Классный час
«Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»
Ход занятия.
1.Создание эмоционального настроя.
Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.
Я рада вас приветствовать на нашей беседе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
С каким настроением вы пришли на беседу? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу? Пусть это настроение не покидает вас.
2. Введение в тему.
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
3.Сегодня поговорим о том
Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
Посмотрите на эту полянку, она пустая, на ней ничего не растет ни одного цветочка, ее лишили жизни злость и обида. Давайте сегодня попробуем вырастить полянку добра, поучимся преодолевать свои обиды.
На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
Есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-нибудь? Поднимите руки. Каждый из нас в обиде не одинок. Назовите чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся (печаль, досада, раздражение, злость, ненависть).
- Ребята, а вы ведь тоже кого-то обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – сам обидчик?
Вспомните, просили ли вы прощение?
- А что значит – простить?
Что мы должны вкладывать в это понятие? (это значит: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, а я постараюсь исправиться.
- Что такое прощение? Его можно определить, как заключение мира и понимание, подтверждение права другого человека иметь собственное мнение, даже если оно отличается от вашего. Оно должно идти от глубины души и со всей искренностью.
Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
- Вы не замечали, что легче сказать «извини», чем «прости»? («Извини» – значит, выведи меня из вины, я не виноват, так получилось, а простить – значит покаяться в содеянном.)
- Можно ли научиться прощать?
А) - Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые могут произойти в жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит свое задание.
1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку. Как бы ты поступил?
3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
Б) – Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
Игра «Человеческие чувства»
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, которые помогут простить и попросить прощение и запишите их на приготовленных цветочках. Прикрепите эти цветы на поляну. Посмотрите, как она преобразилась без Злости и Обиды.
(ребята украшают полянку, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка) Чувства:
Досада Порядочность Агрессия Доброта Любовь Раздражение Уважение Гнев Вдохновение Интерес Презрение Ненависть | Обида Зависть Сердечность Ненависть Любовь Взаимопонимание Равнодушие Радость Ревность Страх Счастье Успех |
Какие качества вы выписали?
- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)
Значит кому в первую очередь нужно прощение?
На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!
Послушайте стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей»
Расул Гамзатов
Берегите друзей
Знай мой друг вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь поранив ногу
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу
И коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил.
В слабости усматривая зло,
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Я прошу вас люди ради бога
Не теряйте доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Как вы поняли смысл данного стихотворения?
Я желаю вам иметь много друзей и научиться прощать людей.
В заключение я бы хотела подарить вам небольшие памятки, надеюсь они вам помогут в жизни.
Памятка. Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца. Ребята, запомните!
Каждый может совершить ошибку.
Совершив ошибку, умей её признать.
Прости, и будешь прощён.
Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
Прости, и твоя душа будет светлее.
Определите, изменилось ли ваше настроение после беседы, и в какую сторону?
«Правило бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головою,
Ведь в жизни все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.