СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа «Память и ее развитие»

   К сожалению, мы редко ставим перед собой задачу – научить наших детей правильным приемам заучивания. И школьники обычно становятся на путь зубрежки, механического запоминания.

   При механическом запоминании обобщение материала и его мысленной переработки не происходит. Смысл его как бы отступает на второй план. Не происходит при этом выделения существенного и своеобразного, не обращается внимания и на внутренние связи и зависимости. Знания и умения, возникающие в результате механического заучивания, могут оказаться малополезными, формальными, неглубокими. Запоминание должно быть смысловым, отражающим реальные связи в том, что подлежит закреплению в памяти.

   Хорошо понятая тема, над которой пришлось самостоятельно подумать и, может быть, основательно «получиться», запоминается точно и прочно, порой на всю жизнь. И, что особенно важно, если она даже и оказывается забытой, восстановление ее в памяти происходит легко и быстро. Это относится к любому теоретическому и практическому материалу.

   Правда, надо сказать, что хотя осмысленное запоминание продуктивнее, но оно и сложнее его. При меньшей затрате времени оно требует от человека значительной внутренней активности, вдумчивости, анализа запоминаемого материала. Это-то и толкает многих, в первую очередь детей, на более легкий путь – путь простой зубрежки.

   Итак, каковы же правильные приемы запоминания? Предположим, школьнику нужно запомнить правило, причем именно такой, который, как говорится, никак «в голове не укладывается». Прежде всего, посоветуйте ему вот что: приступая к запоминанию, он должен поставить перед собой цель запомнить этот материал навсегда. Не до завтрашнего дня, когда учительница пообещала спросить, а именно навсегда.

   Но одного желания прочно запомнить материал, конечно, недостаточно. Следующий обязательный этап запоминания – предварительное обдумывание, мысленный анализ текста, выделение в нем наиболее существенного. Без предварительного осмысления заучивать что-либо нецелесообразно. Разумеется, не все ребята смогут сами произвести такой анализ. Учащимся младших классов учителя обычно сами дают план, по которому надо учить материал.

   Родителям остается лишь проследить, чтобы дети им пользовались. План можно составить устно, а в иных случаях письменно или пктем подчеркивания и проставления цифр, выделяя «логический каркас» изучаемого.

   Как составляется план для запоминания? Прежде всего, следует попытаться произвести смысловую группировку материала. Другими словами, надо мысленно разбить текст на группы мыслей, объединенных между собой общим смысловым содержанием, одной, хотя бы маленькой, темой. Быть может, уже при первоначальном чтении удастся отметить, где кончается один смысловой кусок и начинается другой.

   Произведя смысловую группировку, мы тем самым подготавливаем следующий важный процесс -  выделение смысловых опорных пунктов. Он заключается в том, что каждую маленькую тему мы как-то обозначаем, замещаем тем, что как бы заключает в себе в сжатом, сокращенном виде самое существо того, что подлежит запоминанию.

   Такими «опорными пунктами» могут быть названия разделов, основные определения, формулировки, иногда ими становятся легко запоминающиеся «вехи»: отдельные яркие образы, имена, выражения, которые помогают усвоить связанные с ними мысли.

   Короткий, всего в несколько строчек, план может легко развернут в содержательный и довольно подробный рассказ. План помогает вскрыть внутренние связи в том, что подлежит запоминанию, и потому материал лучше запоминается.

   Даже если план забыт, если человек не может вспомнить его пункты и разделы, тем не менее очень полезна сама работа по его составлению.

   В основе механического запоминания, как уже было сказано, лежит зубрежка, бесконечное повторение. Но и смысловое запоминание не может обойтись без повторения, потому что даже хорошо понятые и один раз правильно воспроизведенные мысли или факты без повторения забываются. Однако и повторять нужно, как говорится, «с умом», действуя не столько числом повторений сколько умением.

   Например. Вашему ребенку, скажем, нужно выучить стихотворение. Обычно школьники делают так: повторяют все стихотворение целиком, от первого до последнего слова, и делают это шесть – семь раз – пока не запомнят. Предположим, первую строфу он запомнил сразу и сбился только на второй, тем не менее школьник повторяет каждый раз все стихотворение с самого начала. Как видите – непроизводительная затрата и сил, и времени.

   А нужно делать так ( и этому способу я советую вам научить своих ребят). Пусть школьник прочтет стихотворение один раз и тут же, закрыв книгу, постарается его воспроизвести, вспомнить. Забыл, как начинается? Ничего, пусть снова прочтет первые строчки. Что-то он, несомненно, запомнит после первого же прочтения и сможет сказать это наизусть, не глядя в книгу, а что забыл, пусть прочтет. Я бы назвала этот способ «воспроизведение с подглядыванием». Не беда, если школьник сначала будет вспоминать стихотворение с ошибками, допустит неточности. Каждый раз таких неточностей будет все меньше, и эти-то трудные для запоминания места он и будет перечитывать. Видите, какая получается экономия сил и времени! 

   Перечитывается только то. Что забыто, только трудные места. Но оказывается, этот способ ценен еще и тем. Что он дает не только более быстрое, но и более прочное запоминание.

   Иногда спрашивают: как надо заучивать? Так, чтобы повторения были сконцентрированы, т.е. следовали подряд, одно за другим, или же они должны отделяться друг от друга промежутками времени? К примеру в понедельник задано выучить стихотворение, в пятницу будут спрашивать. Так как же следует поступать: выбрать день, скажем четверг, и в этот день заучить стихотворение или же поработать над ним во вторник, еще раз повторить в среду, проверить, как оно запомнилось, в четверг?  

   Так вот, второй путь гораздо более правилен. В том случае, если повторения распределены во времени, их требуется для прочного запоминания в два раза меньше, чем при сконцентрированных повторениях. Известно, что спешная, второпях подготовка к экзамену не дает прочных знаний, и одна из причин этого в том, что при гонке повторения сразу следуют одно за другим, мало распределяясь во времени.

   Нужно знать, что однообразные повторения утомляют мозг. Вследствие этого наступает сонливость и возникает чувство усталости. Еще и поэтому надо посоветовать школьникам отказаться от зубрежки, от бесконечных бессмысленных повторений. Меньшее количество повторений при соблюдении указанных условий дает лучший результат.

   В чем же развитие памяти? 

   Работая правильно, а запоминание – это труд, и труд нелегкий, ученик делает наиболее рациональные приемы и способы запоминания своим внутренним достоянием. В дальнейшем они превратятся для него в привычные формы самостоятельной работы, что уже будет свидетельствовать о развитии его памяти.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!