СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Стили семейного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему: Стили семейного воспитания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас всех видеть. И сегодняшняя тема нашего выступления «Стили и методы семейного воспитания».  

Когда размышляешь о стилях воспитания детей, вспоминаются слова Льва Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя».

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Давайте внимательно посмотрим на себя. Что мы считаем любовью по отношению к себе? Мы хотим, чтобы нас понимали, принимали такими, какие мы есть, и доверяли нам. Если это есть, то будет и забота, и нежность, и все прочие внешние проявления любви.

  • Являются ли для нас проявлением любви, сделанные нам замечания (пусть даже справедливые, указывающие на наши недостатки)?
  • Разве для нас это означает любовь?

Нет, такое отношение мы назвали бы насилием над нами, то есть злом. Но ведь именно так мы действуем по отношению к нашим детям. Пока они маленькие, слабые, зависимые, они не осознают нашей неправоты. Мы для них цари и боги. Но когда они начинают подрастать, тут-то мы и видим результаты своего воспитания. Ребенок в ответ на привычное замечание родителей, может высказать обиду, рассердиться, отказаться выполнять их требования. Между родителями и детьми растет стена непонимания, возникает отчуждение, конфликт… 

 

Известно, что главной характеристикой семейного воспитания является его стиль. 2 слайд. Стиль семейного воспитания – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. (Галина Михайловна Коджаспирова).

Так вот,  чтобы избежать этих конфликтных ситуаций, мы сегодня с вами поговорим о стилях и методах воспитания, попытаемся определить свой стиль воспитания  и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми.

3 слайд. В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания. Итак, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:

1) Авторитарный

2) Демократический,

3) Либеральный

4) Попустительский,

 

4 слайд. Авторитарный (повед. Р): Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Считается, что родители всегда правы, а непослушание всегда наказывается, часто физически. 

Родители строго следят за выполнением домашнего задания, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

5 слайд. (повед. Д) Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными[1], неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Родительский диктат сказывается на неумении детьми решать конфликты путем обсуждения. Чаще всего с возрастом они приемлют лишь силовой способ решения проблемы.

 

6 слайд Демократический (поведение Р.) Теплые отношения, высокий контроль. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». В отличие от родителей попустительского стиля, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей. Для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

7 слайд Поведение детей (Д.): Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других. Они неагрессивны, осознают свои цели и объективно оценивают возможности, поэтому могут добиться в жизни больших успехов.

Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи. 

8 слайд Либеральный(поведение Р.) В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости.

Поведение детей (Д.): Дети предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим.  Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

 

Опекающий стиль воспитания (гиперопека) (поведение Р.)

Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка. Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.

В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно.

В большинстве случаев родители оберегают и лелеют своих чад  на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

(Повед. Реб) Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.   Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. 

 

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей, у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Далее родители задают вопросы по теме.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Стили семейного воспитания"»

Стили и методы воспитания Психологи:  Арутюнян Анна Кареновна Таланцева Евгения Сергеевна

Стили и методы воспитания

Психологи:

Арутюнян Анна Кареновна

Таланцева Евгения Сергеевна

Стиль семейного воспитания  – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.   (Г. М. Коджаспирова).

Стиль семейного воспитания  – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

 

(Г. М. Коджаспирова).

Основные стили воспитания Демократический Попустительский Авторитарный Либеральный

Основные стили воспитания

Демократический

Попустительский

Авторитарный

Либеральный

Авторитарный стиль воспитания Родитель играет роль непререкаемого авторитета, добивается уважения к себе и отказывает в этом ребенку. В семье часто разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай что я говорю». Часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа: «лентяй», «идиот», «безмозглый» и т.д. и т.п. Успехи ребенка воспринимают как должное.

Авторитарный стиль воспитания

  • Родитель играет роль непререкаемого авторитета, добивается уважения к себе и отказывает в этом ребенку.
  • В семье часто разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай что я говорю».
  • Часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа: «лентяй», «идиот», «безмозглый» и т.д. и т.п. Успехи ребенка воспринимают как должное.
Влияние авторитарного стиля воспитания на характер ребенка Ребенок имеет низкую самооценку. Формируется личность со слабым Я , неспособная на контакт с окружающим миром. Чаще всего с возрастом ребенок приемлет лишь силовой способ решения проблемы .

Влияние авторитарного стиля воспитания на характер ребенка

Ребенок имеет низкую самооценку.

Формируется личность со слабым Я , неспособная на контакт с окружающим миром.

Чаще всего с возрастом ребенок приемлет лишь силовой способ решения проблемы .

Демократический стиль воспитания Открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка. Родители признают и поощряют самостоятельность ребенка. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и признают право на саморазвитие

Демократический стиль воспитания

  • Открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка.
  • Родители признают и поощряют самостоятельность ребенка.
  • Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и признают право на саморазвитие
Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка Ребенок растет самостоятельным, инициативным Умеют строить отношения со сверстниками Хорошо учится Не подвержен негативному влиянию со стороны других Не агрессивны

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка

Ребенок растет самостоятельным, инициативным

Умеют строить отношения со сверстниками

Хорошо учится

Не подвержен негативному влиянию со стороны других

Не агрессивны

Либеральный стиль воспитания Предоставляют ребенку неограниченную свободу Отсутствие правил поведения, запретов Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства , винят себя за них Родители всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости.

Либеральный стиль воспитания

  • Предоставляют ребенку неограниченную свободу
  • Отсутствие правил поведения, запретов
  • Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства , винят себя за них
  • Родители всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости.
Влияние либерального стиля воспитания на характер ребенка Дети сами анализируют и исправляют свои ошибки Формирование личности зависит от среды вне семьи Опасность вовлечения ребенка в асоциальные группы Ребенок эгоистичен, конфликтен Чувствует себя заброшенным и ненужным

Влияние либерального стиля воспитания на характер ребенка

Дети сами анализируют и исправляют свои ошибки

Формирование личности зависит от среды вне семьи

Опасность вовлечения ребенка в асоциальные группы

Ребенок эгоистичен, конфликтен

Чувствует себя заброшенным и ненужным

Опекающий стиль воспитания Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Игнорирование собственных желаний ребенка, стремление все делать за или вместо него Жесткое следование режиму , страх отступить от правила

Опекающий стиль воспитания

  • Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.
  • Игнорирование собственных желаний ребенка, стремление все делать за или вместо него
  • Жесткое следование режиму , страх отступить от правила
Влияние опекающего стиля воспитания на характер ребенка Чрезмерное преувеличение собственной значимости у ребенка Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым.

Влияние опекающего стиля воспитания на характер ребенка

Чрезмерное преувеличение собственной значимости у ребенка

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!