Беседа «Легко ли признаться в ошибке?"
Цели:
формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Эпиграф на доске:
«Ошибки других замечать не много стоит, признаться в своих - вот что приличествует достойному человеку» М.В.Ломоносов.
Вступительная беседа.
1.Создание эмоционального настроя.
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- чего – то знаешь ты.
- А что – то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
2. Введение в тему.
Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Сегодня поговорим о том «Легко ли признаться в ошибке?»
Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.
-А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме?
(Какие бывают ошибки. Что делать, если ошибся? Стоит ли признаваться кому - либо в том, что совершил ошибку?)
-Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»?
(Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)
Перенос ситуации на себя.
Анализ чувств в проблемной ситуации.
- Совершали ли вы ошибки?
- Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)
–Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)
- Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость,слёзы)
Прослушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/15/s_5969bf313b980/660803_2.jpeg)
Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мненье спрятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
-Почему автор пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?».
-Неужели жить, не совершая ошибки, плохо??? (Это сложно, невозможно. )
-Представьте, что каждый из вас - герой этого стихотворения.
Тренинг
Выполните следующие действия.
Вам нельзя смотреть по сторонам, в окно, на друзей во время разговора , - это ошибка.
А ещё лучше, чтобы не ошибиться, закройте глаза и только слушайте.
А чтобы вы случайно не ошиблись и не открыли их, завяжите их.
Сейчас вас ничто не отвлекает, и вы можете меня слушать.
Вам удобно? Хотя нет, молчите, ничего не говорите, а вдруг вы неверно ответите и совершите ошибку!!!
Подойдите к доске, Хотя неееет. Вам нельзя!!!
Это ошибка идти с завязанными глазами. А потом, вдруг что- то случится непредвиденное, и в чём – то ошибётесь.
Лучше присядьте и никуда не ходите! Вот так сидите и слушайте. Хотя слушать надо не всегда, а вдруг это чей – то чужой секрет. Послушав его, вы совершите ошибку. Закройте уши.
-Комфортно вам было? Какие чувства испытали?
-Вот в таком виде пройдёт ваша жизнь. Вы не совершите ни одной ошибки.
-Хотите ли вы ТАК жить? (НЕТ) Почему? (Это не жизнь. Скучно. Это неправильно.)
-Сделаем ВЫВОД. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибки? (Нельзя прожить жизнь и не ошибиться ни разу.)
Ошибки в жизни бывают у каждого человека
– Как же избавиться от этого камня на душе?
– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)
-Из слов на доске мы соберём алгоритм, который поможет правильно поступить, если совершим ошибку. Будем подниматься по ступенькам.
-С какого слова начнём? (ОШИБКА).
- Можем ли мы исправить ошибку, не зная, что ошиблись? (Нет). Какой же следующий шаг? Какое следующее слово? (ОСОЗНАНИЕ)
Ребята, люди совершают разные ошибки: серьёзные и не очень, намеренно или случайно. Как вы думаете, что в такой ситуации самое главное? (Признаться в ошибке)
– Как вы думаете, почему нужно признать ошибку? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).
Какое следующее слово в алгоритме? (ПРИЗНАНИЕ)
А следующее. (ИСПРАВЛЕНИЕ)
- А зачем исправлять – то? (Чтобы исправить ситуацию. Чтобы не было стыдно.)
– Легко ли это сделать?
Послушайте рассказ.
Рассказ «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести и почему он всю жизнь помнил об этом слепом старике?
- Итак, он носил эти осколки в своем сердце. Какие эмоции и чувства испытывает человек с осколками в сердце? (страх, вина, стыд, беспокойство, грусть, тревога, слезы).
- Избавился ли герой рассказа от этих осколков? Почему? (нашел в себе силы покаяться, признаться в ошибке)
- Что происходит с нашей душой, когда мы признаемся в ошибке? Какие чувства испытываем? (облегчение, спокойствие, умиротворение, душевную чистоту).
- Эти чувства будут каплями лекарства для нашего сердца. Куда же делись осколки? (пропали)
- Почему? (на душе стало легко, совесть успокоилась)
- А вы встречали в своей жизни человека, просящего подаяние?
- Как поступали вы? Другие?
- Как лучше всего поступить и почему?
-Что вы можете сказать об этом человеке?
- Как вы понимаете выражение «камень с души упал»?
Тренинг
А теперь возьми по пустой пакет. Это ваша душа. Лёгкий? Встань пройди к доске и обратно. Легко? Вот и по жизни легко идти с чистой совестью. А теперь представьте, что вы сказали или сделали что – то неправильно. Вы осознали это, признались себе в ошибке, но не попытались исправить. Положи в пакет КАМЕНЬ, что лежат на парте. Пройди теперь к доске и обратно. Тяжело? Что же делать? (Выложить камни.) Забыть ошибку? (ИСПРАВИТЬ).
-А если ничего исправить нельзя? (ИЗВИНИТЬСЯ).
-Мы выложили камень, а пакет остался таким же новым? (Нет, прорвался, запылился, потёрся).
-Приятно ли с ним идти?
-Вот так же и с нами. Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно.
- Приятно ли с ними общаться?( Нет. Они просто так извиняются.)
-Какая же последняя фраза в нашем алгоритме? (Попытаться меньше совершать ошибок. Стараться не совершать те же ошибки. Учиться на ошибках. )
- Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?
Игра «Дерево»
Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни вина и стыд (муки совести). Давайте попробуем пробудить дерево (души), поучимся признаваться в совершенных ошибках.
- Ребята, перед вами список различных человеческих качеств и чувств ( зеленые листочки с различными вариантами лежат на столе), выберите те чувства и качества, которые помогут вам преодолеть страх и признаться в своих ошибках. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.
(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)
Качества:
Смелость,
желание,
уверенность,
сила,
воля,
храбрость.
раскаяние
самоосуждение
Порядочность
Искренность
Справедливость
гордость
Гнев
Ненависть
Зависть
Равнодушие
Трусость
Эгоизм
Предательство
Злость
- Давайте прочитаем, какие качества и чувства для признания в своих ошибках вы выбрали …
- Видите, наше дерево пробудилось, зазеленело, проснулось.
– О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих)
-Почему? Вспомните пословицу об этом.
( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)
Ситуации.
-Я вам предлагаю поработать над чужими ошибками и найти пути решения данных проблем.
1)Играя в футбол, я разбил окно у соседки-старушки. Боюсь признаться. Дайте совет, как поступить?
2) Вчера я получил двойку по математике и вырвал лист из дневника. Скоро родительское собрание, родители всё узнают. Лучше признаться заранее, как это сделать?
Тема нашего разговора «Легко ли признавать ошибки? »
-Ответили ли мы на все волнующие нас вопросы. ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.)
-Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу).
-Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других.
Рефлексия – моделирование итога беседы
- Подходит к концу наша беседа. Давайте подведем итоги. Поставьте кубик на +, Если беседа именно для тебя была полезной и интересной. Если ты остался равнодушным к теме беседы, то свой кубик поставьте на -![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/15/s_5969bf313b980/660803_4.png)
Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки по теме беседы и маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас.
Помните
Главного глазами не увидишь,
зорко одно лишь сердце.
«Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».
Всего вам доброго! Спасибо за работу!
Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям
– Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.
Н.Н. Носов «Огурцы».
«Котька пришёл домой радостный:
– Мама, я тебе огурцов принёс.
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
– Где ты их взял?
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто я сам нарвал.
– Значит украл».
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?
Л.Н. Толстой «Косточка».
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?
– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?
– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:
Н. Носов «Огурцы».
«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».
Л. Толстой «Косточка».
«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).– Как нам легче признаться?