Урок русского языка в 5 классе Овчаренко Т.В.
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;
создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты: научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации. Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия. Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.
Задачи:
1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Одновременно 3 ученика работают с индивидуальными заданиями.
К а р т о ч к а 1. Выпишите подчеркнутые слова, разбери те их по составу и сделайте вывод об их морфемном составе: уходят из дома; досмотрят фильм; черненький медвежонок.
К а р т о ч к а 2. Запишите ряд однокоренных слов с корнем -да-, графически обозначьте корень, над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
К а р т о ч к а 3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные гласные и корень глаголов. Рядом запишите проверочные слова. Орфограмму-гласную и опознавательные признаки орфограммы обозначьте графически.
Изв..стил родителей, уг..стил шоколадом, соед..нил провода, пос..дел от старости, расч..щал двор, сож..леть о потере, уд..вишь друзей, прибл..жаться к дому
2. Эвристическая беседа.
На доске буквы о, а, е, и, я.
– Ребята! Почему у нас в гостях появились эти буквы? (В написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.)
– Что будем отрабатывать на уроке? Кто назовет тему урока?
(Мы будем повторять правописание слов с безударными гласными.)
– Внимательно посмотрите на экран, выберите задание, выполните его, объясните выполнение.
а) Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное.
в_сна д_жди
цв_ты в_да
тр_ва гр_чи
Придумайте и запишите распространенное предложение с одним из слов.
б) Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывайте проверочное к слову с безударной гласной в корне.
Во дв_ре рыхлая л_дяная горка. Тр_пинки в с_ду поч_рнели. Настало время б_лить в с_ду д_ревья. Надо защ_тить их от горячего солнца и н_чного мороза.
Второе предложение разберите по членам и по частям речи
3. Разгадывание кроссворда
1. То он – блин, то он – клин,
Ночью на небе один.
2. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
3. Яростно реки рвет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
4. Летом зеленеет, осенью желтеет.
5. Я мохнатый, я кудлатый,
Я всегда над каждой хатой.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
Ответы: 1. Месяц. 2. Весна. 3. Апрель. 4. Трава. 5. Дым.
– Какое слово получилось? Объясните его написание. (Цвет – цвет.)
– Какие еще здесь слова с безударной гласной, которые можно проверить ударением? (Весна – вёсны, трава – травы.)
4.Тренировочные упражнения.
1) Распределительный диктант.
Учащиеся записывают слова в два столбика: слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Бананы, апельсины, картофель, мириться, бинокль, перила, деревянный, разгадать, водянистый, отличиться, течение.
Вопрос к классу: Какие виды орфограмм встретили вы в этом задании?
2) Поиграем. Найдите «лишнее слово», выделите в нем корень и обозначьте его графически: удивительный, далекий, увядает, оранжевый.
3) Списать текст, вставить пропущенные буквы. Обозначить корень в словах с пропусками, в скобках записать проверочное слово. (Текст на слайде или распечатан для учащихся.)
Сережа очень ж..лел воробьев з..мой. Он см..стерил для них к..рмушку, в х..лодные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и з..рно. Ведь сытой птице холод перен..сить легче.
5. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом