения в результате необходимости преуспеть в бизнесе, и эти изменения вызвали необходимость включения службы маркетинга в аппарат управления. Ее обязанностью является решение вопросов, связанных с тактикой фирмы и стратегиями продвижения товаров на рынке. В целом маркетинговая деятельность обеспечивает устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного предприятия с учетом состояния внутренней и внешней среды. Она включает в себя проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение потребительских качеств товара, положения на рынке относительно конкурентов, возможные способы улучшения качества удовлетворения потребностей покупателей и многое другое. Кроме того одной из основных задач, которые стоят перед данной структурой является разработка стратегии и программы маркетинговых мероприятий, используемых в целях повышения производительности фирмы и повышения эффективности удовлетворения потребности целевой аудитории, которой предназначается данная продукция.
Риск в деятельности предприятия существует всегда, и с помощью проведения маркетинговых исследований появляется возможность если не избежать его, то хотя бы существенно снизить. Для этого достаточно своевременно выявить проблемную ситуацию, которая уже имеет место или только прогнозируется в ходе маркетинговой деятельности.
Чем больше в настоящее время происходит развитие предпринимательства в России, тем соответственно более глубокие экономические преобразования в данной области, это и определяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Исходя из практики, стоит сделать вывод, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), теперь уже является недостаточным, по причине того, что не затрагивает процесс взаимодействия всех субъектов рыночной системы. Бенчмаркинг представляет собой новое направление развития бизнеса, который связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, для того, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и еще производительнее.
Целью данной творческой работы является изучить и проанализировать бенчмаркинг на примере российских компаний.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать суть бенчмаркетинга и его эволюцию;
Изучить структуру и функционирование современного бенчмаркетинга;
Проанализировать примеры применения разных видов бенчмаркинга на российских предприятиях.
Актуальность работы заключается в том, что процесс бенчмаркинга направлен на анализ практик лучших организаций, с целью определения того «Как?», «Что?» и «Почему?» делают лидеры этих компаний для улучшения своей деятельности в процессе удовлетворения потребностей потребителей. Что дает возможность компаниям на российском рынке ориентироваться на полученные в результате знания для самосовершенствования на нашем рынке товаров и услуг.
Суть бенчмаркетинга и его эволюция
Термин "Benchmarking" является англоязычным, произошедшим от слова "benchmark", и не имеет точного перевода на русский язык. И по сути своей означает отметку на фиксированном объекте, например, дорожный указатель, указывающий направление движения. Также его значение можно определить, как что то, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как образец при сравнении.
Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, ориентированную на ароделанную лучшими компаниями работу по усовершенствованию своего бизнеса, не зависимо от их размера, сферы деятельности и места дислокации.
Бенчмаркинг – это искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим изучением, усовершенствованием и применением чужих методов работы. Обывателю может показаться, что ничего необычного или нового здесь нет, что речь идет о старых добрых, но осуждаемых методах (таких как шпионаж, копирование, подражание ведению бизнеса или технологии).1
Но следует обратить внимание при изучении данного вопроса на то, что это не является шпионажем, с целью получения секретной информации о фирмах конкурентах, наоборот, их деятельность анализируется и изучается, для того, что бы улучшить свою организацию, путем использования полученной информации. На рубеже 70-х годов некоторыми фирмами была выдвинута теории, которая в последствии стала набирать популярность. В ее основу было положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Это позволило организациям учиться квантифицировать различия в управлении с помощью азработанных концепций и методов. Данное нововведение позволило существенно сократить затраты и повысить прибыль, а также оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.
Бенчмаркинг можно рассматривать как инструмент всеобщего управления качеством. Этот инструмент с успехом используется в ряде корпораций. Бенчмаркингу помогает ориентация на стандарты управления качеством и, прежде всего, стандарты ИСО серии 9000. Эти стандарты дают всемирно признанный ориентир для управления качеством. Это дает возможность при применении бенчмаркинга делать выводы относительно того, как и в каком направлении развивать управление, и одновременно дает точку отсчета для оценки системы управления. Выполнение стандартов ИСО 9000 не только в коммерческих, но и в государственных организациях, в том числе в органах регионального и муниципального управления, - важный шаг к повышению эффективности их работы.2
Бенчмаркинг давно завоевал к себе доверие и успешно используется в практике многих зарубежных компаний, таких как американские и японские, западно-европейские. Так исторически сложилось, что родиной его считаются Соединенные Штаты Америки. Но при более внимательном рассмотрении, можно заметить связь этого понятия, напрмер, с Японией, где "Benchmarking" по содержанию похож с японским словом "Dantotsu", означающем "Усилие, беспокойство, заботу лучшего, стать еще лучше другим". А в Китае можно найти сопоставление данного понятия с высказыванием китайского генерала Сун Тзу, которое гласит: "Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн".
В настоящее время бенчмаркетинг, использование его основного и главного принципа "от лучшего к лучшему" возвращает к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы. Бенчмаркинг впервые в прямом смысле появился в 1972 году в Соединенных штатах америки в Институте стратегического планирования Кембриджа. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), устанавливает, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.
В современных реалиях, когда рынок все больше глобализируется и ужесточается конкуренция на всех сегментах, роль бенчмаркетинга все больше возрастает. Предприятия, берущие на вооружение современные методы исследования, направленные на выявление негативных и положительных тенденций, имеют все шансы на лидерство. Знание теоретических основ маркетинга становятся все более актуальными, без которых невозможно достичь практических успехов на рынке. Бенчмаркетингу присущи поиск лучших методов, непрерывный поиск новационных идей, необходимых для усовершенствования деятельности предприятия. Бенчмаркетинг – представляет собой современную технологию определения оптимального способа ведения бизнеса с целью повышения эффективности управления предприятием.3
За последнее время бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о том, что до 90 % компаний используют бенчмаркинг в своей деятельности. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности (рис.1), но пока таких компаний единицы.4
Во время осуществления бенчмаркинга, сотрудники проводят свою работу в командах, в состав которых входят работники из разных предприятий. Самым важным составляющим их деятельности и организации считается планирование, ориентированное на создание ценности, а также компетентность в области работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской деятельности. Бенчмаркинг является видом деятельности, которая имеет непосредственную связь с клиентами, технологией и культурой предпринимательства и осуществляется при планировании, с ориентацией на создание ценности и компетентность.5
Эффекта, обеспечиваемый бенчмаркингом, определяется тем, что обмен опытом различных корпораций и его изучение, несомненно направлено на усовершенствование той организации, которая занимается изучением данных вопросов (рис. 1). При этом необходимо учитывать тот факт, что данная информация не только может помочь, но и навредить бизнесу при неправильном ее использовании. Именно по этому, необходимость проведения бенчмаркетинга должна быть доказана. Для того, чтобы данные мероприятия принесли свою пользу необходимо прежде всего убедится в том, что производственные и маркетинговые функции станут в последствии наиболее управляемыми, при исследовании и внедрении в организации лучших методов и технологий других предприятий. Это в целом направлено на то, чтобы привести в последствии к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, и созданию оптимальной конкуренции, а также несомненно наилучшему удовлетворению потребностей потребителей.
В центре внимания бенчмаркинга находятся такие вопросы, как
Кто, какая фирма находится на вершине конкуренции?

Почему собственное предприятие не является лучшим?

Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?

Как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

Рис. 1 Основные вопросы, решаемые с использованием бенчмаркинга
Процесс эволюции бенчмаркинга сопоставим с классической моделью перехода от искусства к науке.6 Рассмотрим его более подробно (табл. 1 и рис. 2).
Таблица 1
Процесс эволюции бенчмаркинга
Поколение бенчмаркинга | Особенности |
Первое поколение | Представляет собой ретроспективный анализ продукта |
Второе поколение | Представляет собой ретроспективный анализ конкурентоспособности - развилось уже как научная ортосоль в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс. |
Третье поколение | Развилось уже в период 1982-1986 гг., когда предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуют конкурентов. |
Продолжение таблицы 1
Четвертое поколение | Это стратегический бенчмаркетинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров. |
Пятое поколение | Глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. |

Рис.2 Процесс эволюции бенчмаркинга7
В зависимости от объектов сравнения бенчмаркинг может подразделяться на несколько видов (рис. 3 и 4):

Рис. 3 Классификация видов бенчмаркинга
Внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, который осуществляется внутри предприятия, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.
Функциональный бенчмаркинг - бенчмаркинг, сравнивающий определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.
Бенчмаркинг процесса - деятельность направленная на изменение конкретных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, с совершенными характеристиками в аналогичных процессах.








Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.
Глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, также включающий в себя ассоциативный бенчмаркетинг.
Общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, сравнивающий конкретную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, который проводится организациями, которые находятся в узком бенчмаркинговом альянсе.
Рис. 4 Виды бенчмаркинга
Структура и функционирование современного бенчмаркетинга
Рассмотрим принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркетинга, основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга, а также подходы к обучению на основе бенчмаркинга.
ФАКТОРЫ


Жесткие
Мягкие

определение четких границ проекта
хороший климат для сотрудничества
положительный настрой - ориентация на достижение результата
точное планирование времени
осознание важности качества
соблюдение стандартов качества
заинтересованность и творческий подход
принятие во внимание бюджетных ограничений
этика предпринимательства
Рис. 5 Факторы успеха, которые определяют процесс бенчмаркетинга
Данная концепция является вспомогательным средством служащим сбору той информации, которая требуется предприятию, для постоянного улучшения производительности и качества и для того, чтобы опережать конкурентов на рынке. Анализ превосходства служит своеобразным рычаг, который помогает сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, на лучшие результаты других предприятиях.8
Анализ превосходства представляет собой своеобразный взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт с целью:
определения наилучших результатов;
анализа своей работы;
выявления недостатков в функционировании;
устранения слабых мест;
создания мотивации к постоянному улучшению.
Ч
то касается принципов бенчмаркинга, то рассмотрим их более подробно на рис. 6 и в табл. 2.




Рис. 6 Основные принципы бенчмаркинга
Таблица 2
Особенности основных принципов бенчмаркинга
№ | Принцип | Особенности |
1 | Взаимность | Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками является гарантией хорошего результата. Необходимо заранее все установить и согласовать. |
2 | Аналогия | Должна быть схожесть оперативных процессов партнеров. Возможна оценка любого процесса, при условии, что группа исследования может перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Успех деятельности зависит от аналогии процессов и установления критериев отбора партнеров по бенчмаркингу. |
Продолжение таблицы 2
3 | Измерение | Бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Определение ключевых характеристик процесса, которое позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса, является ключевым. |
4 | Достоверность | Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции. |
В современной литературе сформулировалась процессно-ориентированная концепция, содержащая пять этапов. Наиболее известной считается модель бенчмаркинга, которая состоит из этапов планирования, поиска, наблюдения, анализа, адаптации – «колесо бенчмаркинга».9
Рис. 8 Этапы внедрение бенчмаркинга в организацию
Применение различных видов бенчмаркинга на российских предприятиях
В России бенчмаркинга активно начал использоваться в практической деятельности фирм с 90-х годов XX века. Руководители российских предприятий-партнеров и предприятий-конкурентов обмениваются информацией о лучших достижениях своих компаний в процессе неформального общения. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов и использованию новых технологий в производстве.10
Говоря об истории бенчмаркинга, можно упомянуть, что в 1994 году была учреждена Глобальная сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network, GBN — www.globalbenchmarking.org), как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. Создана такими странами как США, Англия, Италия, Германия, Швеция. Сегодня она объединяет подобные центры около 20 стран мира.11 Если сравнивать между собой успешность и частоту применения данного метода, то конечно российские компании значительно уступают тем же американским или же японским. Это в том числе происходит за счет отсутствия поддержки и регулирования использования бенчмаркинга на государственном уровне. В нашей стране отсутствуют специализированные компании для поиска партнеров по бенчмаркингу, за границей такая практика пользуется большой популярностью. В России единственное, что направлено на поддержание данного вида деятельности – это «Премия правительства в области качества». Проведение данного ежегодного мероприятия направлено на то, чтобы предприятия могли улучшить различные аспекты своей деятельности и стать эталоном для сравнения с другими. А так же получение данной премии дает возможность лауреатам обеспечить свой имидж, зарекомендовав себя надежным производителем высококачественной продукции, способствующей привлечению новых партнеров. В 2015 году лауреатами этой премии стали:
Организации с численностью работающих свыше 1000 человек:
«Водоканал Санкт-Петербурга», ГУП;
«Северсталь», ПАО;
«Газпром трансгаз Томск», ООО;
«Кубанский государственный технологический университет» , ГОУ ВПО;
«Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» им. Г.А. Ильенко» (прежнее наименование — ОАО ЧНППП «Элара»), ООО.
Организации с численностью работающих от 250 до 1000 человек:
«Управляющая компания «Татспецтранспорт», ООО;
«Мелеузовский завод ЖБК», ОАО;
«Научно-производственное предприятие «Прогресс» (г. Омск), ФГУП.
Организации с численностью работающих не более 250 человек:
«Инпредсервис» Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по обслуживанию иностранных представительств, ГУП;
«Региональный технический колледж в г. Мирном», ГАОУ СПО;
«Управляющая компания «Система-Сервис», ООО.
Центральной проблемой современной экономики России является достижение глобальной конкурентоспособности и обеспечение стабильных темпов роста ключевых отраслей промышленности. Очевидно, российским предприятиям независимо от размера и сферы деятельности необходимо постоянно изучать и применять передовой мировой опыт во всех сферах деловой активности, перенимать все виды эффективных технологий и в первую очередь бенчмаркинга.12
Примером бенчмаркинга можно считать проведенную реорганизацию на Комбинате им. Степана Разина, где были установлены новые резервуары для брожения пива, с целью уменьшения случаев нарушения технологии производства, и обеспечения стабилизации качества готового продукта. Данной технологией в последствии воспользовались на заводе «Балтика», признав ее использование целесообразным.
Также, например, в фармацевтической компании «Нижфарм» вопрос размещения продукции в аптеках был решен с помощью изучения практического опыта компании «Вимм-Билль-Данн». Проанализировав его, фармацевтическая компания тоже стала ставить товар там, где его может увидеть больше покупателей.
Пример из опыта завода электроники (Чувашия). На данном предприятии активно используют опыт завода Volvo и занимаются повышением производительности труда. Помимо этого завод активно делится своим опытом. Завод ежегодно публикует подробные отчеты о своей трудовой деятельности, принимает у себя представителей фирм потенциальных конкурентов, таких как завод аудиоаппаратуры СЭЛТ из Екатеринбурга.
Однако, далеко не все руководители компаний и предприятий считают, что открытость деятельности можно допустить. Например, сотрудники ИКФ «Альт», проводившие программу бенчмаркинга для компании «Объединенные машиностроительные заводы», столкнулись с большими трудностями при сборе информации. Многие компании отказывались встречаться с делегациями с Объединенные машиностроительные заводы. Отказ обосновывался тем, что не хотят разглашать информацию о себе. В основном российские компании на всякий случай закрывают всю информацию, хотя бенчмаркинг подразумевает использование только открытой информации и к промышленному шпионажу не имеет никакого отношения. Среди тех, кто согласился поделиться опытом компании «Объединенные машиностроительные заводы», был чешский авто производитель Skoda.
Самый идеальный вариант для бенчмаркинга это получение информации и из первых рук, однако в России с этим сложно. Опыт показывает, что фирмы не готовы делиться информацией и технологиями даже с теми, кто работает в совершенно другой отрасли.
Так, компания «Стройтехинвест» с 1991 г. занимается реализацией продовольственных и непродовольственных товаров оптом и в розницу в г. Первоуральске. Выход на местный потребительский рынок крупных отечественных торговых сетей из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга и известных зарубежных ритейлеров, существенно изменивший конкурентную ситуацию, привел к значительному сокращению дохода от торговых операций. В результате многие оптово-розничные предприятия г. Первоуральска были вынуждены покинуть рынок или существенно изменить профиль своей деятельности. Радикальные изменения условий функционирования потребовали от руководства ГК «Стройтехинвест» пересмотра существующей концепции управления. Руководство пришло к решению о совмещении оптово-розничной торговли с арендой объектов недвижимости, что и произошло в 2004 г.
Вслед за этим ООО «Макси» (г. Ревда), имея 8 магазинов, также отказалось от торговли в полном объеме, предоставило свои помещения в аренду ООО «Кировский» и было переориентировано на управление недвижимостью. Начиная с 2006 года, ООО «Незабудка» (г.Челябинск), имеющее к тому моменту 26 магазинов, сдав помещения ООО «Пятерочка», поступило тем же образом.
Приведенные примеры свидетельствуют о нарастании применения исследуемых методов, хоть и не в полном объеме. Причины слабой развитости данной управленческой технологии в России, упорядоченные по степени значимости, приведены на рис. 9.
Рис. 9 Причины отказа малых предприятий от эталонного сопоставления
Заключение
В заключение проделанной работы, следует отметить, что в настоящее время на территории России все больше компаний практикует использование бенчмаркинга, при этом, к сожалению не все руководители воспринимают это как метод управления, а скорее как анализ конкурентов или маркетинговое исследование. В современной экономике для успешного осуществления своей деятельности и получения максимальной прибыли предприятиям необходимо стремиться к обеспечению устойчивого и финансово успешного функционирования на российском рынке. Основным фактором, определяющим коммерческий успех предприятия, является его конкурентоспособность. Конкурентоспособность как комплексное понятие означает соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, нуждам и ожиданиям потребителей не только по качественным, техническим, экономическим и эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям реализации. Именно поэтому методология бенчмаркинга все больше и больше становится популярной, ведь большинство руководителей российских предприятий считают, что наиболее эффективным источником получения ценных идей и знаний являются беседы с коллегами и знакомство с опытом других предприятий, а не консультантов или учебные программы школ бизнеса.
В настоящее время бенчмаркинг в России становится исходной и неотъемлемой базой оценки и обоснования планов совершенствования и повышения конкурентоспособности многих успешных предприятий, каждое из которых стремится стать лучше других участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить полученные преимущества в течение максимально продолжительного времени.
Список литературы
Алексунин, В. А. Маркетинг: учебник / В. А. Алексунин. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2014. - 216 с.
Баринов М. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 202-205.
Меркушова Н. И., Старун А. В. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 185-187. Иванова Е.А., Разорвин И.В. Бенчмаркинг как эффективная маркетинговая технология сравнительного анализа эффективности // Вопросы управления. 2009. №2.
Н.В.Афанасьева, Г.Л.Багиев, Г.Лейдиг Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства - М., 2002.
Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях, Алексеева А.Я. Бадаева Н.Н. Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Теория управления. ГапоненкоА. Л., Савельева М. В., 2013 © ООО «Издательство Юрайт», 2014. – 560с.
Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- С: Издательство ООО "Винчера", 2014. - 227с.
http://litbook.net/book/19918/benchmarking-instrument-razvitiya-konkurentnyh-preimuschestv/page-1/ - Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю., Толберг В. Б. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ. Практическое пособие. Электронный учебник.
http://www.studfiles.ru/preview/2113934/ - Лекции по дисциплине «Маркетинговые исследования книжного рынка» Самарского Государственного Аэрокосмического Университета им. акад. С.П. Королева, 2012г.
http://pl-e.ru/w/Benchmarking - Бенчмаркинг.
http://www.studfiles.ru/preview/5642125/page:3/ - Лекция №3 Типы и формы бенчмаркинга. Этапы бенчмаркинга. Бенчмаркинговый кодекс поведения.
1 http://litbook.net/book/19918/benchmarking-instrument-razvitiya-konkurentnyh-preimuschestv/page-1/ - Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю., Толберг В. Б. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ. Практическое пособие. Электронный учебник.
2 Теория управления. ГапоненкоА. Л., Савельева М. В., 2013 © ООО «Издательство Юрайт», 2014. – 560с.
3 Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- С: Издательство ООО "Винчера", 2014. - 227с.
4 Баринов М. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 202-205.
5 http://www.studfiles.ru/preview/2113934/ - Лекции по дисциплине «Маркетинговые исследования книжного рынка» Самарского Государственного Аэрокосмического Университета им. акад. С.П. Королева, 2012г.
6 Алексунин, В. А. Маркетинг [Текст] : учебник / В. А. Алексунин. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2014. - 216 с.
7 http://pl-e.ru/w/Benchmarking - Бенчмаркинг.
8 Н.В.Афанасьева, Г.Л.Багиев, Г.Лейдиг Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства - М., 2002.
9 http://www.studfiles.ru/preview/5642125/page:3/ - Лекция №3 Типы и формы бенчмаркинга. Этапы бенчмаркинга. Бенчмаркинговый кодекс поведения.
10 Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях., Алексеева А.Я. Бадаева Н.Н. Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
11 Меркушова Н. И., Старун А. В. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 185-187.
12 Иванова Е.А., Разорвин И.В. Бенчмаркинг как эффективная маркетинговая технология сравнительного анализа эффективности // Вопросы управления. 2009. №2.
22