СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беречь здоровье учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это выступление (к нему есть презентация) посвящено здоровьесберегающим технологиям.

   Сегодня всё чаще говорится о создании здоровьесберегающего образовательного пространства как условии повышения качества обучения. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании.

Просмотр содержимого документа
«Беречь здоровье учащихся.»


Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами» (слайд) Золотник-это примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд – 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи. Плохое здоровье – причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения и этот перечень можно продолжить. Что является ценным для человека – богатство или слава? Один из древнейших философов ответил на этот вопрос так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». Прав ли философ? Я думаю, что ответить на этот вопрос вам поможет моё выступление, в котором пойдёт речь о репродуктивном здоровье мальчиков и девочек.

Сегодня всё чаще говорится о создании здоровьесберегающего образовательного пространства как условии повышения качества обучения. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Что же следует понимать под здоровьесберегающими технологиями? (слайд) «Под ними понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся. Иными словами: здоровьесберегающие технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения».

Учитывая новые подходы к стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребёнка, гражданина, семьянина задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта: (слайд)

  1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни;

  2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и т.д.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

  3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, мыслительные способности и.п.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию (Слайд «Здоровьесберегающая направленность…): на уроке, во внеклассной работе, в работе с родителями. Так, функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне напрямую зависят от критериев, которые необходимо соблюдать при организации урока на основе принципов здоровьесбережения (Слайд «Организация урока на основе…)

Без сомнения, период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы основаны на этой стадии, и применение оздоровительных мероприятий в учебном процессе должно занимать ведущее место в начальной школе. (Слайд «Оздоровительные мероприятия в уч. процессе) Но это не только физминутки. Это и игровые технологии, и театральные, и хоровое пение и ряд других, которые отображены на слайде.

Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках, развивает внимание, память, творческое воображение… И всё это одновременно для всего класса: и для девочек, и для мальчиков, забывая на какое – то время о том, что девочка – это будущая женщина, мать, а мальчик – мужчина, отец. Иными словами, мы недостаточно уделяем внимания репродуктивному здоровью каждого из них.

Что такое репродуктивное здоровье? (Слайд) «Репродуктивное здоровье – это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия человека, определяющее способность к воспроизводству потомства». В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково - молодёжной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост хронических заболеваний репродуктивной системы, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путём.

В целом система охраны репродуктивного здоровья ориентирована, прежде всего, на оказание помощи женщинам детородного возраста. Вне поля её охвата оказываются девочки и мальчики. Согласно статистике Всероссийской детской диспансеризации 2002г., каждый пятый подросток в России лишён возможности иметь детей. При этом в рамках общей диспансеризации российских школьников, где обследование у уролога впервые прошли дети начиная с 11 лет, нарушение в области полового развития было выявлено в 63% случаев, а у 36% мальчиков были обнаружены заболевания, ведущие к бесплодию.

В этой связи с целью активного распространения здоровьесберегающих подходов в сохранении и укреплении репродуктивного здоровья мальчиков и девочек возникает вопрос: может ли учитель начальных классов внести свою лепту в решение данной проблемы, и каким образом? Разумеется, может. И прежде всего с помощью предметов природоведческого цикла, учебное содержание которых имеет большие возможности в профилактике заболеваний репродуктивной системы мальчиков и девочек, в повышении их репродуктивного потенциала.

Некоторые темы раскрывают такие важные стороны экологии человека, как взаимосвязи в живой и неживой природе, где человек – это часть природы и член общества; особенности труда людей в разные времена года и сохранение здоровья в связи с разными видами природоохранной деятельности и погодными условиями; природные сообщества и поведения человека в окружающей среде; многообразие и красота природы и человеческого организма; удивительные свойства человеческой психики и обусловленность форм и функций органов; роль круговорота в поддержании порядка; человек в семье и коллективе и др.

Так, приобретая навыки культурного поведения в природе, дети узнают о том, что нельзя сидеть на сырой земле, камнях, разбивать палатки на низменных лугах, что одежда должна соответствовать сезону и типу деятельности, чтобы не было переохлаждения, которое является причиной многих заболеваний, в том числе ведущих к неспособности быть отцом или матерью.

Пиелонефрит является наиболее распространённым заболеванием почек и одной из наиболее частых инфекций в детском возрасте, при этом у девочек он встречается значительно чаще (в соотношении 10:1), чем у мальчиков. Пиелонефрит опасен не своей тяжестью, а тем, что во многих случаях он начинается и протекает длительное время почти бессимптомно, приводя к необратимым последствиям для здоровья. Важным моментом профилактики пиелонефрита

у девочек является лечение и профилактика вульвовагинита (воспаление наружных половых органов) и занимает первое место среди детских гинекологических заболеваний.

Обсуждая гигиенические требования к обуви, учитель обращает внимание детей на то, что в обуви на высоком каблуке (4 – 5 см) упор переносится на пальцы, походка становится нетвёрдой, туловище отклоняется назад, изменяется форма таза. Приобщая детей к общественно полезному труду, учитель сообщает девочкам о необходимости выполнять разгибательные упражнения после посадки растений, прополки сорняков, подметания и т.п. Длительная мышечная работа, сопряжённая с утомительной согнутой позой, вредна для жизнедеятельности женских половых органов, формирования скелета, костей таза, которые в будущем будут оберегать ребёнка от повреждений, как скорлупа защищает находящийся внутри орех. Согласно результатам медицинских исследований, женщины, перенесшие заболевания органов малого таза в детстве и юности, имеют высокую распространённость гинекологических заболеваний, ограничивающих реализацию репродуктивной функции (воспаление матки, её труб, тазовой брюшины и т.д.)

В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом. Однако в целях сохранения здоровья будущих матерей и воспитания мужественности и женственности как социально необходимых свойств личности следует освобождать девочек от особенно тяжёлых нагрузок (в классе приучила мальчиков отодвигать и задвигать стулья во время уборки классной комнаты). Причиной патологического отклонения матки, её перегибов, опущения являются ношение тяжестей, неудобные позы, резкие движения, совершаемые в наклонном состоянии туловища.

Мальчикам интересно будет узнать, что на работу мышц существенное влияние оказывает музыка. Мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание различных произведений. В большинстве случаев мажорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют. Картина меняется, когда музыку слушает утомлённый человек. В.Бехтеров активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением. Учёный утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт однородная по характеру музыка П.И.Чайковского «Времена года». Наблюдения за пловцами, хоккеистами, борцами показали, что прослушивание музыки во время тренировки благоприятно действует на организм спортсменов, они меньше устают и выполняют больший объём тренировочной нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Успокаивающие и нежные мелодии, такие, как ноктюрны Ф.Шопена, «Утро» и Первая соната Э.Грига, «Осенняя песня» П.И.Чайковского и др., способствуют быстрому восстановлению работоспособности.

Темы «Органы пищеварения», «Гигиена питания» подводят к серьёзной генетической проблеме – к ожирению в детском возрасте, связанному в первую очередь с нерациональным в количественном и качественном отношении питанием, гиподинамией и недостаточной физической нагрузкой. Избыток калорийности, употребление твёрдых жиров (жиров коровьего молока и говядины), пищевого сахара, изделий из рафинированной муки являются факторами задержки полового развития и предрасполагающими к возникновению опухоли молочной железы, как у девочек, так и у мальчиков. К продуктам, содержащим массу противораковых адаптеров и повышающим антиоксидантный статус, относятся разные растительные масла (высшие сорта оливкового масла, льняное, тыквенное, амарантовое), косточковые масла (виноградное, черносмородиновое), зелёный и белый чай, чеснок, капуста брокколи, йодированная соль. А вот кофе, шоколад и какао могут спровоцировать образование опухоли.

Наблюдения, уход за комнатными растениями и выращивание декоративных цветочных культур убеждают детей, что все живые существа способны производить себе подобных. Одни размножаются побегами, другие семенами. У высокоорганизованных животных и человека всё происходит гораздо сложнее: для создания новой жизни необходимо участие двух полов – мужского и женского. Не зря распространённый мифопоэтический символ – женщина – Великая богиня. На пространстве от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изображений, выполненных около 15 – 35 тысяч лет до н.э. В публикациях разных авторов преобладает взгляд, что изображения времён палеолита представляли материнских предков, являлись символом единства и родственной связи членов общины, были наглядным воплощением идеи деторождения. Активное мужское начало во многих культурно – исторических традициях связано с образом креста (крест – символ бессмертия, жизни, страданий). На вопрос: «Хотел бы ты иметь сестричку или братика?» - младшие школьники чаще всего отвечают: «Да» и «Очень много». И здесь детям пришлось по душе сообщение о том, что в Китае, например, жениху и невесте на праздничный стол обязательно подают пельмени и лапшу. Пельмени обозначают многочисленное потомство, а длинная лапша – долгую жизнь. Отвечая на вопрос «Что такое счастливая семья?» - 46,9% учащихся 1 класса убеждены, что счастливая семья – это когда «все живут дружно», 17% - «мама, папа и дети любят друг друга», 10,5% - «есть мама и папа», 8,6% - «есть мама, папа, бабушка, дедушка», 0,9% - «когда родители не пьют, не ругаются», 14,5% - разное (есть машина, дача, отпускают гулять надолго и т.п.), 1,6% - не знают. Получается, 63,9% детей в младшем школьном возрасте уже имеют высокоморальные представления о семье. Семья – это союз любящих людей.

Сохранение репродуктивного здоровья детей – комплексная и многоуровневая задача, которая должна решаться в масштабах государства, но основная роль её решения отводится семье, школе, совместным усилиям педагогов, медиков и родителей. Около 75% женщин хотя бы один раз в жизни перенесли такое серьёзное гинекологическое заболевание, как вульвовагинальный кандидоз. Однако, статистика свидетельствует о том, что около 10% матерей отметили, что жалобы дочери на жжение, зуд и др. появились давно, но к врачу обратились лишь через год. Родители упускают из виду сексуальное развитие детей, являющееся одним из главных составляющих репродуктивного здоровья человека. Сексуальность всегда была частью человеческого поведения. У девочек (3 – 10 лет) сексуальная направленность выражается в чрезмерном кокетливом поведении, объятиях и поцелуях с мальчиками или с мужчинами. Для мальчиков этого возраста характерно стремление прикоснуться к ногам, прижаться к телу родственниц и посторонних женщин. Иногда неграмотное наказание родителей может нанести серьёзный вред формированию репродуктивного поведения детей. Как правило, шлепки рукой или плоским предметом не приносят ощутимого вреда здоровью детей, но у некоторых они могут вызвать эротические, вплоть до оргастических, ощущения. Изредка дети провоцируют взрослых на такие экзекуции. В дальнейшем приятные ощущения связываются с болевыми. Наверное, каждому из вас приходилось выслушивать жалобы со стороны родителей на процедуру осмотра мальчиков и девочек. Врачи нарушают этикет, а классные руководители не догадываются деликатно напомнить врачам о правах детей. В практике детской андрологии десятилетние дети обладают в отношении информированного согласия так называемой парциальной дееспособностью, т.е. в случае возражений мальчика или девочки осмотр проводить противопоказано, в случае согласия – их мнение должно быть учтено. Осмотр двух детей совместно в одном помещении без обеспечения их визуальной и вербальной изоляции является прямым нарушением сразу двух правовых норм – врачебной тайной и права ребёнка на охрану его интересов. Дело в том, что такой осмотр без согласия может принести серьёзную психологическую травму ребёнку.

Как видим, репродуктивное здоровье детей затрагивает многие сферы: политику репродуктивных прав, средства массовой информации, репродуктивное здравоохранение и образование. Ведутся жаркие баталии между сторонниками полового воспитания в школах и противниками. А дети не ждут – они растут! И долг каждого педагога, используя возможности своей дисциплины, по крупицам формировать культуру здоровья, жизненные и семейные ценности будущих отцов и матерей.

Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что он считает интересным сам. Учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика в отдельности, тренера, мотиватора, психотерапевта. Старайтесь делать всё возможное для того, чтобы каждое утро, как девизом, призывом начиналось с обращения учащихся к учителю:

Солнышко, солнышко Здоровыми и добрыми

Где твои лучи? Ты нас научи!

Я не знаю, как каждый из вас ответит на вопрос, который прозвучал в начале моего выступления: «Что является ценным для человека – богатство или слава»? Все ли согласятся с ответом философа о том, что «здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля»… Но все без сомнения согласятся с тем, в наших руках наше здоровье.

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Здоровья вам, вашим близким и вашим ученикам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!