СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасность в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорога в школу для многих начинается с остановок. Они есть везде, где ездят автобусы, троллейбусы, трамваи или маршрутные такси. Для безопасного пользования этими видами транспорта необходимо знать и соблюдать правила поведения

Просмотр содержимого документа
«Безопасность в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте.»



Урок № 8

Дата:

Класс: 5

Тема урока. Безопасность в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте. Разработка памятки пассажира общественного транспорта.

Цели урока:

Образовательная: продолжить формировать знания о видах общественного транспорта, правилах безопасности в общественном транспорте, посадки и высадки из общественного транспорта.

Развивающая: содействовать развитию практическим навыкам анализа и принятия решений при составлении памятки, формированию коммуникативных навыков.

Воспитательная: создавать условия для воспитания у обучающихся уважительного отношения к правилам поведения в общественном транспорте; желания и необходимости применять их на практике.

Методическое оснащение урока: мультимедийный проектор, презентация

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальная, групповая.

Понятия и термины: салон общественного транспорта, электротранспорт,

дорожные знаки остановки общественного транспорта, эскалатор.

Тип урока: комбинированный













План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Сообщение темы, цели, задач урока.

  5. Изучение нового материала.

    1. Остановка – место повышенной опасности.

    2. Как вести себя на остановке.

    3. Правила перехода дороги.

    4. Переход дороги с трамвайными рельсами.

    5. Безопасность салона автобуса

    6. Электротранспорт.

    7. Поездка в переполненном транспорте.

    8. В метрополитене.

  6. Практическая работа.

    1. Разработка памятки пассажира общественного транспорта.

  7. Рефлексия.

  8. Оценивание учебных достижений.

  9. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2.Выявление дежурных.

3. Проверка отсутствующих

4. Проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний.

    1. Какие правила нужно соблюдать у железнодорожного полотна?

    2. Какие виды общественного транспорта вам известны?

    3. Какими видами общественного транспорта вы пользуетесь?

    4. Почему этот транспорт называется общественным?

    5. Что нужно знать для безопасного пользования общественным транспортом?

  1. Мотивация. Дорога в школу для многих начинается с остановок. Они есть везде, где ездят автобусы, троллейбусы, трамваи или маршрутные такси. Для безопасного пользования этими видами транспорта необходимо знать и соблюдать правила поведения.

  2. Сообщение темы, задач урока. (Слайд № 1,2)

  3. Изучение нового материала.

  1. Остановка – место повышенной опасности. Их обозначают специальными дорожными знаками. (Слайд № 3)

  2. Как вести себя на остановке. (Учитель предлагает ученикам игру «Проверь свои знания»)

В тетради дети записывают номер вопроса и букву предполагаемого ответа.

«Проверь свои знания»

  1. Ты подошел к остановке, где собралось много людей. Твои действия?

а) будешь ожидать автобус ближе к краю тротуара;

б) или подальше от него

2. Ты вышел из автобуса и спешишь в школу на

противоположной стороне дороги. Твои действия?

а) обойдешь автобус спереди;

б) сзади;

в) дождешься, пока он не уедет

Учитель с ребятами проверяют и обговаривают ответы. Тот, кто ответил на первый вопрос (а) – правильно. Кто дал ответ (б) – этого не стоит делать, ведь под натиском нетерпеливых пассажиров можно попасть под колеса. Это особо опасно зимой, когда дороги скользкие. Автобус на остановке может занести.

Второй вопрос. Ответ (а) – обходя автобус спереди, ты подвергаешься двойной опасности: водитель может не заметить тебя и тронуться с места. Подобное чаще всего случается с детьми из – за их невысокого роста. Вторая опасность – ты сам можешь не заметить транспорт и угодить под колеса. Поэтому, если необходимо обойти автобус спереди отступи на пять шагов, чтобы водитель мог тебя увидеть и, прежде, чем выйти из – за транспорта, остановись и осмотри улицу слева и справа.

Ответ (б) – обходя автобус сзади, можно не заметить транспорт, движущийся по встречной полосе. Это особенно опасно на узких двухполосных дорогах. Только в крайнем случае обходи автобус сзади, но прежде, чем выйти из – за транспорта, осмотри улицу слева и справа.

Ответ (в)- правильно. Лучше вообще не выходить на дорогу, когда видимость на ней ограничена. Даже, если ты опаздываешь, нужно подождать, пока транспорт уедет, или перейти дорогу в безопасном месте.

  1. ( Дети записывают правила. Слайд № 4).

Запомни!

  • Переходить дорогу на остановке опасно.

  • Если необходимо обойти автобус спереди, отступи на пять шагов и, прежде чем выйти из - за автобуса, остановись и осмотри улицу слева и справа. (Слайд № 5)

  • Если необходимо обойти автобус сзади, то, прежде, чем выйти из – за транспорта, остановись и осмотри улицу справа и слева. (Слайд № 6)

  1. Переход дороги с трамвайными рельсами.

Обычно пассажиры садятся в транспорт и выходят из него прямо на тротуар. Но есть еще один вид остановок, на которых посадку и высадку осуществляют на проезжей части. Это происходит в том, числе, когда трамвайные рельсы проложены посредине дороги. Существует правило, согласно которому водители обязаны остановиться и пропустить пассажиров, которые вышли из трамвая или направляются к нему. (Слайд № 7).

Но оно начинает действовать лишь тогда, когда трамвай остановился и открылись двери. Так что не торопись перебегать дорогу и войти в открытые двери. Однако прежде чем подойти к трамваю или отойти от него, убедись, что все автомобили остановились, ведь и среди водителей встречаются нарушители.

Рассмотреть ситуацию (Слайд № 8).

  1. Безопасность салона автобуса. (Слайд № 9).

Кабина водителя и передние сидения – самые опасные.

Задние сидения, площадка возле выхода – опасные из – за скопления пассажиров, которым не за что держаться.

Проходы и выходы, места у дверей – опасность выпасть из транспорта.

Средняя часть автобуса – наиболее безопасная.

В последнее время появилось много микроавтобусов, используемых как маршрутные такси.

  1. Электротранспорт – это троллейбусы и трамваи. Они считаются более безопасными, чем автобусы, поскольку движутся с небольшой скоростью по рельсам или вдоль проводов и имеют более широкие и удобные двери и проходы. Однако при некоторых обстоятельствах вагоны могут оказаться под напряжением. Например, ты долго ожидал троллейбуса, а когда он подъехал, ты увидел, что из – под колес сыплются искры. Или в трамвае заметил, как женщина вскрикнула, коснувшись металлического поручня. (Слайд № 10). Если это произошло, предупреди об этом. Не заходи в вагон, а если ты уже в нем, постарайся как можно скорее выйти, не прикасаясь к металлическим частям: поручням, корпусу, дверям. Старайся действовать осторожно, не толкать других пассажиров, ведь они могут пошатнуться и пострадать от поражения электрическим током.

  2. Поездка в переполненном транспорте. (Слайд № 11).

Объясните, почему могут быть опасными в переполненном транспорте:

  • Обувь на высоких каблуках;

  • Длинный шарф;

  • Широкополая шляпа;

  • Рюкзак, санки, лыжи.

  1. В метрополитене.

Вестибюль метрополитена оснащен автоматами и кассами для продажи жетонов и проездных документов и пропускными пунктами. На видном месте размещена схема метрополитена. Она поможет определить, как доехать до нужной станции, где нужно осуществить пересадку. В вестибюле всегда есть дежурный. При необходимости к нему можно обратиться за помощью.

К каким правилам поведения в метрополитене соответствуют пиктограммы, изображенные на слайде № 12.

  • Нельзя бегать по эскалатору.

  • Вход в метрополитен с мороженым воспрещён.

  • В метрополитене запрещается перевозить вещи больших размеров.

  • Будь осторожен при выходе с эскалатора.

  • Не подкладывай пальцы под поручень.

  • Не ставь вещи на поручень.

  • Маленьких детей следует держать за руку или перевозить на руках.

  1. Практическая работа.

Разработка памятки пассажира общественного транспорта ( Учитель делит учащихся по группам по выполненным рисункам домашнего задания).

1 группа (рисунки автобуса): памятка пассажира автобуса;

2 группа (рисунки трамвая): памятка пассажира трамвая;

3 группа (рисунки троллейбуса): памятка пассажира, которому придется ехать в переполненном транспорте;

4 группа (рисунки вагонов метрополитена): памятка пассажира метро.

  1. Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Помогут вам в жизни данные правила?

  3. О чем бы вы хотели узнать еще?

  1. Оценивание учебных достижений.

Вид деятельности

Баллы

Мои баллы

Игра «Проверь свои знания»

1


Умение работать в группе

1


Полнота и правильность памятки

1


Наличие рисунка

1


Грамотность речи

1


Итог

5




  1. Домашнее задание. Оформить памятки на альбомном листе.