СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа как дидактический метод.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на заседании МО Беседа как дидактический метод. Виды бесед. 

Просмотр содержимого документа
«Беседа как дидактический метод.»

Виды бесед по дидактическим задачам Индивидуальная и фронтальная Организующая, или вводная Беседа – сообщение (новые знания); Беседа – повторение, или закрепление знаний Эвристическая беседа; Собеседование как разновидность беседы

Виды бесед по дидактическим задачам

  • Индивидуальная и фронтальная
  • Организующая, или вводная
  • Беседа – сообщение (новые знания);
  • Беседа – повторение, или закрепление знаний
  • Эвристическая беседа;
  • Собеседование как разновидность беседы
Беседа может применяться с целью решения различных учебных задач:  сообщения новых знаний,  закрепления их, повторения, проверки  подведения итогов. В беседе возможны и вопросы учеников к учителю, и вопросы учеников друг к другу.

Беседа может применяться с целью решения различных учебных задач:

  • сообщения новых знаний,
  • закрепления их,
  • повторения,
  • проверки
  • подведения итогов.

В беседе возможны и вопросы учеников к учителю, и вопросы учеников друг к другу.

Преимущества метода беседы: -активизирует учащихся; -развивает их память и речь; -делает открытыми знания учащихся; -имеет большую воспитательную силу; -является хорошим диагностическим средством.

Преимущества метода беседы:

  • -активизирует учащихся;
  • -развивает их память и речь;
  • -делает открытыми знания учащихся;
  • -имеет большую воспитательную силу;
  • -является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы: - требует много времени; - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ,  который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний.

Недостатки метода беседы:

  • - требует много времени;
  • - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • - необходим запас знаний.
Поведение ученика в ходе беседы

Поведение ученика в ходе беседы

Ученики внимают учителю, т.е. сосредоточены на его речи, внимательны, сопереживают ему; Ученики могут заявить о желании высказаться (задать вопрос, ответить на него, сообщить сопутствующую информацию, сформулировать свой взгляд на предмет беседы и пр.); Учитель регулирует беседу: выбирает того или иного учащегося из желающих высказаться, ограничивает время на высказывание, определяет направление беседы (выделяя ту или иную мысль из уже высказанных или формулируя новый тезис и т.д.
  • Ученики внимают учителю, т.е. сосредоточены на его речи, внимательны, сопереживают ему;
  • Ученики могут заявить о желании высказаться (задать вопрос, ответить на него, сообщить сопутствующую информацию, сформулировать свой взгляд на предмет беседы и пр.);
  • Учитель регулирует беседу: выбирает того или иного учащегося из желающих высказаться, ограничивает время на высказывание, определяет направление беседы (выделяя ту или иную мысль из уже высказанных или формулируя новый тезис и т.д.
Наш город. Городской пейзаж.

Наш город. Городской пейзаж.

Наш город. Городской пейзаж.

Наш город. Городской пейзаж.

Требования к вопросам точно передавать содержание в предельно краткой, грамматически и стилистически правильной форме; соответствовать подготовленности учащихся и активизировать их мышление; не содержать в себе готового ответа, стимулировать учащихся на развернутый ответ с доказательствами и посылками.

Требования к вопросам

  • точно передавать содержание в предельно краткой, грамматически и стилистически правильной форме;
  • соответствовать подготовленности учащихся и активизировать их мышление;
  • не содержать в себе готового ответа, стимулировать учащихся на развернутый ответ с доказательствами и посылками.
Иерархия вопросов Сначала ставятся вопросы, отражающие причинно – следственные связи; обычно они начинаются со слов «зачем…» и «почему…» Потом следуют вопросы, связанные с содержанием: «что это…», «из чего состоит…», «какими признаками обладает…»; Затем формируются вопросы, связанные с действием и способами осуществления – «как…, «каким образом…»; Вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений».  (Зайцев В.Н.)

Иерархия вопросов

  • Сначала ставятся вопросы, отражающие причинно – следственные связи; обычно они начинаются со слов «зачем…» и «почему…»
  • Потом следуют вопросы, связанные с содержанием: «что это…», «из чего состоит…», «какими признаками обладает…»;
  • Затем формируются вопросы, связанные с действием и способами осуществления – «как…, «каким образом…»;
  • Вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений».

(Зайцев В.Н.)

Эвристическая беседа (не более 20%)  Объяснительно – иллюстративные (около 80%)

Эвристическая беседа (не более 20%) Объяснительно – иллюстративные (около 80%)

Эвристическая беседа Этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен:  а) четко определить цель;  б) составить план-конспект;  в) подобрать наглядные средства;  г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы: –  они должны быть логически связаны; –  они должны соответствовать уровню развития учащихся; –  они не должны подсказывать ответ.

Эвристическая беседа

  • Этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий.
  • При подготовке к беседе преподаватель должен:

а) четко определить цель;

б) составить план-конспект;

в) подобрать наглядные средства;

г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы.

  • Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

–  они должны быть логически связаны;

–  они должны соответствовать уровню развития учащихся;

–  они не должны подсказывать ответ.

 Проблемный вопрос:  1. Имеет место логическая связь как с ранее усвоенными понятиями, так и с подлежащими усвоению в некоторой учебной ситуации;  2.Вопрос содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;  3. Вызывают удивление при сопоставлении нового с известным, неудовлетворённость имеющимся запасом знаний, умений, представлений и ценностей.

Проблемный вопрос: 1. Имеет место логическая связь как с ранее усвоенными понятиями, так и с подлежащими усвоению в некоторой учебной ситуации; 2.Вопрос содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; 3. Вызывают удивление при сопоставлении нового с известным, неудовлетворённость имеющимся запасом знаний, умений, представлений и ценностей.