Беседа о детской музыкальности
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать благоприятные условия для их развития.
Л.Н. Толстой очень тонко заметил: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.»
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт, Л. Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена.
Кто избрал им путь гениев? Природа? Родители? Педагоги?
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности(т.е. физиологические особенности строения организма, например – органов слуха или голосового аппарата ), имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Природа позволила человеку слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок, Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завываний ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, т.к. от него зависит, каким станет его ребенок, как он сможет распоряжаться своим природным даром. Окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться строить прочное здание – даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится от сильного ветра и землетрясения. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо».
2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому и не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на наш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Колличественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Не «приклеивайте» вашему ребенку ярлык – «немузыкальный». Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само посебе является абсурдным.
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
Для работы с ребенком дома издана прекрасная книга, популярное пособие для родителей и педагогов М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль, 1997 г.
В этой книге 3 раздела:
«В мире загадочных звуков»;
«Волшебной музыки страна»;
«С песенкой по лесенке».
В книге подобраны игры, задания, игровые упражнения, которые помогут взрослому научить ребенка искусству слышать музыку.
Удачи и у спехов! Пусть вам и вашим малышам будет всегда интересно вместе!
Консультация для воспитателей
«Как организовать музыкальный уголок в группе».
Дети, в свободное от занятий время, очень любят петь, музицировать с помощью детских музыкальных инструментов, играть в различные музыкально-дидактические игры.
Чтобы эта деятельность развивалась как можно более успешно, необходимо создать соответствующие условия в игровой комнате. В уголках необходимо поместить: небольшой шкаф или полки для инструментов и пособий, 1-2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольно-дидактических игр.
Музыкальные уголки создают с учетом возрастных особенностей детей.
В уголках старших групп можно поместить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на музыкальных инструментах. Уместны также и цветы, декоративные работы детей, выполненные на занятия по ручному труду. Можно огородить этот уголок небольшой ширмой.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты. О последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий: различной величины звоночки, погремушки, музыкальные коробки, 2-3 металлофона, 1-2 ….. ,1 барабан.
Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры. Некоторые из них самоделки. А так же атрибуты, элементы костюмов, используемых детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.
Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и небольшой набор пластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий.
Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу, бережно обращались с игрушками и инструментами.
Помогать детям в ознакомлении с игрой на различных инструментах.
В старших группах в музыкальных уголках помещают альбомы с цветными иллюстрациями к знаменательным датам, а также с изображение детей, Занимающихся различной музыкальной деятельностью.
Для детей младшего дошкольного возраста в музыкальных уголках помещают игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем («мишка играет на барабане, заяц прыгает, девочка танцует»). Музыкальные игрушки и игрушки-картинки.
Хорошие музыкальные уголки способствуют развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, шире развивают творческие способности. Помогают выявлять активных, способных детей.