МОУ Больше-Зерентуйская СОШ
Стили семейного воспитания и их влияние на воспитание личности ребёнка
Классный руководитель: Гурбатова Ирина Викторовна
Март 2018 г.
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда вы сним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Гланым основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
А.С.Макаренко.
1.Как вы встречаете детей дома?
2.Как дети встречают вас?
3.Как вы хотели бы, чтобы дети встречали вас каждый день?
Ассоциативный тест
Какие ассоциации вызывает слово «семья» у наших детей?
Любовь, забота, уют, радость, ответственность, доброжелательность, поддержка, помощь, верность – самые главные качества, ассоциативные со словом «семья».
Авторитарный
Демократический
Попустительский
Стили семейного воспитания
Хаотический
Опекающий
Авторитарный стиль (в терминологии — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания упускается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Способы влияния на детей в подростковом возрасте: (рекомендации родителям):
1.Побуждение. Поручите ребёнку дело, подчёркивая, что вы уверены в его способностях и силах, поэтому доверяете ему важное и полезное дело.
2.Соблюдение ритма. Давая поручение, вы должны позаботиться о том, чтобы оно не ломало привычного ритма жизни вашего ребёнка. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
3.Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения. «Уважайте детей и требуйте ответного уважения». Родители не должны позволять своему ребёнку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном оскорбительном тоне. Постоянно спрашивайте детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.
4.Воспитывайте объясняя. Воспитание на своём примере важно, но его недостаточно, т.к. дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки должны не только видеть, что вы ведёте правильную жизнь, но и знать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в ошибках.
5.Учите детей думать. После проступка спрашивайте их: «А что бы ты почувствовал, если бы кто-нибудь также поступил по отношению к тебе?». Надо учить ребёнка анализировать ситуации и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родитель не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.
Притча из китайского эпоса
«Ладная семья»
Песенка о семье
(на мотив песенки о медведях).
для исполнения родителями
Где-то на белом свете наша семья живёт,
Горя и бед не знает, дружною слывёт.
Вместе читаем книги, вместе в кино идём,
В праздник поём и пляшем, в будни дела найдём!
Припев: ла-ла-ла…дружная у нас семья!
Мама бельё стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык.
Припев: ла-ла-ла…дружная у нас семья!
Стихотворение о семье
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья»!